На чте­ние: 0.3 mintue

НАМИ Шатл

Одна из самых необыч­ных пре­мьер Московского авто­са­ло­на — про­ект НАМИ Шатл. Хотя бы пото­му, что это не вполне авто­мо­биль, а про­то­тип бес­пи­лот­но­го транс­порт­но­го сред­ства. Темой бес­пи­лот­ни­ков в НАМИ зани­ма­ют­ся с 2012 года, и послед­ние несколь­ко лет глав­ным демон­стра­то­ром нара­бо­ток ста­но­ви­лась бес­пи­лот­ная Калина, одна­ко Шатл име­ет с ней очень мало общего.

Калина была лишь агре­га­то­но­си­те­лем, а Шатл — это уже про­об­раз про­дук­та, кото­рый дол­жен про­щу­пать рыноч­ные пер­спек­ти­вы, ведь НАМИ все­рьез рас­смат­ри­ва­ет воз­мож­но­сти ком­мер­ци­а­ли­за­ции беспилотников.

Разумеется, речь не идет о бес­пи­лот­ных Ладах или Газелях, кото­рые про­да­ва­лись бы в дилер­ских сало­нах. Даже авто­ном­ные маги­страль­ные гру­зо­ви­ки — это не пер­вые бес­пи­лот­ни­ки, кото­рые могут появить­ся на наших доро­гах. По про­ек­ту НАМИ, внед­ре­ние бес­пи­лот­ни­ков нач­нет­ся с пере­во­зок на закры­тых тер­ри­то­ри­ях: это может быть достав­ка ком­по­нен­тов или мате­ри­а­лов внут­ри круп­ных пред­при­я­тий или пере­воз­ка пас­са­жи­ров авто­ном­ны­ми «чел­но­ка­ми» в бизнес-​парках, раз­вле­ка­тель­ных ком­плек­сах или круп­ных выста­воч­ных цен­трах. Вторая оче­редь — это карьер­ные гру­зо­ви­ки, кото­рые рабо­та­ют в тяже­лых эко­ло­ги­че­ских усло­ви­ях, когда при­сут­ствие чело­ве­ка за рулем тре­бу­ет обо­ру­до­вать каби­ну доро­го­сто­я­щи­ми очист­ны­ми и защит­ны­ми систе­ма­ми. Магистральные тяга­чи и авто­бу­сы на доро­гах обще­го поль­зо­ва­ния — еще одна, более отда­лен­ная, сту­пень. Военная тех­ни­ка — за скобками.

Так вот Шатл — это как раз пас­са­жир­ский «чел­нок», мик­ро­ав­то­бус дли­ной 4,6 м, шири­ной 2,0 м и высо­той 2,45 м. Одним сло­вом, марш­рут­ка — толь­ко без марш­рут­чи­ка. Кабины води­те­ля вооб­ще не преду­смот­ре­но, и все внут­рен­нее про­стран­ство зани­ма­ет салон с сидя­чи­ми и сто­я­чи­ми места­ми, рас­счи­тан­ный на 8—12 человек.

Дизайн раз­ра­бо­тан сила­ми НАМИ, при­чем сти­ли­сти­че­ские реше­ния и тип кузо­ва спе­ци­аль­но подо­бра­ны так, что­бы преду­смот­реть воз­мож­ность обрат­но­го дви­же­ния без раз­во­ро­та: Шатл почти сим­мет­ри­чен с неболь­ши­ми отли­чи­я­ми хво­ста от носа.

Хотя ком­по­но­воч­но у него, конеч­но, два раз­ных кон­ца: в одном рас­по­ло­жен основ­ной блок акку­му­ля­то­ров, в дру­гом — допол­ни­тель­ные акку­му­ля­то­ры, элек­тро­обо­ру­до­ва­ние и элек­тро­мо­тор мощ­но­стью 20 кВт. Под полом бата­рей нет — ради удоб­ства вхо­да и выхо­да. Двигатель вра­ща­ет коле­са толь­ко одной оси через одно­сту­пен­ча­тый редук­тор. Максимальная ско­рость — 25 км/​ч.

