На чте­ние: 0.0 mintue

Как неред­ко быва­ет, гром гря­нул вне­зап­но. Имею в виду появив­ше­е­ся на днях тре­бо­ва­ние при поста­нов­ке на учет в ГАИ вновь при­гнан­ных из–за рубе­жа ино­ма­рок предъ­яв­лять сви­де­тель­ство о без­опас­но­сти кон­струк­ции. Интернет бур­но обсуж­да­ет ново­вве­де­ние. Это при том, что Юрьев день насту­пил отнюдь не вне­зап­но. Он лишь несколь­ко раз откла­ды­вал­ся, пишет «СБ. Беларусь Сегодня».

Впрочем, обо всем по поряд­ку. Еще в 2011 году Таможенный союз при­нял доку­мент, тре­бу­ю­щий сер­ти­фи­ци­ро­вать посту­па­ю­щие на общий рынок авто­мо­би­ли и дру­гой транс­порт. В его осно­ве — 450 стра­ниц тре­бо­ва­ний и про­це­дур, кото­рым тех­ни­ка, явля­ю­ща­я­ся, как извест­но, объ­ек­том повы­шен­ной опас­но­сти, долж­на соот­вет­ство­вать. Ведь до того на тер­ри­то­рию, вклю­ча­ю­щую несколь­ко стран с насе­ле­ни­ем в сот­ни мил­ли­о­нов чело­век, заво­зи­лись и «аме­ри­кан­ки» с осо­бен­но­стя­ми све­то­тех­ни­ки, и про­шед­шие не одну сот­ню тысяч кило­мет­ров «евро­пей­цы» вне зави­си­мо­сти от эко­ло­ги­че­ско­го стандарта.

Поскольку все это про­ис­хо­ди­ло на гла­зах авто­ра, поз­во­лю себе несколь­ко пофи­ло­соф­ство­вать. С одной сто­ро­ны, надо было наве­сти поря­док на доро­гах. С дру­гой — при­тор­мо­зить ввоз деше­во­го авто­мо­биль­но­го секонд–хенда, что­бы дать шанс оте­че­ствен­но­му авто­про­му. И в этом — суро­вая прав­да эко­но­ми­ки пост­со­вет­ских госу­дарств, ока­зав­ших­ся на гра­ни кри­зи­са. Так было при­ня­то упо­мя­ну­тое реше­ние Таможенного сою­за, кото­рое долж­но было всту­пить в силу в 2015 году.

Вот резуль­тат такой поли­ти­ки: в России за несколь­ко лет бла­го­да­ря ино­стран­ным день­гам и тех­но­ло­ги­ям вырос­ли десят­ки заво­дов, где соби­ра­ют вполне при­лич­ные лег­ко­вуш­ки. Хочешь «насто­я­щую» ино­мар­ку? Они тоже есть в авто­са­лоне, но суще­ствен­но доро­же. Вся эта тех­ни­ка про­шла сер­ти­фи­ка­цию на соот­вет­ствие тре­бо­ва­ни­ям без­опас­но­сти кон­струк­ции в аккре­ди­то­ван­ных цен­трах. «Рено», «Киа», «Хундаи» «Форды», «Шкоды», «Фольксвагены» рос­сий­ской сбор­ки бес­по­шлин­но про­да­ют­ся и в наших сало­нах, на авто­рын­ке в Ждановичах. А вот ввоз подер­жан­ных машин из–за огра­ни­чи­тель­ных тамо­жен­ных тари­фов, при­ня­тых в Таможенном сою­зе, рез­ко упал.

Но Беларусь дол­гие годы была пере­ва­лоч­ной базой подер­жан­ных ино­ма­рок меж­ду Европой и Россией, Казахстаном, пере­го­ном авто живут тыся­чи людей. Да и сво­е­го пол­но­цен­но­го про­из­вод­ства лег­ко­вых авто­мо­би­лей дол­го создать не полу­ча­лось. Вот и откла­ды­ва­лось у нас вве­де­ние сви­де­тель­ства соот­вет­ствия тре­бо­ва­ни­ям без­опас­но­сти для физи­че­ских лиц. Последний раз — до 1 июля 2017 года.

