На чте­ние: 0.13 mintue

Пилоты, конеч­но, не пти­цы, но, гово­рят, во вре­мя пер­во­го само­сто­я­тель­но­го поле­та тоже поют.

Все инструк­то­ры учеб­но­го цен­тра «Diamond» при напо­ми­на­нии о пер­вом поле­те ста­но­вят­ся меч­та­тель­ны и крас­но­ре­чи­вы — гово­рят, каж­дый может рас­пи­сать этот день с точ­но­стью до мину­ты. Например, коман­дир лет­но­го отря­да Денис впер­вые само­сто­я­тель­но сел за штур­вал 23 авгу­ста 1992 года — когда он взле­тел над боб­руй­ским аэро­дро­мом, ему было пят­на­дцать лет.

Корреспондент Sputnik Елена Васильева побы­ва­ла в учеб­ном цен­тре «Diamond» и пого­во­ри­ла с пило­та­ми о мате­ри­аль­ном и нематериальном.

О материальном: сколько стоит лицензия и самолет

«Владелец это­го само­ле­та был моим кур­сан­том. У лет­чи­ков я сра­зу спра­ши­ваю: какая цель ваше­го обу­че­ния? Кто-​то хочет полу­чить лицен­зию част­но­го пило­та, а после пере­учить­ся и полу­чить ком­мер­че­скую лицен­зию, кото­рая поз­во­ля­ет рабо­тать в авиа­ком­па­ни­ях. Этот кур­сант мне отве­тил: хочу полу­чить от жиз­ни удо­воль­ствие. Я его пре­ду­пре­дил: уж если кос­нул­ся этой сфе­ры, счи­тай, под­сел на нар­ко­тик. А он — нет, я для себя, немно­го поле­таю! В ито­ге он купил соб­ствен­ный само­лет», — про­во­дит экс­кур­сию по анга­ру с само­ле­та­ми коман­дир лет­но­го отря­да Денис Кочегин.

Командир летного отряда Денис Кочегин уверен - опытный пилот не должен терять контроля, даже если откажет двигатель
Командир лет­но­го отря­да Денис Кочегин уве­рен – опыт­ный пилот не дол­жен терять кон­тро­ля, даже если отка­жет двигатель

Лицензию част­но­го пило­та (PPL) может полу­чить вся­кий, кому испол­ни­лось 16 лет и у кого есть по край­ней мере 6,2 тыся­чи евро на обу­че­ние пило­ти­ро­ва­нию само­ле­та Viper. Почти вдвое доро­же — 11 тысяч евро — сто­ит обу­че­ние пило­ти­ро­ва­нию на само­ле­те Diamond. В Мачулищах, где и рас­по­ло­жил­ся «Diamond», обу­ча­ют «под ключ»: в конеч­ную сто­и­мость вхо­дит и тео­ре­ти­че­ское обу­че­ние, и тре­ни­ров­ки на тре­на­же­ре, и — самое доро­гое — часы нале­та. В цен­тре под­го­то­ви­ли уже боль­ше соро­ка пилотов-любителей.

Среди кур­сан­тов учеб­но­го цен­тра под Минском мно­го рос­си­ян. Частных клу­бов, гото­вя­щих пилотов-​любителей, в России почти не оста­лось. После скан­да­ла с под­дел­кой пилот­ских лицен­зий мно­гие ока­за­лись закрыты.

«О бело­рус­ском цен­тре узна­ла от стар­ших инструк­то­ров. Здесь хоро­шие инструк­то­ры, мно­гие — быв­шие воен­ные. Теоретическая база авиа­ции слож­ная, и мож­но выде­лить три под­хо­да: аме­ри­кан­ский под­ход пред­по­ла­га­ет нали­чие у пило­та базо­вых зна­ний, совет­ский тре­бу­ет от лет­чи­ка зна­ний настоль­ко глу­бо­ких, что они нико­гда не пона­до­бят­ся ему на деле. А тре­тий под­ход исполь­зу­ет­ся и в Беларуси: это ста­рая шко­ла, инструк­то­ры дают необ­хо­ди­мую базу глуб­же, чем в США, но снаб­жа­ют ее про­сты­ми жиз­нен­ны­ми при­ме­ра­ми», — рас­ска­за­ла кур­сант Наталья.

