
– Тамара Викторовна, как у нас в стране защищаются права потребителей?
– В Республике Беларусь с 2000 года на государственном уровне учрежден День потребителя (Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157). Он отмечается, как и во всем мире, 15 марта. Вопросы, касающиеся защиты прав потребителей, регулируются Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей». Он определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей, решает все возникающие вопросы. Защита прав потребителей осуществляется в досудебном и судебном порядке.
– Каждый год Международная Федерация потребительских организаций устанавливает тематику Дня защиты прав потребителей. Какова она в 2014 году?
– В текущем году День защиты прав потребителей пройдет под девизом «Обеспечение защиты прав потребителей мобильной связи». Всемирная организация потребителей в этом году призывает обратить особое внимание на проблемы, которые возникают у потребителей услуг мобильной связи и выступает за прозрачность договоров на предоставление услуг связи, качество предоставления таких услуг, своевременное предоставление информации о стоимости оказанных услуг связи, безопасность и защиту от мошенничества в сфере предоставления услуг связи, защиту персональных данных.
– Актуальна ли эта тематика для Речицкого района?
– С развитием мобильных коммуникаций, широким распространением сотовой связи, расширением спектра услуг связи увеличилось и у нас количество обращений потребителей по вопросам качества связи, навязывания услуг, неправомерного отключения абонентов от услуг сотовой связи при наличии задолженности по оплате информационно¬-справочных услуг, распространения рекламы посредством сотовой связи и т.д. И все чаще появляется осознание необходимости знать свои права в этой области для решения всевозможных проблем.
– Как в нашем районе решаются вопросы защиты прав потребителей? И знают ли люди, куда им обращаться в спорных случаях?
– Эффективность системы защиты напрямую зависит от быстрого и качественного решения потребительских проблем, причем административное или судебное вмешательство должно быть скорее исключением, чем правилом. У нас в районе следует обращаться в отдел экономики райисполкома ко мне, уполномоченному по защите прав потребителей, в кабинет 3–1. Самостоятельно потребитель не всегда может решить вопрос положительно. Но если потребитель приходит грамотный, владеющий информацией о законе, в этом случае продавец чаще всего решает ситуацию на месте. Бывают, конечно, случаи, когда мы рекомендуем обратиться в суд, но чаще вопрос решается в досудебном порядке.
– Много ли к вам поступает вопросов от потребителей по защите своих прав? В каких сферах происходят чаще всего нарушения в нашем районе?
– Каждый день более десятка потребителей звонят и приходят к нам для получения консультации, с вопросом, как поступить в той или иной ситуации. Анализ обращений граждан показывает, что наиболее проблемным сегментом является торговля. В основном мы рассматриваем вопросы, касающиеся качества торгового обслуживания, порядка расчета с потребителями при возврате некачественного товара продавцу, приобретения товара через интернет-магазины. Много вопросов поступает в связи с реализацией некачественной обуви, продавцы не хотят компетентно общаться с потребителями, поменять обувь, отремонтировать ее или вернуть деньги. Кроме того, немало вопросов вызывают некачественные услуги, в частности установка окон и дверей. Здесь нужно сказать, что наши люди часто пользуются услугами знакомых, родственников, и при этом не составляют письменные договоры. В результате – выполнение некачественной услуги и жалобы на ее производителя. А доказать то, что работу по устной договоренности выполнял именно этот человек – очень непросто.
– Что делать потребителю, если ему продали товар ненадлежащего качества?
– Первоначально необходимо обратиться к продавцу, у которого был приобретен товар. Не исключена возможность и того, что продавец товара дорожит своей репутацией, и все проблемы будут решены по устному заявлению. Если же он не торопится решить ваш вопрос, лучше всего все свои требования изложить письменно в виде претензии. Желательно иметь копию претензии на тот случай, если продавец не удовлетворит требования потребителя, либо удовлетворит ее частично. Она может понадобиться при обращении в суд. Если претензия осталась без рассмотрения либо результаты ее рассмотрения не устраивают потребителя, он может обратиться для защиты своих прав в государственные органы либо общественные объединения. А если конфликтная ситуация между потребителем и продавцом не разрешена и в досудебном порядке, потребитель имеет право обратиться с иском о защите своих прав в суд по месту жительства или нахождения истца либо ответчика; исполнения договора либо причинения вреда (по выбору потребителя).
– Часто возникают вопросы, связанные с гарантийными сроками на товар. Какой продолжительности должен быть гарантийный срок?
– В соответствии со статьей 7 Закона изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах, в том числе и гарантийном сроке. Обычно срок гарантии указывается в документе, подтверждающем факт покупки товара (кассовом чеке, квитанции к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону и т.п.), в техническом паспорте, инструкции по эксплуатации, руководстве пользователя. Там же должны быть прописаны сведения о наименовании и стоимости товара, дате его приобретения, продавце, месте нахождения (юридический адрес), фирменном наименовании изготовителя и месте нахождения организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара. Нужно обязательно проверять наличие печати и подписи продавца, ведь неполное заполнение этого документа может послужить поводом к отказу в гарантийном обслуживании. По всем группам непродовольственных товаров претензии по качеству можно предъявить продавцу в течение двух лет с момента покупки товара (или в течение гарантийного срока, если он превышает два года) либо изготовителю (поставщику) – в течение срока службы товара, а если он не установлен – в течение десяти лет.
– С какого момента исчисляется гарантийный срок?
– По общему правилу гарантийный срок исчисляется с момента передачи товара потребителю. Для сезонных товаров срок гарантии исчисляется с момента наступления соответствующего сезона. Например, в отношении обуви: для зимней – с 15 ноября, весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней – с 1 мая). Однако если потребитель начал пользоваться сезонным товаром до указанных сроков и в ходе его использования обнаружены недостатки, то гарантийный срок исчисляется со дня начала использования такого товара.
– А если во время гарантийного срока товар находится в ремонте, срок гарантии продлевается?
– В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. Кроме того, пункт 2 статьи 22 Закона предусматривает, что в случае безвозмездного устранения недостатков в товаре длительного пользования потребитель вправе предъявить изготовителю или продавцу требование о предоставлении потребителю на период ремонта безвозмездно во временное пользование аналогичного товара. Изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требование потребителя в трехдневный срок со дня его предъявления, а также обеспечить доставку потребителю такого товара за свой счет. Порядок предоставления таких товаров, а также перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
– Все чаще сегодня приобретают товар через интернет-магазины. Какие права имеет потребитель, осуществляя покупку в таком магазине?
– При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». На таком сайте продавец должен разместить информацию о себе (наименование своей организации, юридический адрес, УНП, время работы магазина) и о товаре (наименование, цена, гарантийные сроки, дата изготовления и срок службы, наличие в продаже товара; наименование, место нахождения изготовителя и импортера; срок доставки товара, цена и условия оплаты его доставки). В том случае, если вы решили приобрести товар в интернет-магазине, в обязательном порядке сохраните данные об интернет-странице, на которой размещена информация о продавце и выбранном товаре.
– Что должен знать потребитель при получении товара, приобретенного в интернет-магазине?
– При получении товара у курьера потребитель должен сопоставить информацию, полученную на сайте, об интернет-магазине с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца). Такие отметки как имя и номер мобильного телефона на указанных документах не допускаются, т.к. при выявлении недостатков зачастую трудно потом установить продавца. А курьер должен выдать потребителю необходимые документы (технический паспорт; инструкцию по эксплуатации, гарантийный талон, содержащий отметку о дате продажи, сведения о продавце и сервисном центре, подпись продавца), провести проверку качества товара, его комплектности, выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара.
Светлана Труневская