Сколько платят зрители за европейское ТВ?

Российский рынок платного ТВ продолжает развиваться, прирастая как абонентами, так и новыми услугами для них. Основная проблема, правда, при этом никуда не делась, и имя ей «низкий ARPU». 146 рублей (2,2 евро) в месяц. Это немного с любой точки зрения: по сравнению с затратами домохозяйств на развлечения, стоимостью пачки сигарет или платного телевидения в других странах. Вот в Германии, например, каждый абонент в 2015 году в среднем платил 14,2 евро в месяц.

А давайте разберемся, сколько и за какое телевидение на самом деле платят люди в Западной Европе. И как особенности оплаты этой услуги влияют на развитие телерынка и бизнеса операторов платного ТВ? Для этого рассмотрим три страны — Германию, Великобританию и Испанию. Эти рынки имеют много общего (например, давно отключенное аналоговое эфирное ТВ), но гораздо больше у них различий.

Германия

Все телеканалы страны жестко делятся на два типа, для которых законодательно прописаны разные источники финансирования: частные и общественно-правовые (ОПТВ). Частные существуют за счет размещения рекламы и продажи прав на собственные фильмы и передачи.

Наибольшей ОТПВ ФРГ и самой крупной телерадиокомпанией континентальной Европы является ARD (Arbeitsgemeinschaft der offentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland — Рабочее содружество общественно-правовых телерадиокомпаний ФРГ). Она объединяет федеральный телеканал ARD Das Erste, девять телеканалов федеральных земель, канал иновещания Deutsche Welle («Немецкая волна»), а также более 50 местных радиостанций. Вторым, даже по названию, в стране является холдинг ZDF — Zweites Deutsches Fernsehen («Второе Немецкое Телевидение»). Оно появилось в 50-е годы прошлого столетия, когда государство попыталось создать альтернативу общественному ТВ, и включает сейчас три телеканала. Кроме того, ZDF вместе с ARD и другими сетями участвует в производстве еще четырех каналов и управлении ими. Реклама на общественно-правовых каналах полностью запрещена в выходные и праздники, а в будние дни — после 20.00. Кроме того, для них существуют обязательные квоты на показ новостей, познавательных и развлекательных передач.

За чей счет весь этот общественно-государственный банкет? Реклама — не главное, основные деньги дает ежемесячный налог на телевидение и радио (Gebuhren) в 17,5 евро. Его обязаны платить не только домохозяйства, но и все организации страны. Причем независимо от того, есть ли у них телевизор и смотрят ли они передачи общественно-правовых каналов. Собранные деньги распределяются так:

  • 0,26 евро уходит телеканалам федеральных земель, не входящим в ARD,
  • 0,41 евро получает немецкое государственное радио Deutschlandradio,
  • 4,25 евро поступает в бюджет ZDF,
  • 4,05 евро попадает телеканалам ARD федерального уровня, в том числе 2,88 евро каналу Das Erste,
  • 8,18 евро финансирует телекомпании ARD в федеральных землях.

Отдельно 0,35 евро тратятся на организацию работы земельных ведомств по делам СМИ (Medienanstalt). В Германии в отличие от России нет федерального закона о средствах массовой информации, и все эти вопросы отнесены на уровень земель. Независимые от государства общественно-правовые самоуправляемые институты ведают следующим:

  • выдача лицензий на определенный срок частным радио- и телеканалам,
  • наблюдение за деятельностью электронных СМИ (например, защита интересов молодежи, контроль объема рекламы),
  • наблюдение за поддержанием плюрализма мнений на телевидении.

Собранных денег хватает общественному и государственному ТВ на создание очень качественного контента, который зрители с удовольствием смотрят. ARD и ZDF получили в 2015 году более трети всей аудитории ТВ. При этом суммарно телеканалы ARD федеральных земель (эта схема немного похожа на нашу ГТРК) вообще заняли по доле первое место, а частный RTL стал только четвертым.

Рис. 1. Доля аудитории телеканалов в Германии, 2015 год

Источник. AGF & GFK. Зрители от 3 лет и старше, все сутки

Жители Германии смотрят прежде всего национальные телеканалы, причем 17 из них по закону распространяются бесплатно. Что на этом фоне остается делать операторам платного ТВ? Ответ самый неожиданный. Вести бизнес и радоваться, так как сети давно построены и большие инвестиции не требуются. А еще немцы привыкли оплачивать телевидение дважды, дискуссия о налогах на ТВ сводится только к тому, как удобнее их платить. Как результат, рынок платного ТВ страны насчитывает 38,9 млн абонентов, а проникновение услуги в 2015 году составило 97,4%. Абонентская база в последние годы растет медленно, что неудивительно, а в технологиях доступа доминируют спутник и кабель.