Некоторые ее зна­ко­мые, полу­чив лицен­зию пило­та, нача­ли с покуп­ки одно­мо­тор­ных само­ле­тов, затем пере­шли на вер­то­ле­ты, кто-​то не оста­но­вил­ся и завла­дел бизнес-​джетами (само­лет для пере­воз­ки офи­ци­аль­ных лиц). Некоторые увлек­лись вос­ста­нов­ле­ни­ем ста­рой тех­ни­ки — на интернет-​площадках есть пред­ло­же­ния авиа­тех­ни­ки из 70‑х гг. даже дешев­ле 10 тысяч евро. Кстати, мно­гие бело­ру­сы, вла­де­ю­щие само­ле­та­ми, содер­жат их в анга­ре цен­тра. Цена за хра­не­ние настоль­ко несо­из­ме­ри­ма со сто­и­мо­стью само­ле­та, что в цен­тре ее даже не называют.

Александр Старцев считает, что запах мотора самолета просто волшебный
Александр Старцев счи­та­ет, что запах мото­ра само­ле­та про­сто волшебный

«У меня есть зна­ко­мый, кото­рый был уве­рен­ным топ-​менеджером сред­не­го зве­на, а теперь он — коман­дир несколь­ких бор­тов. А несколь­ко зна­ко­мых деву­шек устро­и­лись вто­ры­ми пило­та­ми «Аэрофлота», — рас­ска­за­ла Наталья.

Кстати, кур­сан­ты гово­рят, что биз­не­сме­нам авиа­ция не толь­ко доступ­на, но и полез­на: навы­ки пило­та пред­по­ла­га­ют, что чело­век спо­со­бен ана­ли­зи­ро­вать ситу­а­цию, про­гно­зи­ро­вать, и все это оди­на­ко­во полез­но не толь­ко в небе, но и на земле.

О нематериальном: пока глаза не закроются, буду летать

Самому стар­ше­му кур­сан­ту учеб­но­го клу­ба «Diamond» — 67 лет: утвер­жда­ет, что будет летать, пока ВЛЭК позволит.

«В горо­де, отку­да я родом, аэро­дром нахо­дил­ся совсем неда­ле­ко от наше­го дома. И пом­ню, как я — малень­кий, в вален­ках — бегу за само­ле­там, не успе­ваю, сло­во «само­лет» еще выго­во­рить не могу, и кри­чу ему — самоль­те! самоль­те! Уже потом я стал при­хо­дить на аэро­дром чаще — запах мото­ра про­сто вол­шеб­ный! А винт!» — кур­сан­та Александра Васильевича Старцева мы отвлек­ли от изу­че­ния дви­га­те­ля само­ле­та Viper.

Александр Васильевич закон­чил авиационно-​техническое учи­ли­ще, обслу­жи­вал само­ле­ты в аэро­пор­ту «Пулково», а узнав об аэро­клу­бе в Санкт-​Петербурге, стал летчиком-спортсменом.

После обучения на самолете Diamond пилот может переучиться летать даже на Boeing
После обу­че­ния на само­ле­те Diamond пилот может пере­учить­ся летать даже на Boeing

«В 1989 году созда­ли Федерацию люби­те­лей авиа­ции. После — сно­ва пере­рыв. Когда посмот­рел на свой аэро­клуб на Караванной ули­це, на месте кото­ро­го ресто­ран постро­и­ли, так рас­стро­ил­ся, что даже Путину напи­сал. К сча­стью, сей­час вновь появи­лась воз­мож­ность сесть за штур­вал, это моя страсть! Я пен­си­о­нер, хоро­шо, что у меня есть воз­мож­ность не вах­те­ром рабо­тать, а про­дол­жать летать», — рас­ска­зал летчик.

