Не за горами 1 декабря, когда белорусские автовладельцы хочешь не хочешь, а должны будут «переобуть» свои автомобили в зимние покрышки. К этому готовятся и продавцы шин, и шиномонтажи, для которых наступает самая денежная пора. Что и почем предлагает торговля, за что готовы платить покупатели – читайте в обзоре предложений зимних шин на рынках и в торговых центрах Минска.
По словам продавцов зимних покрышек, главный критерий покупок в сезоне 2016/2017 – цена и наличие шин необходимой размерности. И желательно, чтобы с доставкой и скидкой на шиномонтаж. Гарантии на балансировку и монтаж давно вещи само собой разумеющиеся. И, судя по всему, это не пустые слова.
Отсутствие денег у автовладельцев довольно жестко диктует ассортимент зимних шин на рынках, в торговых комплексах и интернете. Найти в наличии в той или иной торговой точке новинки именитых производителей шин, к тому же 2016 года выпуска, весьма непросто, хотя многочисленные интернет-магазины рапортуют в своих рекламных посылах, что есть почти все. На деле свежих комплектов брендовых зимних покрышек совсем немного, создается ощущение, что все они лежат на 2–3 оптовых складах, с которыми то и дело созваниваются розничные продавцы, бронируя шины под реального клиента. Еще есть немалые запасы шин, не распроданных с прошлого сезона, что, впрочем, никак не сказывается на их стоимости.
В рознице же балом правят бюджетные зимние покрышки, в лучшем случае – шины среднего ценового сегмента. Причем чем меньше посадочный диаметр колес, тем меньше шансы найти в торговой точке колеса премиум-сегмента. К примеру, если речь идет об одном из самых востребованных размеров 195/65 R15, до 80% реальных продаж здесь приходится на «Белшину», Cordiant, «Амтел» и «Росаву». Комплект колес популярной размерности с ценой в районе 50–60 бел. рублей за одну покрышку найдется практически везде. Единственное исключение, пожалуй, составляет «Белшина», потенциальным покупателям которой 90% продавцов предлагают шины российского производства. Для тех, кто не приемлет шины с постсоветского пространства, есть покрышки Made in China. Тоже дешево, тоже с красивыми рисунками протекторов, сильно напоминающими протекторы брендовых шин 3–5‑летней давности, тоже способные удовлетворить Госавтоинспекцию и сотрудников «Гостехосмотра». Но поведение таких покрышек на дороге – своего рода лотерея.
Не устраивают доступные шины – тогда вам в средний ценовой сегмент 70–80 руб. за покрышку. В размере 195/65 R15 продавцы предлагают шины брендов Matador, Sava и Nexen. В большинстве своем это «еврозима» с прошлогодним рисунком протектора материнского бренда. К примеру, у покрышек Sava это GoodYear. Кстати, именно семейство Sava Eskimo лидирует в части наличия в торговых точках в данном ценовом сегменте.
Готовы заплатить немного больше? Можно замахнуться на стартовые линейки более раскрученных марок. Их предлагают лишь на 3–5 руб. дороже. Здесь и Nokian, и Pirelli, и Dunlop. Большинство родом из РФ, и кого-то это сильно смущает. На деле же не стоит наивно полагать, что Nokian Nordman RS за 80 руб. и Nokian Hakkapeliitta R2, цены на которую в размере 195/65 R15 стартуют со 129 руб., – равноценные шины. И еще неизвестно, что лучше – самая дорогая Sava или самый доступный Nokian. Целитесь в подобный ценовой сегмент и выше – почитайте тесты зимних шин, и тогда выбор будет осознанным.
Желаете настоящий шинный «премиум» – готовьтесь платить еще больше. «Звезды» отечественных и зарубежных тестов в упомянутом выше размере на нашем рынке предлагаются по ценам от 95 до 200 бел. рублей. У отметки 100 руб. они еще слегка разбавлены топ-моделями марок среднего ценового сегмента, которые либо мечтают стать «премиумом», либо уже стали им, но лишь в узких секторах рынка типа внедорожных шин. Kumho, Yokohama, BFGoodrich и Vredestein могут быть неплохим приобретением за подобную цену, но куда слаще для потенциальных покупателей здесь Michelin, Nokian, Continental, Dunlop и Bridgestone, которые тратят на исследования и рекламу огромные бюджеты, выдавая на-гора шины со все более потрясающими характеристиками на зимних покрытиях.
Второй по популярности товар в точках торговли зимними шинами – покрышки размерности 205/55 R16. Больший посадочный диаметр этих колес в сочетании с более низким профилем обусловливает более высокие цены на них. К примеру, «Белшина» Artmotion Snow (она же Бел-317) в размере 195/65 R15 обойдется покупателю в 59–69 руб., а ее аналог, но размерности 205/55 R16 – 79–92 рубля. По нижней границе разница больше 33%, в среднем ценовом сегменте – еще существеннее (у Sava Eskimo Ice – 54%!), а у премиум-шин типа Nokian Hakkapeliitta R2 – снова 35%. Общая же закономерность такова: чем выше посадочный диаметр, тем выше цены и больше премиум-колес представлено на рынке.
Если же говорить о соотношении цен между «еврозимой», «липучкой» и шипованными шинами одного бренда, то здесь дороже других покрышки с шипами. Белорусы их почти не покупают из-за теплых зим и ограничений по въезду в ближайшие страны Европы, а вот россияне слышать не хотят о «еврозиме». К слову, разница между фрикционными шинами скандинавского типа («липучка») и «еврозимой» не столь существенна – 7–10 руб., и тут уже вопрос, кто и где собирается ездить. На асфальте предпочтительнее «еврозима», за его пределами, на снегу и льду – скандинавский тип шин.
Что касается непосредственно процесса покупки, то с ним продавцы затягивать не советуют. Из-за кризиса, который не обошел стороной и шинный бизнес, в наличии покрышек не так уж много, цены на них поползли вверх.
Посещение многочисленных торговых центров и авторынков столицы показало, что наименее затратной в плане времени и средств по традиции является покупка шин в интернет-магазинах. Если вы предпочитаете приобретать зимние покрышки, выезжая к месту продажи, то лучше всего для этого подходят специализированные шинные центры, где в одной размерности предлагается 20–30 вариантов шин разных ценовых сегментов. Как правило, в подобных местах вам предложат и качественный шиномонтаж, и дополнительные гарантийные обязательства.
Второе место по количеству предлагаемых шин занимают авторынки. Их достоинство – обилие продавцов и возможность поторговаться плюс подержанные шины в качестве доступной альтернативы.
Торговые центры замыкают список привлекательных для мгновенной покупки мест. Здесь вы далеко не всегда вживую увидите шину, которую вам предложат, но в отличие от авторынков беседовать с продавцами будете в теплом помещении.
На уровне падения доходов автовладельцев сегодняшние цены на зимние шины в столице совсем не кажутся бросовыми, но, если оглянуться, еще недавно покупка зимнего колеса премиум-марки дешевле 100 долларов считалась редкой удачей. А уж приобрести за туже «сотню» 4 колеса можно было только в случае с «Белшиной». Сегодня в распространенных размерах это норма, а у «Белшины» немало конкурентов. Если доходы позволяют и есть потребность в приобретении новых зимних шин, лучше не экономить. Новый комплект покрышек в большинстве случаев свои 3–4 сезона отъездит. Ну а ездить и бояться или наслаждаться зимней ездой – каждый решает для себя сам.
Юрий ЛИХУТА
Фото автора
ABW.BY