Особенностей на этом рынке две:

  • для удовлетворения потребностей разнородного и разноязычного населения операторы должны иметь в своем предложении английские, французские, турецкие, русские, польские, итальянские, испанские, португальские и греческие каналы;
  • продолжается бурный процесс перехода абонентов на цифровое ТВ, что приводит к увеличению числа доступных абоненту каналов, но не цены на них.

Минимальная стоимость пакета у наземных игроков рынка от 3,99 евро (за 40 каналов), максимальная 19,99 евро (за 165 каналов). Средний ARPU — 14,2 евро.

Получается, что средняя немецкая семья платит за телевидение в сумме 31,7 евро в месяц, перечисляя эти деньги частями разным получателям — государству и операторам.

Великобритания

В Великобритании четыре основных телевизионных холдинга — ВВС, Channel 4 (общественные вещательные компании), ITV и Five (частные). Только каналы ВВС существуют за счет государства (реклама на них запрещена), остальные — за счет рекламодателей.

BBC — старейший и крупнейший в мире телевещатель, который целиком финансируется за счет собираемого лицензионного сбора (licence fee). Формально этот налог взимается за право смотреть или записывать ТВ-программы любых каналов в прямом эфире на любом устройстве (вне зависимости от языка и страны вещания), а также загружать или просматривать какие-либо программы BBC на iPlayer. Специальную базу данных адресов, которая используется для рассылки писем тем, кто уклоняется от уплаты сбора, ведет BBC, а все продавцы телевизоров должны сообщать адреса покупателей именно туда.

С 2010 года налог составляет 145,50 фунта (170 евро) в год за цветной телевизор и 49 фунтов (57,3 евро) за черно-белый. Все жители страны до возраста 75 лет обязаны платить отдельно за все свои домовладения, например городскую квартиру и загородный дом. Людям, которые официально признаны слепыми или ограниченно видящими, предоставляется скидка 50%. Обязанность оплаты налога также распространяется на юридических лиц, у которых установлены телевизоры для просмотра прямого эфира (офисы, кафе, фитнес-клубы, гостиницы и т.д.).

Великобритания в 1998 году первой из европейских стран приступила к внедрению цифрового наземного эфирного телевидения. Полный переход длился 14 лет, и сегодня проникновение цифры составляет 95%. Вещательная платформа называется Free View и дает возможность в открытом эфире смотреть 70 SD-, 15 HD-каналов и слушать 30 радиостанций. Распределение предпочтений зрителей по телеканалам показано на рисунке 2. Получается, что примерно четверть спроса на контент удовлетворяется за счет налогов (каналы BBC), еще треть оплачивают рекламодатели (ITV, Channel 4 и Channel 5), а вот остальной контент приобретается прежде всего за счет абонентской платы.

Рис. 2. Доля аудитории телеканалов в Великобритании, 2015

Источник. BARB / Kantar Media. Зрители от 4 лет и старше, все сутки

Общее число каналов в стране, у которых измеряется аудитория, — 314, а всего на разных платформах доступно более 500 телекомпаний. Их распространением в Великобритании занимаются пять основных операторов, причем каждый из них специализируется на своем способе доставки сигнала: спутник, кабель или IPTV. База подписчиков на платное ТВ составила в 2016 году 16,9 млн, а проникновение услуги достигло 62% населения страны. Это заметно ниже, чем в Германии, но рост продолжается за счет эксклюзивного показа операторами нишевого контента (в основном фильмов и спорта), из которого они делают новые каналы и расширяют предложение. Британские любители «Формулы-1″, английского футбола или Лиги чемпионов УЕФА в полном объеме на ТВ это могут увидеть только за дополнительные деньги. А кроме того, British Telecom покупает эксклюзивный показ американского баскетбола и бейсбола, а Sky — крикета, гольфа и мотогонок.

Sky является крупнейшим оператором по числу клиентов, а потому его минимальная подписка (20 фунтов (23 евро) в месяц при условии заключения годового контракта) — стандарт для остальных. За эту плату подписчик получает доступ к 270 телеканалам. Если он хочет посмотреть еще восемь спортивных каналов, это стоит дополнительно 27,5 фунта (32 евро) в месяц. В среднем по стране ARPU на одного подписчика платного ТВ составляет 41 евро в месяц.

Таким образом, полная ежемесячная плата для двух из трех британских домовладений за родное ТВ составляет 14,2 евро налога и 41 евро за платное ТВ. Итого 55,2 евро. Оставшаяся треть смотрит только Free View за 14,2 евро в месяц.

