На чте­ние: 0.41 mintue

11 лучших саундтреков к играм, прекрасных сами по себе (видео)

Саундтреки к филь­мам и сери­а­лам уже нашли свое место в фоно­те­ках мело­ма­нов и кол­лек­ци­о­не­ров, а вот музы­ке из видео­игр в этом плане повез­ло мень­ше: ее обде­ля­ют вни­ма­ни­ем и, как мне кажет­ся, совер­шен­но напрасно.

Как дитя девя­но­стых я очень мно­го вре­ме­ни про­ве­ла за видео­иг­ра­ми. В пять лет у меня появи­лась SEGA Mega Drive, в девять — семи­со­тый «Селерон», а в один­на­дцать я позна­ла мир интер­не­та. Те видео­иг­ры, кото­рые попа­да­лись мне на заре моей юно­сти, в основ­ном цеп­ля­ли чем-​то неуло­ви­мым и нефор­му­ли­ру­е­мым. Но уж точ­но не сюжетом.

Повзрослев, я добра­лась до эму­ля­то­ров, до пол­но­цен­ных совре­мен­ных рели­зов, до клас­си­ки игро­де­ла и хочу ска­зать, что рань­ше, к сво­е­му сты­ду, я совсем не при­да­ва­ла зна­че­ния музы­каль­но­му сопро­вож­де­нию игр.

Видеоигры долж­ны погру­жать в атмо­сфе­ру, ина­че они про­сто не удер­жат игро­ка. Для это­го игро­де­лы и раз­ра­ба­ты­ва­ют осо­бый увле­ка­тель­ный гейм­плей, сюже­ты, тща­тель­но про­ра­ба­ты­вая пер­со­на­жей и окру­же­ние. Для это­го они совер­шен­ству­ют гра­фи­ку и ани­ма­цию, физи­ку, тек­сту­ры и струк­ту­ры. Этой же цели слу­жит и саунд­трек. Он при­зван буд­то обнять игро­ка свое­нрав­ным оде­я­лом и ута­щить на какое-​то вре­мя в этот самый выду­ман­ный циф­ро­вой мир. То, что гей­ме­ры боль­шую часть вре­ме­ни про­во­дят в закры­тых науш­ни­ках, ниве­ли­ру­ю­щих вли­я­ние реаль­но­сти, это­му погру­же­нию способствует.

Игровые саунд­тре­ки все рав­но в первую оче­редь — при­ман­ка для игро­ка. Но ино­гда имен­но бла­го­да­ря зву­ко­во­му сопро­вож­де­нию опре­де­лен­ные игры оста­ют­ся в серд­цах на дол­гие годы, а отдель­ные ком­по­зи­ции ста­но­вят­ся люби­мы­ми уже в отры­ве от сво­ей изна­чаль­ной задум­ки, в отры­ве от все­лен­ной, для кото­рой они исполь­зо­ва­лись. Некоторые ком­па­нии в допол­не­ние к ори­ги­наль­но­му саунд­тре­ку созда­ют плей­ли­сты из суще­ству­ю­щих песен, но пра­виль­ным обра­зом подо­брать пес­ни в плей­ли­сте — тоже зада­ча не из легких.

Здесь я хочу обра­тить вни­ма­ние на саунд­тре­ки тех игр, кото­рые пре­крас­ны как в про­цес­се, соб­ствен­но, игры, так и отдель­но от нее. Их мож­но без про­блем поме­стить в пле­ер и насла­ждать­ся. Что я и сделала.

1. No Man’s Sky

Выход этой игры и побу­дил меня занять­ся дан­ной под­бор­кой. Суть вот в чем: неболь­шая коман­да бри­тан­ских раз­ра­бот­чи­ков реши­ла устро­ить каж­до­му пер­со­наль­ный «Звездный путь», создав систе­му из 18 квин­тил­ли­о­нов пла­нет с процедурно-​генерируемым кон­тен­том. Между пла­не­та­ми надо пере­ме­щать­ся, ста­ра­ясь попасть к цен­тру галак­ти­ки или про­сто иссле­дуя миры. Британские игро­раз­ра­бот­чи­ки для напи­са­ния саунд­тре­ка обра­ти­лись к дру­гим бри­тан­цам, к шеф­фил­дским мат-​рокерам 65daysofstatic, кото­рые ранее были заме­че­ны за напи­са­ни­ем, поми­мо пол­но­фор­мат­ных аль­бо­мов, саунд­тре­ков (к невы­пу­щен­ным филь­мам, прав­да, но это не так важ­но). Те согла­си­лись, высту­пи­ли в про­шлом году на пре­зен­та­ции игры с кон­цер­том и абсо­лют­но кос­ми­че­ской Supermoon, а уже этим летом, за пару дней до выхо­да игры, выпу­сти­ли аль­бом с саунд­тре­ком, посвя­щен­ным ски­та­ни­ям, иссле­до­ва­ни­ям и раз­лич­ным кон­флик­там, под­сте­ре­га­ю­щим пут­ни­ка в дале­кой все­лен­ной. Помимо отдель­ных ком­по­зи­ций аль­бом содер­жит и мно­го­минут­ные зву­ко­вые ланд­шаф­ты, кото­рые уди­ви­тель­ным обра­зом ложат­ся на недру­же­люб­ные пей­за­жи дале­ких миров. На пей­за­жи мос­ков­ских дво­ров, впро­чем, тоже.

2. Bioshock

Вся серия игр Bioshock про­ни­за­на сим­во­лиз­мом и атмо­сфер­но­стью. В них создан мир, воз­мож­но, не очень при­вле­ка­тель­ный, но настоль­ко про­ду­ман­ный до мель­чай­ших дета­лей, что его хочет­ся есть чай­ной лож­кой. Город, спря­тан­ный в Атлантическом оке­ане на кило­мет­ро­вой глу­бине, город, при­кры­тый обла­ка­ми в небе­сах, — все эти уто­пич­ные кон­струк­ции окру­же­ны музы­кой оли­це­тво­ря­ю­щих их эпох. В Bioshock и Bioshock 2 это ар-​деко и сере­ди­на про­шло­го века, в Bioshock Infinite — два­дца­тые и «свет­лая аме­ри­кан­ская меч­та». Наверняка мое поко­ле­ние, когда слы­шит «Beyond The Sea» Бобби Дарина или Джанго Рейнхардта, пер­вым делом вспо­ми­на­ет под­вод­ный город и про­плы­ва­ю­ще­го меж­ду нео­но­вы­ми вывес­ка­ми кита, а «Will the Circle Be Unbroken» в аку­сти­че­ской вер­сии про­во­ци­ру­ет виде­ния домов, удер­жи­ва­е­мых в небе дирижаблями.

3. Sonic the Hedgehog

Я очень пред­взя­та: этот синий еж сидит в моем серд­це уже почти два­дцать лет. Саундтреки игр серии Sonic the Hedgehog, выхо­див­ших еще на при­став­ках Sega Mega Drive, Genesis и Saturn, вели­ко­леп­но опи­сы­ва­ли то, что тво­ри­лось на экране, и выжи­ма­ли из зву­ко­вых чипов мак­си­мум. Но самое инте­рес­ное (поми­мо того, что в раз­ра­бот­ке саун­да одной из игр Genesis-​эры при­ни­мал уча­стие Майкл Джексон) нача­лось в кон­це девя­но­стых с выхо­дом более мощ­ных кон­со­лей. Команда Sonic Team про­ник­лась вокаль­ны­ми ком­по­зи­ци­я­ми и при­гла­си­ла рок-​группу Crush 40 для созда­ния тем пер­со­на­жей, а вме­сте с ними Томою Оотани в каче­стве ком­по­зи­то­ра и аран­жи­ров­щи­ка, и в ито­ге полу­чи­ла раз­но­об­раз­ный саунд­трек игры Sonic Adventure 2. Да, не хва­та­ю­щий звезд с неба сво­ей тех­нич­но­стью, но под­хо­дя­щий сюже­ту и цеп­ля­ю­щий моти­ва­ми, тек­ста­ми и тем самым раз­но­об­ра­зи­ем. Группа Crush 40 и сей­час поет пес­ни во сла­ву ежа и его дру­зей. Вместе с ними Оотани про­дол­жа­ет радо­вать сво­и­ми инстру­мен­таль­ны­ми аран­жи­ров­ка­ми в дру­гих играх серии, теперь уже с при­вле­че­ни­ем сим­фо­ни­че­ско­го оркест­ра и нема­лой гор­стью завод­ной элек­трон­щи­ны. Атмосфера «Шеф, все про­па­ло!» ему уда­ет­ся убе­ди­тель­нее все­го, на мой взгляд.

4. Machinarium/​Botanicula

Чешская сту­дия Amanita Design в 2009 году при­влек­ла к себе вни­ма­ние игрой Machinarium, в кото­рой малень­кий, но гор­дый робот спа­сал из меха­ни­че­ских лап бан­ди­тов свою подру­гу, решая голо­во­лом­ки. У инди-​игр есть одна осо­бен­ность: если круп­ные име­на в инду­стрии выстре­ли­ва­ют за счет, соб­ствен­но, круп­но­сти име­ни, кра­си­вой гра­фи­ки и гром­ких обе­ща­ний, то подел­ки неболь­ших сту­дий ста­но­вят­ся попу­ляр­ны­ми бла­го­да­ря такой неуло­ви­мой вещи, как атмо­сфе­ра, и тому, что я назы­ваю «фишеч­кой». Иначе они про­сто не заин­те­ре­су­ют поль­зо­ва­те­ля и зате­ря­ют­ся сре­ди одно­днев­ных оди­на­ко­вых игру­шек. В тво­ре­ни­ях Amanita Design, как пока­зал успех Machinarium, есть и атмо­сфе­ра, и «фишеч­ка»: у них свое­об­раз­ный сюр­ре­а­ли­стич­ный дизайн и саунд­трек, иде­аль­но под­хо­дя­щий исто­рии. В Machinarium он места­ми напо­ми­на­ет чуть поло­ман­ные вер­сии не самых кис­лот­ных тре­ков Infected Mushroom с вкрап­ле­ни­я­ми инди-​ноток, а ком­по­зи­то­ром высту­пил Томаш Дворак, извест­ный как Floex. В дру­гой игре сту­дии, зеле­ной Botanicula, где герои спа­са­ют целую эко­си­сте­му дере­ва, Томаш толь­ко помо­гал аль­тер­на­тив­ной груп­пе DVA созда­вать зву­ко­вое оформ­ле­ние, и эта музы­ка отлич­но пере­да­ет ощу­ще­ние при­род­ной воз­душ­но­сти и той самой зелености.

5. Assassin’s Creed

Музыка автор­ства Джеспера Кида заво­е­ва­ла серд­ца слу­ша­те­лей после выхо­да игры Assassin’s Creed II, повест­ву­ю­щей о нелег­кой судь­бе про­сто­го ита­льян­ско­го пар­ня Эцио Аудиторе да Фиренце. Инструментальные ком­по­зи­ции с пери­о­ди­че­ски­ми мело­дич­ны­ми фоно­вы­ми завы­ва­ни­я­ми погру­жа­ют во вре­ме­на Леонардо да Винчи и отлич­но пере­да­ют душев­ные мета­ния глав­но­го героя и атмо­сфе­ру эпо­хи Возрождения. Последующие игры серии тоже раду­ют зву­ко­вым сопро­вож­де­ни­ем, но в каж­дой из них, насколь­ко я пом­ню, встре­ча­ет­ся немнож­ко изме­нен­ная, осо­бая вер­сия мело­дии «Ezio’s Family» из вто­рой части — а это о чем-​то да говорит.

