Как нередко бывает, гром грянул внезапно. Имею в виду появившееся на днях требование при постановке на учет в ГАИ вновь пригнанных из–за рубежа иномарок предъявлять свидетельство о безопасности конструкции. Интернет бурно обсуждает нововведение. Это при том, что Юрьев день наступил отнюдь не внезапно. Он лишь несколько раз откладывался, пишет «СБ. Беларусь Сегодня».
Впрочем, обо всем по порядку. Еще в 2011 году Таможенный союз принял документ, требующий сертифицировать поступающие на общий рынок автомобили и другой транспорт. В его основе — 450 страниц требований и процедур, которым техника, являющаяся, как известно, объектом повышенной опасности, должна соответствовать. Ведь до того на территорию, включающую несколько стран с населением в сотни миллионов человек, завозились и «американки» с особенностями светотехники, и прошедшие не одну сотню тысяч километров «европейцы» вне зависимости от экологического стандарта.
Поскольку все это происходило на глазах автора, позволю себе несколько пофилософствовать. С одной стороны, надо было навести порядок на дорогах. С другой — притормозить ввоз дешевого автомобильного секонд–хенда, чтобы дать шанс отечественному автопрому. И в этом — суровая правда экономики постсоветских государств, оказавшихся на грани кризиса. Так было принято упомянутое решение Таможенного союза, которое должно было вступить в силу в 2015 году.
Вот результат такой политики: в России за несколько лет благодаря иностранным деньгам и технологиям выросли десятки заводов, где собирают вполне приличные легковушки. Хочешь «настоящую» иномарку? Они тоже есть в автосалоне, но существенно дороже. Вся эта техника прошла сертификацию на соответствие требованиям безопасности конструкции в аккредитованных центрах. «Рено», «Киа», «Хундаи» «Форды», «Шкоды», «Фольксвагены» российской сборки беспошлинно продаются и в наших салонах, на авторынке в Ждановичах. А вот ввоз подержанных машин из–за ограничительных таможенных тарифов, принятых в Таможенном союзе, резко упал.
Но Беларусь долгие годы была перевалочной базой подержанных иномарок между Европой и Россией, Казахстаном, перегоном авто живут тысячи людей. Да и своего полноценного производства легковых автомобилей долго создать не получалось. Вот и откладывалось у нас введение свидетельства соответствия требованиям безопасности для физических лиц. Последний раз — до 1 июля 2017 года.
И этот день настал
Что же изменилось с 1 июля? Юридические лица, повторюсь, уже давно получают свидетельства безопасности конструкции на новые иномарки, которые продают. Теперь и частным перегонщиками придется к этому приобщиться. В Минске для этого определены три аккредитованные организации, имеющие соответствующие испытательные лаборатории, компетентных специалистов. Звоню в одну из них — НТЦ «Полигон для испытаний мобильных машин» академического Объединенного института машиностроения. Вот мнение заместителя директораа Дмитрия Сидоренко:
— Уже оформили более тысячи свидетельств безопасности конструкции для юридических лиц, а с недавних пор к нам пошли и простые граждане — в соответствии с требованиями регламента оформлять свидетельство о безопасности конструкции должны те, кто ввозит транспортное средство на территорию Таможенного союза. Вот некоторые из многочисленных требований, которым автомобиль должен соответствовать. Экологический класс — не ниже Евро–4. Светотехника должна быть европейского типа — у американских автомобилей она, как известно, несколько отличается. Если автомобиль такой марки и модели уже получал «Одобрение типа транспортного средства», это одно: значит, эти сведения есть в базе данных Таможенного союза и потребуется выписка соответствующего документа. Если нет — придется пройти экспертизу и испытания в лабораторных условиях.
Более подробно о том, как получить заветный документ, можно прочитать на сайте ОИМ НАНБ.
Что касается расценок, то они в трех точках примерно одинаковы. Самый простой вариант обойдется около 250 рублей, как и освидетельствование мотоцикла. Углубленное обследование стоит примерно 650 рублей.
В сухом остатке
Попробуем подвести итог. Всего за несколько лет у нас был введен НДС на продажи автомобилей юридическими лицами, кардинально возросли таможенные пошлины на ввоз иномарок, появились утилизационный и так называемый дорожный сборы, растет стоимость горючего… И тем не менее автомобильный рынок жив, не уменьшается и количество желающих стать обладателем легковушки. Как на этом фоне расценить введение требований по оценке соответствия регламенту вновь ввозимых иномарок? С одной стороны, появляются новые хлопоты, затраты растут. С другой — это направлено на повышение безопасности на дорогах, поддержание экологического равновесия с учетом перспективы. Ведь автомобиль может эксплуатироваться и 10, и 20 лет.
Впрочем, есть некоторый шанс, что новые требования… вновь будут отложены. В Госстандарте уточнили: вопрос о предоставлении свидетельства о безопасности конструкции единичного транспортного средства при первичной регистрации ввезенных на территорию Таможенного союза автомобилей, мотоциклов на днях опять рассматривался в Правительстве. Редакцию обещали проинформировать о принятом решении.