Испания

Первые телевизионные трансляции Televisión Española (теперь La 1) в Испании начались в 1956 году. Три часа в день в Мадриде и окрестностях 300 владельцев телевизоров смотрели одобренную генералом Франко информацию и развлечения. В 1965 году государственная TVE запустила второй канал, который тогда называли просто UHF (вещание шло в дециметровом диапазоне). Сейчас в стране две трети всей телевизионной аудитории собирают три холдинга — государственная Televisión Española (TVE) и коммерческие Mediaset и Atresmedia. Все телеканалы, принадлежащие этим компаниям, бесплатны для зрителей.

Совсем недавно испанское телевидение мало отличалось от такового в остальных европейских странах, но 2010 год стал эпохальным для телеиндустрии:

  • в апреле закончился переход эфирного ТВ на цифровой формат;
  • с мая начал действовать «Общий закон об аудиовизуальной коммуникации». Если сравнивать с российским законодательством, то это законы о СМИ, рекламе, связи и защите детей от вредной информации в одном тексте.

Так, например, по этому закону TVE и еe дочерние компании не могут транслировать рекламу и телемагазины. Государству предписывается спонсировать создание европейских кино-, телефильмов и детских передач, чтобы затем иметь возможность получать права на их показ. Статья 20 отдельно регулирует, что государственный совет по телевидению составляет двухлетние каталоги, где перечисляются события, представляющие особый интерес для общества: летняя и зимняя олимпиады, матчи сборных команд страны по футболу и баскетболу, финал Лиги чемпионов УЕФА и т.д. Список этих событий в любой момент может быть расширен, и все они должны транслироваться по открытому ТВ в прямом эфире и в записи бесплатно. Статья 21 закона регламентирует, как надлежит продавать телевизионные права на показ чемпионата Испании по футболу (на основе принципа свободы предпринимательства и не более чем на четыре года).

С таким набором бесплатного контента совсем неудивительно, что зрительская аудитория смотрит ТВ лишь с коротким перерывом на сиесту. По состоянию на 2016 год охват (не технический, а реальный зрительский) цифрового эфирного ТВ в стране составляет 95% домохозяйств. Важно отметить, что в 33,8% доли «других» в 2015 году входит большое число региональных каналов, которые есть в каждой из 13 областей Испании.

Рис. 3. Доля аудитории телеканалов в Испании, 2015 год

Источник. Kantar Media, People Meter & Audio Matching Panel Dat. Зрители от 4 лет и старше, все сутки

Глядя на этот коммунизм, возникает только два вопроса:

  1. Кого-то должны были обложить дополнительными податями, чтобы государство могло обеспечить работу такого закона?
  2. Есть ли рынок платного ТВ в таких условиях?

Формально ответ на первый вопрос для жителей страны приятен, и они напрямую финансово не пострадали. По закону «О финансировании государственной радио-телевизионной корпорации» расходы TVE стали покрываться за счет дополнительных налогов на смежный бизнес:

  • телекоммуникационные компании платят ежегодно 0,9% оборота,
  • коммерческие эфирные телеканалы (живущие за счет рекламы) — 3% оборота,
  • операторы платного ТВ — 1,5% оборота

И рынок платного ТВ в стране есть, хоть и необычной в сравнении с другими странами конфигурации. На нем преобладает IPTV, так как телекоммуникационные операторы прилагают много усилий по подключению интернет-пользователей к ТВ. По прогнозу компании IHS, на конец 2016 года суммарная абонентская база платного ТВ в Испании должна была составить 6,2 млн абонентов, или 34% от всех домохозяйств. Из них 4,1 млн — IPTV-, 1,6 млн — кабельные и 0,6 млн — спутниковые абоненты.

Больше половины всех подписчиков обслуживает Telefónica (бренд Movistar). Она предлагает IPTV- и спутниковым абонентам минимальный тариф на платное ТВ: 7,9 евро в месяц. Показательно, что за последние три года цена на эту услугу упала в три раза. Однако пакетные предложения компании (интернет, ТВ и мобильный телефон) для пользователей еще выгоднее, поэтому большая часть абонентов платит за расширенные пакеты (быстрый интернет, безлимитные звонки по телефону, кино, сериалы, спорт).

Получается, что Испания — страна европейской телевизионной халявы. Налогов на ТВ нет, государство взяло на себя обязанность показывать все самое интересное. Треть жителей страны платят 17 евро (ARPU для платного ТВ). А две трети — за самый интересный контент на десятках телеканалов в открытом эфире — не платят вообще ничего.

Источник: Кабельщик

Читайте также: