На чте­ние: 0.27 mintue

Стоит толь­ко поин­те­ре­со­вать­ся о том, что хоро­ше­го про­ис­хо­дит сей­час в сфе­ре видео, как десят­ки «экс­пер­тов» ринут­ся зава­ли­вать вас тер­ми­на­ми и пере­чис­ле­ни­ем новых тех­но­ло­гий: 4К, HDR, стри­минг, кван­то­вые точ­ки и т.д. и т.п. Но при попыт­ке узнать, кто же из них всем этим поль­зу­ет­ся, боль­шин­ство уйдут от отве­та. Мол, кон­тен­та нет, смотреть-​то нече­го. Но поз­воль­те, как так?! Ведь 4К-​телевизоры про­да­ют­ся уже мно­го лет. И вот что я на это отве­чу: ина­че и быть не мог­ло! А поче­му — об этом и поговорим.

Для нача­ла немно­го обще­до­ступ­ной инфор­ма­ции. Видеоконтент с раз­ре­ше­ни­ем 4К, а точ­нее — UHD, в насто­я­щее вре­мя, конеч­но же, суще­ству­ет, но его все еще очень мало. Да, с момен­та выпус­ка пер­во­го UHD-​телевизора про­шло уже, страш­но поду­мать, боль­ше пяти лет, что по мер­кам циф­ро­вой тех­ни­ки — эпо­ха, одна­ко дис­ки с филь­ма­ми в таком раз­ре­ше­нии выпус­ка­ют­ся лишь мень­ше года. При этом с рус­ским язы­ком их на дан­ный момент все­го… 35, при­чем неко­то­рые содер­жат пере­вод толь­ко в виде суб­тит­ров. Дисков без пере­во­да лишь в 4,5 раза боль­ше. И все они офи­ци­аль­но в России НЕ про­да­ют­ся. Их нуж­но зака­зы­вать за рубе­жом, при­чем в раз­ных стра­нах, пото­му что даже в США про­да­ют­ся не все выпу­щен­ные в 4К филь­мы. Диски же с пере­во­дом нуж­но отсле­жи­вать с осо­бой тща­тель­но­стью, пото­му что авто­ринг для реги­о­нов дела­ют раз­ный. Хорошо, что реги­о­наль­но­го коди­ро­ва­ния у них нет.

Впрочем, дис­ки — для боль­шин­ства поль­зо­ва­те­лей уже не вари­ант, мно­гие вооб­ще не пони­ма­ют смыс­ла в их покуп­ке. Но, как ни стран­но, на про­сто­рах интер­не­та филь­мов в 4К не намно­го боль­ше, при­чем 95% выло­жен­ных на тре­ке­рах — под­дел­ки! Это рипы, сде­лан­ные с помо­щью видео­за­хва­та с HDMI-​выхода UHD-​плеера. Кстати, ушлые авто­ры этих рипов ста­ли про­грамм­но добав­лять к ним мет­ки HDR. Ведь потре­би­тель хочет полу­чить видео с самой совер­шен­ной тех­но­ло­ги­ей, а раз есть спрос — будет и пред­ло­же­ние. Одна про­бле­ма — к ори­ги­на­лам на дис­ках это не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния. Поэтому и выгля­дят эти рипы каче­ствен­ным апскей­лом Full HD-видео.

Значит ли это, что филь­мы в 4К мы и не уви­дим? Отнюдь, все толь­ко начи­на­ет­ся! И вне зави­си­мо­сти от того, буде­те ли вы рас­смат­ри­вать UHD Blu-​ray дис­ки в каче­стве источ­ни­ка или нет, вам пона­до­бит­ся новей­ший теле­ви­зор. Именно новей­ший, а не про­сто 4К! Причем он непре­мен­но дол­жен быть Smart TV, пото­му что видео­сер­ви­сы, доступ­ные через Smart TV, будут вто­рым основ­ным источ­ни­ком ори­ги­наль­но­го 4К-​контента. И без Smart TV вы его не уви­ди­те. Скажем боль­ше, Smart TV и есть глав­ная при­чи­на появ­ле­ния 4К-​видео в теле­ви­зо­рах, и самая глав­ная состав­ля­ю­щая, на кото­рую нуж­но обра­щать вни­ма­ние при выбо­ре моде­ли теле­ви­зо­ра. Она — кра­е­уголь­ный камень все­го про­грес­са в этой сфе­ре, его осно­ва и его буду­щее. Вот о нем подроб­но и поговорим.

Живительный кризис

Проект Smart TV появил­ся как выход из кри­зи­са, кото­рый начал накры­вать про­из­во­ди­те­лей и само теле­ви­де­ние в кон­це нуле­вых — оно пере­ста­ло быть акту­аль­ным сред­ством инфор­ма­ции, и не толь­ко в плане ново­стей. Компьютеры во всех про­яв­ле­ни­ях дава­ли поль­зо­ва­те­лю не толь­ко воз­мож­ность выбо­ра любой точ­ки зре­ния, но и обес­пе­чи­ва­ли глав­ное — воз­мож­ность смот­реть «что хочу и когда хочу». Кино и осталь­ное видео актив­но ухо­ди­ло в интер­нет, попыт­ка запре­тить тор­рен­ты потер­пе­ла фиа­ско, а дохо­ды кабель­ных сетей ста­ли уте­кать таким ком­па­ни­ям, как TiVo, VooDoo и Netflix. В ито­ге в гла­зах про­дви­ну­тых поль­зо­ва­те­лей обыч­ный теле­ви­зор стал пре­вра­щать­ся в ана­хро­низм вро­де кно­поч­но­го теле­фо­на, кото­рый может выпол­нять лишь одну функцию.

Интерфейс LG webOS

Ответом и ста­ла кон­цеп­ция Smart TV. Как она выгля­дит и как ей поль­зо­вать­ся, сего­дня зна­ют все. Вкратце — у теле­ви­зо­ра есть глав­ное меню с приложениями-​виджетами, кото­рые дают доступ к биб­лио­те­кам филь­мов, пере­дач и online-​транслляций, предо­став­лен­ных про­вай­де­ра­ми. Часть филь­мов в них плат­ные, мож­но выби­рать каче­ство видео, оформ­лять под­пис­ку и т.д. Чтобы не было про­блем с быст­ро­дей­стви­ем «желе­за», все постро­е­но на облач­ных тех­но­ло­ги­ях, а в теле­ви­зор ска­чи­ва­ют­ся не про­грам­мы, а по сути гиперс­сыл­ки на видео­сер­ви­сы, игры и про­чее. При этом, что­бы не огра­ни­чи­вать воз­мож­но­сти теле­ви­зо­ров, их пере­ве­ли на пол­но­цен­ные опе­ра­ци­он­ные систе­мы Android, Firefox, Tizen, WebOS.

Интерфейс Samsung Tizen

Но это лишь часть инфор­ма­ции, офи­ци­аль­ная и пуб­лич­но про­го­ва­ри­ва­е­мая. Несмотря на внеш­нее сход­ство с кон­цеп­ци­ей смарт­фо­нов, Smart TV кар­ди­наль­но отли­ча­ет­ся тем, что ни при­ло­же­ния, ни кон­тент в теле­ви­зор не зака­чи­ва­ет­ся вооб­ще — воз­мо­жен толь­ко пото­ко­вый про­смотр, а запи­сать фильм, да и любое видео нель­зя в прин­ци­пе. Более того, в совре­мен­ных вер­си­ях ОС для умных теле­ви­зо­ров отклю­ча­ют даже воз­мож­ность запи­сы­вать циф­ро­вые транс­ля­ции, при­ни­ма­е­мые тюне­ром. То есть посмот­реть то, что хочет­ся в сво­бод­ное вре­мя без свя­зи с про­вай­де­ром невозможно.

Пиратство как главная проблема

Собственно, это и есть одна из глав­ных схем защи­ты от пират­ства, кото­рую про­из­во­ди­те­ли теле­ви­зо­ров предо­ста­ви­ли пра­во­об­ла­да­те­лям. Однако ее для пере­хо­да на 4К-​контент было мало. Если помни­те, к сво­им пер­вым 4К-​моделям ком­па­нии Sony и Samsung сами предо­став­ля­ли пакет филь­мов в 4К. Первая на спе­ци­аль­ном медиа­пле­е­ре, вто­рая — на жест­ком дис­ке. В обо­их слу­ча­ях фай­лы были зашиф­ро­ва­ны, а пле­ер еще и не рабо­тал за пре­де­ла­ми США и Японии, но, несмот­ря на все это, филь­мы с них утек­ли в сеть. Это рез­ко охла­ди­ло пыл и про­из­во­ди­те­лей, и сту­дий, после чего они ста­ли выда­вать 4К-​контент бук­валь­но по крупицам.

Например, спут­ни­ко­вые про­вай­де­ры, пона­ча­лу отнес­ши­е­ся к пере­хо­ду на 4К-​вещание с боль­шим энту­зи­аз­мом, до сих пор предо­став­ля­ют, по сути, толь­ко демо­ка­на­лы с таким раз­ре­ше­ни­ем, пока­зы­ва­ю­щие виды при­ро­ды и корот­кие доку­мен­таль­ные филь­мы, но никак не игро­вое кино.

Более того, Netfix, Amazon и дру­гие видео­сер­ви­сы так­же не торо­пят­ся выкла­ды­вать филь­мы в 4К, рас­про­стра­няя лишь мало­зна­чи­тель­ные лен­ты и неко­то­рые сери­а­лы с этим раз­ре­ше­ни­ем. А все пото­му, что до сих пор суще­ству­ют лазей­ки, поз­во­ля­ю­щие сохра­нить такое видео, напри­мер, с помо­щью обыч­но­го ком­пью­те­ра, на кото­рый уста­нав­ли­ва­ют­ся при­ло­же­ния этих видео­сер­ви­сов. Собственно, те немно­гие фай­лы с ори­ги­наль­ным 4К-​видео, кото­рые мож­но най­ти в сети, и попа­да­ют на тре­ке­ры таким обра­зом. Именно из-​за это­го кон­тен­та в 4К пока еще очень мало.

Три волшебные буквы

Чтобы ослож­нить жизнь пира­там, при­ду­ма­ли еще одна фичу — HDR. Звучит стран­но, не спо­рю, но в этом и заклю­ча­ет­ся вся пре­лесть реше­ния. Дело в том, что видео с рас­ши­рен­ным дина­ми­че­ским диа­па­зо­ном для сов­ме­сти­мо­сти меж­ду устрой­ства­ми снаб­жа­ют парал­лель­но иду­щи­ми мета­дан­ны­ми — мы не раз писа­ли об этом. Исключение — HLG, но о пла­нах под­держ­ки это­го фор­ма­та сту­ди­я­ми и про­вай­де­ра­ми ниче­го и не говорится.

Видеосервисы не тре­бу­ют пере­да­чи мета­дан­ных от устрой­ства к устрой­ству — все про­иг­ры­ва­ет­ся в одном аппа­ра­те, поэто­му мета­дан­ные мож­но не заклю­чать в сам видео­файл, а пере­да­вать парал­лель­но, да еще и с посто­ян­ной свер­кой соот­вет­ствия их с иду­щим видео. Так про­ис­хо­дит не на всех видео­сер­ви­сах: напри­мер, на YouTube мета­дан­ные про­пи­сы­ва­ют­ся в видео­фай­лах, кото­рые поль­зо­ва­те­ли сами там и выкла­ды­ва­ют. Но вари­ант с более слож­ным коди­ро­ва­ни­ем, судя по все­му, рабо­та­ет непло­хо — пира­ты не смог­ли выло­жить еще ни одно­го эпи­зо­да того же «Человека в высо­ком зам­ке», кото­рый Amazon транс­ли­ру­ет с HDR.

В ито­ге пра­во­об­ла­да­те­ли нача­ли выпус­кать боль­ше в 4К, но пока еще ждут уве­ли­че­ния базы устройств для вос­про­из­ве­де­ния это­го кон­тен­та. Как мы и гово­ри­ли, все толь­ко начинается!

Кстати, HDR стал еще и мощ­ным драй­ве­ром раз­ви­тия всех видео­устройств, и речь в дан­ном слу­чае не о повы­ше­нии ярко­сти теле­ви­зо­ров и про­ек­то­ров — это лишь один из пара­мет­ров, кото­рый будет улуч­шать­ся. Важнее кон­траст­ность, ведь она соб­ствен­но пока­зы­ва­ет дина­ми­че­ский диа­па­зон, кото­рый и дол­жен рас­ши­рит­ся для соот­вет­ствия тре­бо­ва­ни­ям HDR. Необходимость ее уве­ли­че­ния заста­ви­ло про­из­во­ди­те­лей теле­ви­зо­ров в част­но­сти сно­ва вер­нуть­ся к исполь­зо­ва­нию пря­мой или ков­ро­вой под­свет­ки мат­риц, что очень хоро­шо. Как и гово­ри­ли, что­бы насла­дить­ся все­ми пре­ле­стя­ми ново­го кон­тен­та, нужен новей­ший теле­ви­зор, и никак иначе.

Важность системы

Но какой имен­но? А в этом вопро­се очень мно­гое будет опре­де­лять опе­ра­ци­он­ная систе­ма, на кото­рой рабо­та­ет аппа­рат. Взгляните на смарт­фо­ны: каче­ство испол­не­ния, экс­клю­зив­ные сер­ви­сы, кру­тиз­на брен­да не спас­ли ни Nokia, ни Blackberry, а льви­ную долю рын­ка запол­ни­ли моде­ли на Android. Почему? Думаю, что оби­лие при­ло­же­ний, кото­рые ныне созда­ют во всем мире бла­го­да­ря откры­то­сти и доступ­но­сти этой плат­фор­мы. Для теле­ви­зо­ров на Android TV это будет озна­чать воз­мож­ность уста­нов­ки мас­сы при­ло­же­ний от неза­ви­си­мых видео­сер­ви­сов, еще не погло­щен­ных гло­баль­ны­ми игро­ка­ми вро­де Okko. А так­же уста­нов­ку при­ло­же­ний не из офи­ци­аль­но­го мага­зи­на, а с флэш­ки — такая воз­мож­ность в Android TV, как и в обыч­ном Android для смарт­фо­нов в отли­чие от дру­гих систем не закры­та, что неко­то­рым поль­зо­ва­те­лям тоже может быть интересно.

Телевизор Sony KD-65XE9005

У нас на Android TV про­да­ют­ся теле­ви­зо­ры пока толь­ко одной мар­ки — Sony. Есть еще несколь­ко ком­па­ний, выбрав­ших эту систе­му, но пока у Sony самая акту­аль­ная вер­сия. В новой линей­ке сто­ит Android TV 6.0 Marshmallow, куда не толь­ко доба­ви­ли новые функ­ции, но еще испра­ви­ли неко­то­рые, так ска­жем, осо­бен­но­сти систе­мы про­шлых поко­ле­ний. В част­но­сти, теперь все при­ло­же­ния по умол­ча­нию уста­нав­ли­ва­ют­ся в посто­ян­ную, а не опе­ра­тив­ную память устрой­ства, что зна­чи­тель­но повы­ша­ет быст­ро­дей­ствие, осо­бен­но если уста­нов­ле­но и актив­но исполь­зу­ет­ся несколь­ко программ.

Телевизор Sony KD-55XE9005

Для про­вер­ки рабо­ты сер­ви­сов, пред­ла­га­ю­щих филь­мы в 4К, был выбран 65-​дюймовый Sony KD-​65XE9005. Он, конеч­но, неде­шев, сто­ит 229 990 рос­сий­ских руб­лей, но зато на нем мож­но было не напря­га­ясь уви­деть все нюан­сы транс­ля­ции в 4К — экран-​то боль­шой, с пря­мой под­свет­кой мат­ри­цы (то есть реаль­ный дина­ми­че­ский диа­па­зон дей­стви­тель­но широ­кий). Кроме того, 16 ГБ опе­ра­тив­ной памя­ти дава­ли надеж­ду на отсут­ствие сбо­ев при про­смот­ре. Дополнительных же при­ло­же­ний ста­вить не ста­ли, тем более что сер­ви­сов, транс­ли­ру­ю­щих филь­мы в 4К в России доступ­но пока совсем мало, и в ито­ге выбра­ли пред­уста­нов­лен­ный Okko.

Полнометражные филь­мы с таким раз­ре­ше­ни­ем в паке­те этой ком­па­нии мож­но пере­счи­тать по паль­цам одной руки. Есть тут и зна­ме­ни­тая «Территория», кото­рую обе­ща­ли выпу­стить в 4К еще пару лет назад, и «Омерзительная вось­мер­ка» от Тарантино, что было уже намно­го инте­рес­нее. Почему? Оба филь­ма явно транс­ли­ро­ва­лись с видео в H.265, но, види­мо, с раз­ных сер­ве­ров. «Территория» выгля­де­ла по-​разному: при ста­биль­ном досту­пе к интер­не­ту бит­рейт менял­ся очень замет­но, что выра­жа­лось то в чистых круп­ных пла­нах с иде­аль­ным зад­ни­ком, то в оби­лии арте­фак­тов и сни­же­нии раз­ре­ше­ния на общих пла­нах. Скорее все­го, изна­чаль­но «Территорию» зако­ди­ро­ва­ли с очень боль­шим бит­рей­том, кото­рый при транс­ля­ции дина­ми­че­ски умень­шал­ся в зави­си­мо­сти от ско­ро­сти соеди­не­ния. «Восьмерку» же явно коди­ро­ва­ли более эко­ном­но, поэто­му каче­ство во вре­мя про­смот­ра было более ста­биль­ным: чистые пей­за­жи, не обез­об­ра­жен­ные шумом и арте­фак­та­ми, тем­ные сце­ны без круп­ной зер­ни­сто­сти — при­ят­но посмот­реть! Движения в кад­ре тоже пода­ва­лись явно лучше.

Отрадно, что теле­ви­зор не вно­сил в кар­ти­ну отсе­бя­ти­ны — крас­ки были столь же нату­раль­ны, что и на пре­мьер­ных пока­зах, а к кон­трасту не воз­ник­ло ника­ких пре­тен­зий. И ярко­сти хва­та­ло, и уро­вень чер­но­го был хорош.

Выводы же из теста мож­но сде­лать сле­ду­ю­щие. Выбирать теле­ви­зор сего­дня ста­ло еще слож­нее, чем рань­ше — боль­ше фак­то­ров нуж­но учи­ты­вать. А при уста­нов­ке луч­ше сра­зу забыть о «кра­си­вых» бес­про­вод­ных реше­ни­ях при под­клю­че­нии к интер­не­ту — ско­рость и ста­биль­ность соеди­не­ния для про­смот­ра 4К важ­нее всех дру­гих состав­ля­ю­щих. И даже непре­ре­ка­е­мая репу­та­ция брен­да здесь не помо­жет. Но выбрав пра­виль­ный вари­ант, вы лег­ко може­те поль­зо­вать­ся все­ми бла­га­ми раз­ви­тия видеотехнологий.

Источник: stereo.ru

Televid
Author: Televid