После того, как в России мно­гие част­ные клу­бы закры­ли, Александр Васильевич назы­ва­ет бело­рус­ский «Diamond» спасением.

«Даже если до кон­ца обу­че­ния не дой­ду и лицен­зию на Diamond не полу­чу, я рад уже тому, что сно­ва начал летать. Пока гла­за не закро­ют­ся, буду летать. Потому и режим соблю­даю», — рас­ска­зал Александр Васильевич.

Кстати, при цен­тре рабо­та­ет и фельд­шер, кото­рая про­ве­ря­ет не толь­ко, про­шел ли пилот ВЛЭК (врачебно-​летную экс­перт­ную комис­сию), но и готов ли к поле­ту. Если дав­ле­ние выше, чем 140/​110, или ниже, чем 90/​60, взлет запрещен.

Для того, чтобы понять, для чего вам самолет, надо хотя бы однажды подняться в воздух, считает директор авиационного центра Даймонд Вадим Кирилюк
Для того, что­бы понять, для чего вам само­лет, надо хотя бы одна­жды под­нять­ся в воз­дух, счи­та­ет дирек­тор авиа­ци­он­но­го цен­тра «Даймонд» Вадим Кирилюк

Куда летим?

«Никаких про­блем с пере­ле­та­ми по Беларуси нет. Существует два прин­ци­па пода­чи заяв­ле­ний: уве­до­ми­тель­ный и раз­ре­ши­тель­ный. Сейчас в госу­дар­стве реша­ет­ся вопрос о пере­хо­де на более циви­ли­зо­ван­ный, уве­до­ми­тель­ный прин­цип», — рас­ска­зал дирек­тор авиа­ци­он­но­го цен­тра «Даймонд» Вадим Кирилюк.

«Чтобы понять, зачем чело­век поку­па­ет само­лет, нуж­но под­нять­ся в воз­дух. И уже после сде­ла­е­те для себя вывод — инте­рес­нее лететь на боль­шом само­ле­те пас­са­жи­ром с захо­дом в дьюти-​фри или на малень­ком само­ле­те за штур­ва­лом. Лететь не так про­сто — это не то же самое, что сесть за руль авто­мо­би­ля», — уве­ре­ны в учеб­ном центре.

Если пилот хочет поле­теть за гра­ни­цу, нуж­но полу­чить опре­де­лен­ные допус­ки. Знаменитую в Беларуси исто­рию о том, как бело­рус­ский биз­нес­мен Александр Центнер пере­ле­тел на само­ле­те Cessna через Атлантику, повто­рять не советуют.

«Он про­шел у нас под­го­тов­ку, полу­чил навы­ки и уме­ния, кото­рые поз­во­ли­ли ему пере­ле­теть через Атлантический оке­ан. Но малень­кий само­лет создан для корот­ких пере­ле­тов», — напом­ни­ли в авиаклубе.

Курсанты осваивают не только навыки пилотирования, но и устройство самолета
Курсанты осва­и­ва­ют не толь­ко навы­ки пило­ти­ро­ва­ния, но и устрой­ство самолета

«Можно на само­ле­те и до полю­са доле­теть, но сто­ит ли? Маленький само­лет создан для корот­ких пере­ле­тов, в Австрию, напри­мер, лета­ем без посад­ки. Расход топ­ли­ва почти как в авто­мо­би­ле: 8 лит­ров на сто кило­мет­ров», — рас­ска­зал коман­дир лет­но­го отря­да Денис.

Курсант Наталья уве­ря­ет, что в поле­ты погру­жа­ешь­ся сразу.