И этот день настал

Что же изме­ни­лось с 1 июля? Юридические лица, повто­рюсь, уже дав­но полу­ча­ют сви­де­тель­ства без­опас­но­сти кон­струк­ции на новые ино­мар­ки, кото­рые про­да­ют. Теперь и част­ным пере­гон­щи­ка­ми при­дет­ся к это­му при­об­щить­ся. В Минске для это­го опре­де­ле­ны три аккре­ди­то­ван­ные орга­ни­за­ции, име­ю­щие соот­вет­ству­ю­щие испы­та­тель­ные лабо­ра­то­рии, ком­пе­тент­ных спе­ци­а­ли­стов. Звоню в одну из них — НТЦ «Полигон для испы­та­ний мобиль­ных машин» ака­де­ми­че­ско­го Объединенного инсти­ту­та маши­но­стро­е­ния. Вот мне­ние заме­сти­те­ля дирек­то­раа Дмитрия Сидоренко:

— Уже офор­ми­ли более тыся­чи сви­де­тельств без­опас­но­сти кон­струк­ции для юри­ди­че­ских лиц, а с недав­них пор к нам пошли и про­стые граж­дане — в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми регла­мен­та оформ­лять сви­де­тель­ство о без­опас­но­сти кон­струк­ции долж­ны те, кто вво­зит транс­порт­ное сред­ство на тер­ри­то­рию Таможенного сою­за. Вот неко­то­рые из мно­го­чис­лен­ных тре­бо­ва­ний, кото­рым авто­мо­биль дол­жен соот­вет­ство­вать. Экологический класс — не ниже Евро–4. Светотехника долж­на быть евро­пей­ско­го типа — у аме­ри­кан­ских авто­мо­би­лей она, как извест­но, несколь­ко отли­ча­ет­ся. Если авто­мо­биль такой мар­ки и моде­ли уже полу­чал «Одобрение типа транс­порт­но­го сред­ства», это одно: зна­чит, эти све­де­ния есть в базе дан­ных Таможенного сою­за и потре­бу­ет­ся выпис­ка соот­вет­ству­ю­ще­го доку­мен­та. Если нет — при­дет­ся прой­ти экс­пер­ти­зу и испы­та­ния в лабо­ра­тор­ных условиях.

Более подроб­но о том, как полу­чить завет­ный доку­мент, мож­но про­чи­тать на сай­те ОИМ НАНБ.

Что каса­ет­ся рас­це­нок, то они в трех точ­ках при­мер­но оди­на­ко­вы. Самый про­стой вари­ант обой­дет­ся око­ло 250 руб­лей, как и осви­де­тель­ство­ва­ние мото­цик­ла. Углубленное обсле­до­ва­ние сто­ит при­мер­но 650 рублей.

В сухом остатке

Попробуем под­ве­сти итог. Всего за несколь­ко лет у нас был вве­ден НДС на про­да­жи авто­мо­би­лей юри­ди­че­ски­ми лица­ми, кар­ди­наль­но воз­рос­ли тамо­жен­ные пошли­ны на ввоз ино­ма­рок, появи­лись ути­ли­за­ци­он­ный и так назы­ва­е­мый дорож­ный сбо­ры, рас­тет сто­и­мость горю­че­го… И тем не менее авто­мо­биль­ный рынок жив, не умень­ша­ет­ся и коли­че­ство жела­ю­щих стать обла­да­те­лем лег­ко­вуш­ки. Как на этом фоне рас­це­нить вве­де­ние тре­бо­ва­ний по оцен­ке соот­вет­ствия регла­мен­ту вновь вво­зи­мых ино­ма­рок? С одной сто­ро­ны, появ­ля­ют­ся новые хло­по­ты, затра­ты рас­тут. С дру­гой — это направ­ле­но на повы­ше­ние без­опас­но­сти на доро­гах, под­дер­жа­ние эко­ло­ги­че­ско­го рав­но­ве­сия с уче­том пер­спек­ти­вы. Ведь авто­мо­биль может экс­плу­а­ти­ро­вать­ся и 10, и 20 лет.

Впрочем, есть неко­то­рый шанс, что новые тре­бо­ва­ния… вновь будут отло­же­ны. В Госстандарте уточ­ни­ли: вопрос о предо­став­ле­нии сви­де­тель­ства о без­опас­но­сти кон­струк­ции еди­нич­но­го транс­порт­но­го сред­ства при пер­вич­ной реги­стра­ции вве­зен­ных на тер­ри­то­рию Таможенного сою­за авто­мо­би­лей, мото­цик­лов на днях опять рас­смат­ри­вал­ся в Правительстве. Редакцию обе­ща­ли про­ин­фор­ми­ро­вать о при­ня­том решении.

Televid
Author: Televid