Саундтреки к фильмам и сериалам уже нашли свое место в фонотеках меломанов и коллекционеров, а вот музыке из видеоигр в этом плане повезло меньше: ее обделяют вниманием и, как мне кажется, совершенно напрасно.
Как дитя девяностых я очень много времени провела за видеоиграми. В пять лет у меня появилась SEGA Mega Drive, в девять — семисотый «Селерон», а в одиннадцать я познала мир интернета. Те видеоигры, которые попадались мне на заре моей юности, в основном цепляли чем-то неуловимым и неформулируемым. Но уж точно не сюжетом.
Повзрослев, я добралась до эмуляторов, до полноценных современных релизов, до классики игродела и хочу сказать, что раньше, к своему стыду, я совсем не придавала значения музыкальному сопровождению игр.
Видеоигры должны погружать в атмосферу, иначе они просто не удержат игрока. Для этого игроделы и разрабатывают особый увлекательный геймплей, сюжеты, тщательно прорабатывая персонажей и окружение. Для этого они совершенствуют графику и анимацию, физику, текстуры и структуры. Этой же цели служит и саундтрек. Он призван будто обнять игрока своенравным одеялом и утащить на какое-то время в этот самый выдуманный цифровой мир. То, что геймеры большую часть времени проводят в закрытых наушниках, нивелирующих влияние реальности, этому погружению способствует.
Игровые саундтреки все равно в первую очередь — приманка для игрока. Но иногда именно благодаря звуковому сопровождению определенные игры остаются в сердцах на долгие годы, а отдельные композиции становятся любимыми уже в отрыве от своей изначальной задумки, в отрыве от вселенной, для которой они использовались. Некоторые компании в дополнение к оригинальному саундтреку создают плейлисты из существующих песен, но правильным образом подобрать песни в плейлисте — тоже задача не из легких.
Здесь я хочу обратить внимание на саундтреки тех игр, которые прекрасны как в процессе, собственно, игры, так и отдельно от нее. Их можно без проблем поместить в плеер и наслаждаться. Что я и сделала.
1. No Man’s Sky
Выход этой игры и побудил меня заняться данной подборкой. Суть вот в чем: небольшая команда британских разработчиков решила устроить каждому персональный «Звездный путь», создав систему из 18 квинтиллионов планет с процедурно-генерируемым контентом. Между планетами надо перемещаться, стараясь попасть к центру галактики или просто исследуя миры. Британские игроразработчики для написания саундтрека обратились к другим британцам, к шеффилдским мат-рокерам 65daysofstatic, которые ранее были замечены за написанием, помимо полноформатных альбомов, саундтреков (к невыпущенным фильмам, правда, но это не так важно). Те согласились, выступили в прошлом году на презентации игры с концертом и абсолютно космической Supermoon, а уже этим летом, за пару дней до выхода игры, выпустили альбом с саундтреком, посвященным скитаниям, исследованиям и различным конфликтам, подстерегающим путника в далекой вселенной. Помимо отдельных композиций альбом содержит и многоминутные звуковые ландшафты, которые удивительным образом ложатся на недружелюбные пейзажи далеких миров. На пейзажи московских дворов, впрочем, тоже.
2. Bioshock
Вся серия игр Bioshock пронизана символизмом и атмосферностью. В них создан мир, возможно, не очень привлекательный, но настолько продуманный до мельчайших деталей, что его хочется есть чайной ложкой. Город, спрятанный в Атлантическом океане на километровой глубине, город, прикрытый облаками в небесах, — все эти утопичные конструкции окружены музыкой олицетворяющих их эпох. В Bioshock и Bioshock 2 это ар-деко и середина прошлого века, в Bioshock Infinite — двадцатые и «светлая американская мечта». Наверняка мое поколение, когда слышит «Beyond The Sea» Бобби Дарина или Джанго Рейнхардта, первым делом вспоминает подводный город и проплывающего между неоновыми вывесками кита, а «Will the Circle Be Unbroken» в акустической версии провоцирует видения домов, удерживаемых в небе дирижаблями.