«К тому же, сра­зу же погру­жа­ешь­ся в пере­ле­ты. Мы уже совер­ша­ли дол­гие пере­ле­ты. Например, на вер­то­ле­тах лета­ли на Новую зем­лю. И выход­ные я теперь про­во­жу не в клуб­ной тусов­ке Москвы, а выез­жаю на аэро­дром — у меня уже дом там сто­ит», — рас­ска­за­ла Наталья.

Тренировка на тренажере: включим Вену и выключим двигатель

Всякий пилот, преж­де чем сесть за штур­вал насто­я­ще­го само­ле­та, зани­ма­ет­ся на тренажере.

«Эта мест­ность — роди­на само­ле­та Diamond», — зна­ко­мят инструк­то­ры с гор­ным пей­за­жем Австрии, кото­рый запус­ка­ет­ся проектором.

В учеб­ном клас­се нахо­дит­ся каби­на само­ле­та, кото­рая пол­но­стью повто­ря­ет насто­я­щий само­лет, толь­ко без хво­ста и кры­льев. Как толь­ко кур­сант садит­ся за штур­вал, каби­на ожи­ва­ет — на само­лет она похо­жа не толь­ко внешне, но пол­но­стью ими­ти­ру­ет про­цесс полета.

Курсант вместе с инструктором готовятся к полету в Вену на тренажере
Курсант вме­сте с инструк­то­ром гото­вят­ся к поле­ту в Вену на тренажере

«Например, пило­ты, впер­вые отправ­ля­ясь по зада­нию в Австрию, могут преж­де потре­ни­ро­вать­ся на тре­на­же­ре. Можно настро­ить полет в любой миро­вой аэро­порт — хоть Сидней. Пока мы с вами раз­го­ва­ри­ва­ем, они рису­ют­ся — слы­ши­те звук? На слен­ге он назы­ва­ет­ся «котя­та» — само­лет сиг­на­ли­зи­ру­ет о бли­зо­сти пре­пят­ствия», — рас­ска­зал инструк­тор Игорь Иванович.

«Игорь Иванович, што­пор­нем?» — про­сит коман­дир лет­но­го отря­да и вво­дит тре­ни­ро­воч­ную каби­ну в што­пор. Но за 130 мет­ров до зем­ли «само­лет» уда­ет­ся выве­сти из штопора.

«Давайте услож­ним зада­чу — доба­вим им обла­ков, вет­ра… а теперь выве­дем из строя дви­га­тель. Будут вам все впе­чат­ле­ния, — обе­ща­ет инструк­тор кур­сан­там в тре­ни­ро­воч­ной кабине. — Первое дей­ствие в такой ситу­а­ции — попыт­ка запус­ка дви­га­те­ля. Если не выхо­дит, лет­чик ищет про­стран­ство для посад­ки или воз­вра­ща­ет­ся на аэро­дром», — невоз­му­ти­мо пояс­нил инструктор.

«С отка­зом двигателя?!»

«Самолет сей­час летит, как пла­нер. Видели, кры­лья загну­ты на кра­ях? Это назы­ва­ет­ся вин­глет. Они улуч­ша­ют каче­ства пла­ни­ро­ва­ния само­ле­та. Например, с тыся­чи мет­ров высо­ты само­лет про­ле­та­ет десять кило­мет­ров рас­сто­я­ния. За это вре­мя у лет­чи­ка есть воз­мож­ность най­ти пло­щад­ку для посад­ки — на грунт? На шос­се? Или дой­ти до сво­е­го аэро­дро­ма, что все­гда луч­ше. Отказы дви­га­те­ля были, но они очень ред­кие, поэто­му фир­ма Diamond внес­ла этот вари­ант в спи­сок режи­мов на тре­на­же­ре», — пояс­нил инструктор.

