Представитель старшего поколения, глядя на этот автомобиль, обязательно смахнет ностальгическую слезу, вспомнив что-нибудь хорошее, связанное с советскими временами. Автомобиль семейства РАФ или просто «РАФик»! Микроавтобусы этой марки показали советским людям, что и у нас могут делать машины не просто радующие глаз, а в которых приятно и ехать, и даже просто посидеть. На фоне своего милитаризованного собрата УАЗа, прозванного в народе «буханкой», «РАФик» смотрелся шикарным иностранцем, случайно затесавшимся в ряды советского автопрома. Впрочем, некоторая «иностранность» автомобиля объяснима: производили его на заводе в Елгаве, а Латвия в то время была для нас, огражденных от остального мира «железным занавесом», немножечко заграницей.
Давно распался СССР, Латвия из мнимой стала настоящей заграницей, куда без визы и не сунешься, в 1998 году прекратил свое существование и автомобильный завод в Елгаве, а один из представителей латвийского автопрома изо дня в день, из года в год все так же колесит по речицким улицам. Так давайте познакомимся с автомобилем РАФ-3311 и его водителем, начальником цеха № 2 КУП «Речицкий райжилкомхоз» Александром Зеленским.
– Не такая уж эта машина и старая, – слегка удивлен возникшим интересом к автомобилю Александр Иванович. – Автомобиль 1993 года выпуска, спидометр разменял шестой круг, и пробег на сегодня составляет 530 тысяч км. За ее рулем я вот уже 23 года. Машина в объединение котельных и тепловых сетей, где я в то время работал начальником участка, попала, можно сказать, случайно. Первоначально она была в УКСе. Буквально через несколько дней эксплуатации выгнало масло из коробки передач. УКС забрал наш микроавтобус РАФ, а взамен дал этот бортовой РАФик. Загнали его на яму, посмотрели, а в коробке просто пробку выдавило. Поставили на место, залили масло, и машинка поехала.
Никаких глобальных проблем за все эти годы автомобиль не доставлял. На нем до сих пор родные двигатель, коробка передач, кабина, кузов. И даже регистрационный номер еще той поры – с буквами ГСР.
– Подвеска здесь очень слабая, – сетует Александр Иванович. – Ведь все детали, кроме пружин, «волговские», а машина немаленькая, 2,5 тонны весом. Вот и приходится перебирать ходовую минимум два раза в год.
Зимой и летом, весной и осенью машина в работе. В кузов грузится оборудование, в сдвоенной кабине свободно размещаются четверо слесарей, и машина ездит по жилкомхозовским объектам.
– «Газель» за эти годы уже бы сдалась? – интересуюсь у Зеленского.
– Я знаю одно, – уверенно отвечает Александр Иванович, – за каждой машиной нужен уход, тогда она прослужит долгие годы. Машину нужно не только знать, ее надо чувствовать, сдружиться с нею. Я вот свою ласково называю «Машкой», изучил вдоль и поперек. Сам ведь ремонтами не занимаюсь, но «госприемка» за мной. А что касается «Газели»… Если бы латыши привлекли солидного инвестора, как, к примеру, «Шкода» концерн «Фольксваген», модернизировали бы подвеску, то даже с «волговским» движком уверенно смогли бы конкурировать с российским микроавтобусом.
Закончив разговор в кабинете начальника цеха, пошли к главному герою репортажа – автомобилю РАФ-3311. Александр Иванович сел за руль. Негромко скрипнули пружины, машина чуть присела.
– Хоть подвеска и слабовата, но какая же она мягкая, как в легковушке, – с удовлетворением констатирует Александр Зеленский.
Поворот ключа в замке зажигания, стартер слегка натужно проворачивает коленвал, и вот уже слышится подзабытый за долгие годы езды на иномарках звук работающего «волговского» двигателя, в котором слышится и звон металла в цилиндрах, и легкое «троение». Еще больше припав носом к асфальту, задрав кверху пустой кузов, РАФ, выпустив облачко сизого дыма, уверенно стал набирать ход. Счастливого пути! Оставайтесь еще надолго в строю, Александр Иванович Зеленский и его верная подруга «Машка».
Влад Макаревич