3. Sonic the Hedgehog
Я очень предвзята: этот синий еж сидит в моем сердце уже почти двадцать лет. Саундтреки игр серии Sonic the Hedgehog, выходивших еще на приставках Sega Mega Drive, Genesis и Saturn, великолепно описывали то, что творилось на экране, и выжимали из звуковых чипов максимум. Но самое интересное (помимо того, что в разработке саунда одной из игр Genesis-эры принимал участие Майкл Джексон) началось в конце девяностых с выходом более мощных консолей. Команда Sonic Team прониклась вокальными композициями и пригласила рок-группу Crush 40 для создания тем персонажей, а вместе с ними Томою Оотани в качестве композитора и аранжировщика, и в итоге получила разнообразный саундтрек игры Sonic Adventure 2. Да, не хватающий звезд с неба своей техничностью, но подходящий сюжету и цепляющий мотивами, текстами и тем самым разнообразием. Группа Crush 40 и сейчас поет песни во славу ежа и его друзей. Вместе с ними Оотани продолжает радовать своими инструментальными аранжировками в других играх серии, теперь уже с привлечением симфонического оркестра и немалой горстью заводной электронщины. Атмосфера «Шеф, все пропало!» ему удается убедительнее всего, на мой взгляд.
4. Machinarium/Botanicula
Чешская студия Amanita Design в 2009 году привлекла к себе внимание игрой Machinarium, в которой маленький, но гордый робот спасал из механических лап бандитов свою подругу, решая головоломки. У инди-игр есть одна особенность: если крупные имена в индустрии выстреливают за счет, собственно, крупности имени, красивой графики и громких обещаний, то поделки небольших студий становятся популярными благодаря такой неуловимой вещи, как атмосфера, и тому, что я называю «фишечкой». Иначе они просто не заинтересуют пользователя и затеряются среди однодневных одинаковых игрушек. В творениях Amanita Design, как показал успех Machinarium, есть и атмосфера, и «фишечка»: у них своеобразный сюрреалистичный дизайн и саундтрек, идеально подходящий истории. В Machinarium он местами напоминает чуть поломанные версии не самых кислотных треков Infected Mushroom с вкраплениями инди-ноток, а композитором выступил Томаш Дворак, известный как Floex. В другой игре студии, зеленой Botanicula, где герои спасают целую экосистему дерева, Томаш только помогал альтернативной группе DVA создавать звуковое оформление, и эта музыка отлично передает ощущение природной воздушности и той самой зелености.
5. Assassin’s Creed
Музыка авторства Джеспера Кида завоевала сердца слушателей после выхода игры Assassin’s Creed II, повествующей о нелегкой судьбе простого итальянского парня Эцио Аудиторе да Фиренце. Инструментальные композиции с периодическими мелодичными фоновыми завываниями погружают во времена Леонардо да Винчи и отлично передают душевные метания главного героя и атмосферу эпохи Возрождения. Последующие игры серии тоже радуют звуковым сопровождением, но в каждой из них, насколько я помню, встречается немножко измененная, особая версия мелодии «Ezio’s Family» из второй части — а это о чем-то да говорит.
6. Fallout
Тут история та же, что и с Bioshock — замечательным образом подобранный плейлист. Композиции предъядерной эры в разрушенной постапокалиптической пустоши звучат до невозможности органично и атмосферно. Радио в Fallout 3, переключающееся между разными станциями во время путешествий, заслуживает особого внимания; даже есть специальный сайт fallout.fm, где это радио доступно онлайн. Мелодии, созданные специально для игр серии, тоже интересны: композиторы добивались лоу-файного звучания, стремясь передать ощущение той самой радиоактивной, израненной земли под ногами и вокруг игрока. В записи саундтрека для Fallout 3 и 4 участвовал симфонический оркестр, искусно обработанный местами практически до неузнаваемости.