6. Fallout

Тут исто­рия та же, что и с Bioshock — заме­ча­тель­ным обра­зом подо­бран­ный плей­лист. Композиции предъ­ядер­ной эры в раз­ру­шен­ной поста­по­ка­лип­ти­че­ской пусто­ши зву­чат до невоз­мож­но­сти орга­нич­но и атмо­сфер­но. Радио в Fallout 3, пере­клю­ча­ю­ще­е­ся меж­ду раз­ны­ми стан­ци­я­ми во вре­мя путе­ше­ствий, заслу­жи­ва­ет осо­бо­го вни­ма­ния; даже есть спе­ци­аль­ный сайт fallout.fm, где это радио доступ­но онлайн. Мелодии, создан­ные спе­ци­аль­но для игр серии, тоже инте­рес­ны: ком­по­зи­то­ры доби­ва­лись лоу-​файного зву­ча­ния, стре­мясь пере­дать ощу­ще­ние той самой радио­ак­тив­ной, изра­нен­ной зем­ли под нога­ми и вокруг игро­ка. В запи­си саунд­тре­ка для Fallout 3 и 4 участ­во­вал сим­фо­ни­че­ский оркестр, искус­но обра­бо­тан­ный места­ми прак­ти­че­ски до неузнаваемости.

7. Journey/​ABZU

Медитативные, пере­лив­ча­тые и гул­кие ком­по­зи­ции, в кото­рых соли­ру­ет вио­лон­чель, сопро­вож­да­ют бес­сло­вес­но­го стран­ни­ка в его путе­ше­ствии по зали­той солн­цем пустыне с худо­же­ствен­но утоп­лен­ны­ми в бар­ха­ны древ­но­стя­ми — это Journey. Другая игра, ABZU от тех же раз­ра­бот­чи­ков, погру­жа­ет в тол­щу оке­а­на и заво­ра­жи­ва­ет не мень­ше, во мно­гом бла­го­да­ря тако­му же обво­ла­ки­ва­ю­ще­му саунд­тре­ку, что и в преды­ду­щем их тво­ре­нии. Некоторые мело­дии напо­ми­на­ют отрыв­ки из тем зам­ков в тре­тьих «Героях», но сти­ли­сти­ка этих оркест­ро­вых ком­по­зи­ций, конеч­но же, совер­шен­но дру­гая: не побуж­да­ет сра­жать­ся, а при­гла­ша­ет рас­сла­бить­ся. Иначе такие игры, про­ни­зан­ные недо­ска­зан­но­стью, неспеш­но­стью и кра­со­той, вос­при­ни­мать­ся и не могут.

8. Silent Hill

С саунд­тре­ком из игр Silent Hill ком­по­зи­тор Акира Ямаока высту­па­ет на кон­цер­тах (про­шлой осе­нью даже при­ез­жал в Россию), и сам этот факт уже гово­рит о цель­но­сти его мело­дий. Это не про­сто допол­не­ния к тягу­че­му повест­во­ва­нию и тяже­ло­му сюже­ту, но само­сто­я­тель­ные про­из­ве­де­ния, удач­но отте­ня­ю­щие безыс­ход­ность про­ис­хо­дя­ще­го. Инструментальные мело­дии невоз­мож­но кра­си­вые — чего сто­ят спо­кой­ная, звон­кая «Welcome to Silent Hill» или же темы пер­со­на­жей. Вокальные ком­по­зи­ции с уча­сти­ем Мэри Элизабет МакГлинн и Мелиссы Уильямсон тоже пре­крас­ны: и тек­сты, и инстру­мен­ты, и голо­са спле­та­ют­ся друг с дру­гом вол­шеб­ным обра­зом, созда­вая осо­бую атмо­сфе­ру, а мной вос­при­ни­ма­ют­ся как легенды-истории.