Спереди и сза­ди уста­нов­ле­но по две видео­ка­ме­ры — плюс по одной сте­рео­ка­ме­ре Mobileye, кото­рая спо­соб­на оце­ни­вать рас­сто­я­ние до объ­ек­тов. По пери­мет­ру — 16 сона­ров, кото­рые про­щу­пы­ва­ют про­стран­ство вокруг «чел­но­ка», а вот от лазер­ных ска­не­ров реше­но отка­зать­ся из-​за их высо­кой стоимости.

Кузов сде­лан из стек­ло­пла­сти­ка на метал­ли­че­ском кар­ка­се, но выста­воч­ный Шатл по боль­шей части создан с исполь­зо­ва­ни­ем обход­ных «кон­цеп­ту­аль­ных» тех­но­ло­гий. У него «чер­но­вое» шас­си с нивов­ской под­вес­кой и «вре­мен­ный» набор 48-​вольтовых акку­му­ля­то­ров. Однако неко­то­рые эле­мен­ты уже сей­час сде­ла­ны с при­це­лом на мел­ко­се­рий­ное про­из­вод­ство. Так, напри­мер, внеш­ние пане­ли почти в сво­ем «серий­ном» виде — их мож­но выпус­кать и мон­ти­ро­вать в усло­ви­ях про­из­вод­ства малых партий.

В финаль­ном вари­ан­те Шатл дол­жен полу­чить 300-​вольтовые литий-​ионные бата­реи от авто­мо­би­лей про­ек­та Кортеж. Теоретически Шатл, как и Кортеж, тоже может пре­вра­тить­ся в модуль­ный про­ект: гру­зо­вой или пас­са­жир­ский тип кузо­ва, тип при­во­да, запас хода, коли­че­ство две­рей, кон­струк­цию под­вес­ки и архи­тек­ту­ру плат­фор­мы будут выби­рать исхо­дя из воз­мож­но­стей про­из­вод­ства и запро­сов рын­ка. Но за эти сфе­ры в рам­ках про­ек­та Шатл отве­ча­ет КАМАЗ.

Создатели бес­пи­лот­ни­ка назы­ва­ют КАМАЗ инду­стри­аль­ным парт­не­ром: НАМИ отве­ча­ет за кон­цеп­цию, инжи­ни­ринг, за «бес­пи­лот­ный» хард и софт, а КАМАЗ — за про­из­вод­ство и мар­ке­тинг. Кроме того, в парт­нер­ство вхо­дит еще и Яндекс со сво­им опы­том в ИТ-​решениях, в нави­га­ции и в алго­рит­мах постро­е­ния марш­ру­та. Помимо это­го могут появить­ся и дру­гие парт­не­ры, вклю­чая, напри­мер, рос­сий­ских дорож­ни­ков или адми­ни­стра­ции горо­дов, но это — более отда­лен­ная пер­спек­ти­ва, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая, что бес­пи­лот­ни­ки уже вый­дут на доро­ги обще­го пользования.

Вообще-​то, цели и стра­те­гию внед­ре­ния авто­ном­но­го транс­пор­та для России долж­но сфор­му­ли­ро­вать пра­ви­тель­ство или наци­о­наль­ная про­грам­ма AutoNet, в рам­ках кото­рой гото­вит­ся «дорож­ная кар­та» раз­ви­тия бес­пи­лот­ни­ков. Однако пока эти тези­сы не гото­вы, НАМИ — как ответ­ствен­ный за кон­цеп­цию Шатла — ори­ен­ти­ру­ет­ся на соб­ствен­ное пони­ма­ние пер­спек­тив беспилотника.

