Иногда, чтобы вернуться в прошлое, никакой машины времени не надо. Достаточно, бывает, зайти в чье-либо жилище, которое не менялось десятилетиями. Как правило, живут в таких домах-квартирах люди асоциальные, проще говоря – пьяницы. Но в этом правиле есть и исключения. Случается, что жильем из прошлого дома становятся не по вине их жильцов, а вследствие безразличия и пренебрежения со стороны должностных лиц, в чьи обязанности входит своевременно реагировать на жалобы граждан, делая все для того, чтобы в таком жилье можно было жить, а не существовать. В одном таком доме на днях побывал ваш корреспондент. А привел в него звонок одной из наших читательниц. 20 июня, позвонив на телефон 133, жительница дома по ул. Снежкова Марина рассказала, что жильцов дома атакуют большие черные жуки. Проникают в квартиры они с крыши, расползаются по комнатам, залезая и в постели, и в посуду – да куда угодно. Никаких мер никто не предпринимает, помогите! Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому – в путь!
Даже с дороги видно, что дом по адресу: Снежкова, 2, выделяется среди ему подобных двухэтажек, которых много на этой части улицы. В отличие от своих «собратьев», его стены сделаны не из кирпича, а из дерева, обшалеваны дощечкой. Кирпичные двухэтажки покрыты нарядными красными крышами, интересующий меня дом – шифером. Зайдя в сопровождении Марины в подъезд, деревянная расхристанная входная дверь которого была открыта настежь, я и попал в прошлое. На ум сразу же пришли строчки из популярной в середине прошлого века блатной песенки: «…приходите, девки, к нам, мы живем в бараке!». И на самом деле, все признаки «барачности» здесь налицо. Это и прогнивший порог на входе, и облупленная краска на стенах, местами вздувшихся, обнаживших дранку, и деревянная загаженная временем давно не крашенная лестница, и многочисленные потеки на потолке, свидетельствующие о том, что крыша дома давно протекает, и царящий, несмотря на открытую входную дверь, запах бедности и безнадеги.
Марина ведет в свою квартиру, находящуюся на втором этаже.
– Вот, смотрите, – горестно руками всплескивает женщина, – жуки и на ковре, и в углах комнаты. Вечером перед сном я все убрала, по новой нападали.
Действительно, повсюду лежат жучки длиной где-то около 1 см.
– И как они к вам попадают? – интересуюсь.
– А с чердака. Там голубей было много. После того как ЖЭУ забило там дырки, чтобы больше не залетали, часть голубей осталась, передохла от голода, в такую жару их тушки быстро разложились, вот жуки и пошли. С неделю как мучаемся. Мастер ЖЭУ, которому я позвонила, сказала, чтобы мы обращались в санстанцию, на платной основе они санобработку нам сделают. А платить за это кто должен? Выяснилось, что мы – жильцы! А за что мы райжилкомхозу платим?
Разговаривая с женщиной, обратил внимание на потолки в ее квартире. Все в затеках, буграх от вздувшейся штукатурки.
– И давно крыша течет?
– Я тут два года живу, все время и течет. Сейчас хотим подвесные потолки сделать, но с такой крышей и чердаком это будут выброшенные деньги.
После разговора с Мариной зашел в квартиру напротив к ее соседке Елене Степановне. Пенсионерка свой горестный рассказ подкрепила несколькими документами, свидетельствующими, что проблемы дома начались достаточно давно.
Еще во время подготовки к «Дажынкам-2007» отправила Елена Степановна письмо в райисполком. В нем она просила объяснить, почему строители обошли дом по Снежкова, 2, вниманием. Почему не поменяли крышу, как на других домах, почему даже не сделали заезд во двор дома со стороны улицы?
Ответ за подписью работавшего в то время в должности первого заместителя председателя райисполкома Сергея Максименко не заставил себя долго ждать. В нем было сказано, что текущий ремонт кровли будет выполнен, а капитальный (т.е. с заменой кровельного материала) выполнить не имеет смысла, т.к. в соответствии с графиком сноса ветхого жилищного фонда г. Речицы предусмотрен снос дома по ул. Снежкова, 2, в 2010 году.
Что ж, все логично, подумала Елена Степановна вместе с другими жильцами дома. Какой смысл вкладывать деньги в то, что через 3 года будет снесено. Вскоре пришли строители, заделали дыры в старом шифере и покрасили фасад со стороны улицы. Елена Степановна сама как могла залепила отвалившуюся с потолка штукатурку и стала ждать 2010 года.
На календаре 2016‑й! Дом, как пресловутая птица Феникс, возродился из пепла и стал пригодным для жилья. Во всяком случае, такой ответ был получен Еленой Степановной на очередное свое обращение в райисполком в 2012 году. За подписью тогдашнего председателя райисполкома Петра Шостака в нем сказано, что при подготовке к проведению «Дажынак» на доме был выполнен ремонт кровли, отмостки и фасада, что значительно улучшило его технические характеристики. Таким образом, дом ветхим и аварийным уже не является и в графике сноса ветхого жилищного фонда не значится. «Картина маслом!» – так говаривал в подобных ситуациях персонаж популярного сериала «Ликвидация» Давид Гоцман.
Оказавшись внезапно в пригодном для жизни доме, его жильцы начали потихоньку обустраивать свои квартиры. К примеру, Елена Степановна поменяла окна на современные из ПВХ. Но в 2014 году вновь начала течь крыша, причем практически по всей площади дома. Сейчас весь потолок в подъезде в рыхлых разводах, которые уже добрались до лампочки освещения и телефонного щитка. В квартирах ситуация не лучше: затеки и разводы практически в каждой комнате. А тут еще и жуки атакуют!
– А куда Вы обращались за помощью? – спрашиваю у Елены Степановны.
– В ЖЭУ, – говорит пенсионерка, – но там говорят, что нет средств ни на ремонт крыши, ни на устройство заезда со стороны улицы. А ведь для нас его отсутствие – большая проблема. «Скорая» не может к подъезду подъехать. А у меня муж после инсульта…
Поговорив с жильцами дома, который, к слову, 1951 года постройки, в котором нет горячей воды, а туалеты из 9‑ти квартир есть в 8‑ми, направился в обслуживающее его ЖЭУ «Восточное».
– Я знаю об этих проблемах, – говорит начальник ЖЭУ Анжела Мищенко, – и поверьте, мы их решаем. В течение двух-трех дней мы почистим чердак и отремонтируем кровлю.
Хочется верить, что это будет сделано быстро и качественно. В противном случае, как сказали мне жильцы горемычного дома, если в очередной раз они разуверятся в способности местной власти решить их проблемы, то будут обращаться с коллективной жалобой в Гомельский облисполком.
Влад Макаревич