9. Sunless Sea

На поверх­но­сти пла­не­ты что-​то про­изо­шло, и вик­то­ри­ан­ский Лондон решил скрыть­ся под зем­лей, раз­ме­стив­шись на бере­гу Морря (сти­ли­зо­ван­ное напи­са­ние, а не опе­чат­ка). Это под­зем­ное Морре необ­хо­ди­мо иссле­до­вать, сле­дуя за сво­ей «меч­той всей жиз­ни» или же про­сто выпол­няя пору­че­ния адми­рал­тей­ства. Завораживающий квест с не менее заво­ра­жи­ва­ю­щим зву­ко­вым сопро­вож­де­ни­ем, кото­рое меня­ет­ся от лока­ции к лока­ции, и имен­но музы­ка созда­ет непо­вто­ри­мое ощу­ще­ние мисти­ки, мета­фо­рич­но­сти и неод­но­знач­но­сти сюже­та. От одних ком­по­зи­ций веет под­зем­ной сыро­стью, от дру­гих — фата­ли­стич­ной разу­да­ло­стью, а тре­тьи и вправ­ду наго­ня­ют страх.

10. Command & Conquer: Red Alert

Весь саунд­трек этой воен­ной игры с «пло­хи­ми рус­ски­ми» (в сюже­те Эйнштейн, стре­мясь предот­вра­тить Вторую миро­вую вой­ну, пере­ме­стил­ся в про­шлое и уни­что­жил Гитлера, а бра­вый това­рищ Сталин вос­поль­зо­вал­ся момен­том и попы­тал­ся захва­тить Европу, а заод­но и США — мас­штаб­ный такой эффект бабоч­ки) про­пи­тан неот­вра­ти­мой эпич­но­стью и побуж­да­ет шеве­лить­ся, дви­гать­ся и жить. Для того, что­бы по-​хорошему вски­пя­тить кровь, мело­дии из игр этой серии под­хо­дят иде­аль­но. Под мар­ши вро­де «Hell’s March» из Red Alert 2 отлич­но жмет­ся штан­га, напри­мер, и для про­бе­жек она тоже хороша.

11. Need For Speed

И нач­ну я не с серии Underground, посвя­щен­ной стри­трей­син­гу. Еще рань­ше (в 2002 году) вышла Need For Speed: Hot Pursuit 2, в кото­рой EA Games исполь­зо­ва­ла как вокаль­ные рок-​композиции, так и элек­трон­ные инстру­мен­тал­ки, очень орга­нич­но зву­ча­щие в тан­де­ме с рыком дви­га­те­ля и допол­ня­ю­щие окру­жа­ю­щие пей­за­жи. В Underground и после­ду­ю­щих играх сти­ли­сти­ка стри­трей­син­га замет­но повли­я­ла на саунд­трек, где басо­ви­тый хип-​хоп пере­ме­жал­ся с шум­ной аль­тер­на­ти­вой, прак­ти­че­ски неот­ли­чи­мой от зву­ка дви­га­те­ля, но со сво­ей зада­чей — погру­зить в лихую и азарт­ную гоноч­ную атмо­сфе­ру — такие под­бор­ки справ­ля­лись на «ура». Но и аме­ри­кан­ский рок в Hot Pursuit II в испол­не­нии Bush или Hot Action Cop если не будо­ра­жил, то как мини­мум радо­вал. К такой же схе­ме вер­ну­лись и в пере­из­да­нии Hot Pursuit, кото­рое вышло в 2010 году, толь­ко с более име­ни­ты­ми испол­ни­те­ля­ми вро­де Black Rebel Motorcycle Club или 30 Second To Mars.

Источник: stereo.ru

Televid
Author: Televid