Фарид окончил Кировоградское летное училище, а за летным опытом приехал в Беларусь
Фарид окон­чил Кировоградское лет­ное учи­ли­ще, а за лет­ным опы­том при­е­хал в Беларусь

Что нового

Один из кур­сан­тов родом из Баку. Окончив Кировоградское лет­ное учи­ли­ще, он при­е­хал полу­чить лет­ный опыт в Беларуси.

«Дальше пла­ни­рую полу­чить CPL и устро­ить­ся в авиа­ком­па­нию», — рас­ска­зал кур­сант Фарид.

Сейчас учеб­ный центр «Diamond» пла­ни­ру­ет сотруд­ни­чать с Белорусской госу­дар­ствен­ной ака­де­ми­ей авиа­ции. Один из сотруд­ни­ков цен­тра, кото­рый два­дцать лет рабо­тал авиа­ин­струк­то­ром в США, рас­ска­зал, что это — аме­ри­кан­ский опыт. И сколь­ко бы пре­тен­зий ни было у бело­ру­сов к поряд­ку выда­чи авиа­ци­он­ных лицен­зий в Штатах, Америка все еще лидер по чис­лу пилотов-любителей.

«В США нет про­филь­но­го авиа­ци­он­но­го обра­зо­ва­ния. Авиационные про­грам­мы рабо­та­ют по той моде­ли, кото­рую пла­ни­ру­ем внед­рить мы. Колледжи име­ют ака­де­ми­че­скую базу, но не име­ют мате­ри­аль­ной. Они сов­ме­ща­ют соб­ствен­ную ака­де­ми­че­скую про­грам­му с про­грам­ма­ми лет­ных школ и сов­мест­но гото­вят пило­тов», — рас­ска­зал сотруд­ник цен­тра Евгений Захаренков.

Авиационный центр «Diamond» был открыт в 2011 году. Сегодня штат цен­тра — 25 чело­век, на его базе исполь­зу­ет­ся два типа само­ле­тов — Diamond и Viper. После обу­че­ния на само­ле­те Diamond пилот может полу­чить и CPL (ком­мер­че­скую лицен­зию пило­та), и пере­учить­ся даже на Boeing.

Полет на тренажере - как настоящий, только не так страшно
Полет на тре­на­же­ре – как насто­я­щий, толь­ко не так страшно

«Существует поня­тие «стек­лян­ной каби­ны». Это зна­чит, само­лет обо­ру­до­ван мно­го­функ­ци­о­наль­ны­ми дис­пле­я­ми и пред­став­ля­ет собой копию боль­шо­го само­ле­та. Во мно­гих стра­нах имен­но само­лет Diamond исполь­зу­ет­ся для пер­вич­ной под­го­тов­ки пило­та. Пилот — очень доро­гой по затра­там про­дукт. У нас есть и мате­ри­аль­ная база (тот же тре­на­жер, чья сто­и­мость выше сто­и­мо­сти само­ле­та), и кад­ро­вый состав. У нас пилот про­хо­дит клас­си­че­ский цикл под­го­тов­ки: тео­ре­ти­че­ская под­го­тов­ка в Академии граж­дан­ской авиа­ции, под­го­тов­ка на тре­на­же­ре и поле­ты. Документы предо­став­ля­ют­ся в депар­та­мент авиа­ции и на этом осно­ва­нии выда­ет­ся пилот­ное сви­де­тель­ство. Почти как води­тель­ское сви­де­тель­ство авто­шко­лой», — пояс­нил дирек­тор авиа­ци­он­но­го цен­тра «Даймонд» Вадим Кирилюк.

«Летчик дол­жен обла­дать опре­де­лен­ным душев­ны­ми каче­ства­ми, что­бы быть, а не толь­ко иметь — лицен­зию или само­лет. Хорошо, когда все срас­та­ет­ся — как в жиз­ни», — заклю­чил Кирилюк, и Sputnik, погру­зив­шись в такую теперь скуч­ную маши­ну, поки­нул аэродром.

Источник: sputnik.by

Televid
Author: Televid