Как пояс­ни­ли Авторевю зам­ди­рек­то­ра НАМИ по стра­те­ги­че­ско­му раз­ви­тию Алексей Гогенко и руко­во­ди­тель про­ек­та Шатл Алексей Гуськов, в обо­зри­мом буду­щем, по их мне­нию, тра­ди­ци­он­ные авто­мо­би­ли и обще­ствен­ный транс­порт в горо­дах почти пол­но­стью будут вытес­не­ны бес­пи­лот­ни­ка­ми. Но авто­ном­ные маши­ны будут кур­си­ро­вать не сами по себе, а в под­чи­не­нии еди­ной инфор­ма­ци­он­ной систе­мы, кото­рая управ­ля­ет транс­порт­ны­ми пото­ка­ми горо­да. Именно «инфор­ма­ци­он­ный центр» выби­ра­ет и кор­рек­ти­ру­ет марш­рут, уве­ли­чи­ва­ет или сокра­ща­ет коли­че­ство «чел­но­ков» на доро­ге, опре­де­ля­ет их «рас­по­ря­док дня», вклю­чая оста­нов­ки для под­за­ряд­ки и тех­ни­че­ско­го обслу­жи­ва­ния. Электроника на бор­ту реша­ет лишь так­ти­че­ские зада­чи: оцен­ка дорож­но­го окру­же­ния, под­дер­жа­ние кур­са и объ­езд пре­пят­ствий, — а вдо­ба­вок под­дер­жи­ва­ет связь с попут­ным или встреч­ным транс­пор­том и дорож­ной инфраструктурой.

Однако выста­воч­ный Шатл при­зван про­де­мон­стри­ро­вать «про­грам­му мак­си­мум» воз­мож­но­стей это­го про­ек­та, поэто­му его осна­ще­ние шире и доро­же, чем то, что может реаль­но потре­бо­вать­ся рынку.

Кроме того Шатл — это еще и демон­стра­ция воз­мож­но­стей НАМИ, да и всей рос­сий­ской авто­ин­ду­стрии. Он, как лак­му­со­вая бумаж­ка, хоро­шо пока­зы­ва­ет, где сосре­до­то­че­ны оте­че­ствен­ные ком­пе­тен­ции. К при­ме­ру, дизайн, «софт» управ­ле­ния элек­тро­при­во­дом, сам элек­тро­при­вод, жгу­ты про­вод­ки, про­грам­мы рас­по­зна­ва­ния изоб­ра­же­ния, систе­ма ана­ли­за и управ­ле­ния транс­порт­ны­ми пото­ка­ми раз­ра­бо­та­ны рос­сий­ски­ми спе­ци­а­ли­ста­ми, но в части самих камер, лида­ров, лазер­ных ска­не­ров осна­ще­ние бес­пи­лот­ни­ков зави­сит от ино­стран­ных постав­щи­ков. Импортными так­же будут и литий-​ионные ячей­ки, хотя соби­рать их в бло­ки пла­ни­ру­ет­ся на оте­че­ствен­ных предприятиях.

Задача в про­ек­те Шатл на бли­жай­ший год — опре­де­лить целе­вую сто­и­мость подоб­но­го транс­порт­но­го сред­ства на рын­ке и объ­е­мы спроса.

Понятно, что круп­ней­шие авто­про­из­во­ди­те­ли сей­час видят свое буду­щее в сфе­ре авто­ном­но­го транс­пор­та, и рос­сий­ские раз­ра­бот­чи­ки не хотят отста­вать от про­грес­са, одна­ко пла­ны по широ­ко­му внед­ре­нию бес­пи­лот­ни­ков в России могут всту­пить в неко­то­рое про­ти­во­ре­чие со стра­те­ги­ей раз­ви­тия тра­ди­ци­он­ной инду­стрии, кото­рая сфо­ку­си­ро­ва­на на стро­и­тель­стве авто­за­во­дов и в пер­спек­ти­ве ори­ен­ти­ру­ет­ся на рост оте­че­ствен­но­го рын­ка авто­мо­би­лей. Хотя в авто­ном­ном буду­щем в круп­ных горо­дах спрос на част­ные маши­ны, оче­вид­но, дол­жен падать.

Источник: autoreview.ru

Televid
Author: Televid