7. Journey/ABZU
Медитативные, переливчатые и гулкие композиции, в которых солирует виолончель, сопровождают бессловесного странника в его путешествии по залитой солнцем пустыне с художественно утопленными в барханы древностями — это Journey. Другая игра, ABZU от тех же разработчиков, погружает в толщу океана и завораживает не меньше, во многом благодаря такому же обволакивающему саундтреку, что и в предыдущем их творении. Некоторые мелодии напоминают отрывки из тем замков в третьих «Героях», но стилистика этих оркестровых композиций, конечно же, совершенно другая: не побуждает сражаться, а приглашает расслабиться. Иначе такие игры, пронизанные недосказанностью, неспешностью и красотой, восприниматься и не могут.
8. Silent Hill
С саундтреком из игр Silent Hill композитор Акира Ямаока выступает на концертах (прошлой осенью даже приезжал в Россию), и сам этот факт уже говорит о цельности его мелодий. Это не просто дополнения к тягучему повествованию и тяжелому сюжету, но самостоятельные произведения, удачно оттеняющие безысходность происходящего. Инструментальные мелодии невозможно красивые — чего стоят спокойная, звонкая «Welcome to Silent Hill» или же темы персонажей. Вокальные композиции с участием Мэри Элизабет МакГлинн и Мелиссы Уильямсон тоже прекрасны: и тексты, и инструменты, и голоса сплетаются друг с другом волшебным образом, создавая особую атмосферу, а мной воспринимаются как легенды-истории.
9. Sunless Sea
На поверхности планеты что-то произошло, и викторианский Лондон решил скрыться под землей, разместившись на берегу Морря (стилизованное написание, а не опечатка). Это подземное Морре необходимо исследовать, следуя за своей «мечтой всей жизни» или же просто выполняя поручения адмиралтейства. Завораживающий квест с не менее завораживающим звуковым сопровождением, которое меняется от локации к локации, и именно музыка создает неповторимое ощущение мистики, метафоричности и неоднозначности сюжета. От одних композиций веет подземной сыростью, от других — фаталистичной разудалостью, а третьи и вправду нагоняют страх.
10. Command & Conquer: Red Alert
Весь саундтрек этой военной игры с «плохими русскими» (в сюжете Эйнштейн, стремясь предотвратить Вторую мировую войну, переместился в прошлое и уничтожил Гитлера, а бравый товарищ Сталин воспользовался моментом и попытался захватить Европу, а заодно и США — масштабный такой эффект бабочки) пропитан неотвратимой эпичностью и побуждает шевелиться, двигаться и жить. Для того, чтобы по-хорошему вскипятить кровь, мелодии из игр этой серии подходят идеально. Под марши вроде «Hell’s March» из Red Alert 2 отлично жмется штанга, например, и для пробежек она тоже хороша.
11. Need For Speed
И начну я не с серии Underground, посвященной стритрейсингу. Еще раньше (в 2002 году) вышла Need For Speed: Hot Pursuit 2, в которой EA Games использовала как вокальные рок-композиции, так и электронные инструменталки, очень органично звучащие в тандеме с рыком двигателя и дополняющие окружающие пейзажи. В Underground и последующих играх стилистика стритрейсинга заметно повлияла на саундтрек, где басовитый хип-хоп перемежался с шумной альтернативой, практически неотличимой от звука двигателя, но со своей задачей — погрузить в лихую и азартную гоночную атмосферу — такие подборки справлялись на «ура». Но и американский рок в Hot Pursuit II в исполнении Bush или Hot Action Cop если не будоражил, то как минимум радовал. К такой же схеме вернулись и в переиздании Hot Pursuit, которое вышло в 2010 году, только с более именитыми исполнителями вроде Black Rebel Motorcycle Club или 30 Second To Mars.
Источник: stereo.ru