На чте­ние: 0.9 mintue

На базе заво­да «Оптрон» при Академии наук дела­ют бес­шум­ные квад­ро­цик­лы с авто­пи­ло­том для сило­ви­ков, ком­му­наль­ных робо­тов для ЖКХ и «бело­рус­ский супер­байк» на батарее.

Год назад лабо­ра­то­рия Л7, функ­ци­о­ни­ру­ю­щая на базе заво­да «Оптрон», запу­сти­ла в про­да­жу элек­тро­са­мо­ка­ты. За год уда­лось про­дать поряд­ка соро­ка таких само­ка­тов, хоть цена нема­лая — сто­и­мость варьи­ру­ет­ся от 800 до 1,5 тыс. дол­ла­ров. На таком само­ка­те при ско­ро­сти 25 км/​час мож­но про­ехать до соро­ка кило­мет­ров, а после под­клю­чить его к обыч­ной розет­ке на четы­ре часа — и про­дол­жать путь.

Теперь сра­зу несколь­ко ком­па­ний, рабо­та­ю­щих на базе заво­да, заня­ты не толь­ко само­ка­та­ми — здесь рабо­та­ют над раз­ра­бот­кой дви­га­те­ля для «бело­рус­ско­го супер­бай­ка», раз­ра­ба­ты­ва­ют систе­мы авто­пи­ло­ти­ро­ва­ния для квад­ро­цик­лов сило­ви­ков и про­ек­ти­ру­ют ком­му­наль­ные маши­ны — один робот может отобрать рабо­ту у пяти сотруд­ни­ков ЖКХ.

Корреспондент Sputnik Елена Васильева выяс­ни­ла, до какой ско­ро­сти мож­но разо­гнать элек­тро­са­мо­кат, что в нем бело­рус­ско­го и отбе­рут ли робо­ты нашу работу.

Заново придумать самокат

На базе заво­да «Оптрон» рабо­та­ет несколь­ко част­ных ком­па­ний — одна зани­ма­ет­ся раз­ра­бот­кой элек­тро­транс­пор­та, дру­гая — раз­ра­бот­кой систем авто­пи­ло­ти­ро­ва­ния. Все вме­сте при под­держ­ке «Оптрона» они обра­зу­ют свое­об­раз­ный кла­стер и зани­ма­ют­ся раз­ра­бот­кой широ­кой линей­ки элек­тро­транс­пор­та соб­ствен­но­го дизайна.

В про­шлом году лабо­ра­то­рия Л7 пред­ста­ви­ла пуб­ли­ке элек­тро­са­мо­кат и про­да­ла поряд­ка 40 экзем­пля­ров, а в этом году пла­ни­ру­ет выпу­стить не мень­ше 400 экзем­пля­ров, если поку­па­тель про­явит инте­рес — до 600 машин. Учтя поже­ла­ния кли­ен­тов, бата­рею сде­ла­ют съем­ной, изме­нят кли­ренс, рас­ши­рят цве­то­вую гам­му. Среди кли­ен­тов не толь­ко моло­дые люди, гото­вые осва­и­вать элек­тро­транс­порт, но и пен­си­о­не­ры — при ско­ро­сти в 20 км/​час само­кат ока­зал­ся для них удоб­ным транспортом.

«Базовая модель в этом году будет сто­ить око­ло 750 дол­ла­ров, напря­мую мож­но будет купить в выста­воч­ном цен­тре на заво­де, тогда само­кат обой­дет­ся дешев­ле», — рас­ска­зал руко­во­ди­тель про­ек­та Юрий Поздняков.

Недавно НАН пред­ста­ви­ла мотор-​колесо для элек­тро­ве­ло­си­пе­да. Двигатель само­ка­та отли­ча­ет­ся боль­шей мощ­но­стью — у вело­си­пе­да 48 ватт, у само­ка­та — 60 ватт. Из-​за боль­шей мощ­но­сти отли­ча­ет­ся и бата­рея, кото­рую так­же дела­ют в Беларуси.

Завод Оптрон
© Sputnik /​Елена Васильева
Завод «Оптрон»

«Когда мы изу­ча­ли китай­скую бата­рею, столк­ну­лись с тем, что над­пись на упа­ков­ке не соот­вет­ству­ет реаль­но­сти — емкость ока­за­лась на 30% мень­ше заяв­лен­ной. Так что бата­рею дела­ем само­сто­я­тель­но. Среди кон­ку­рент­ных пре­иму­ществ и рама — мы исполь­зу­ем поли­мер­ное покры­тие, что дает высо­кую устой­чи­вость метал­ла к кор­ро­зии. Над внеш­ним видом так­же рабо­та­ли бело­рус­ские дизай­не­ры», — пояс­нил собеседник.

При этом пол­но­стью бело­рус­ским само­кат назвать нель­зя и авто­ры про­ек­та гото­вы исполь­зо­вать любые миро­вые нара­бот­ки при усло­вии, что это будет эко­но­ми­че­ски выгодно.

«Мы не ста­вим зада­чу импор­то­за­ме­ще­ния. Хоть наш само­кат — это бело­рус­ский про­дукт, раз­ра­бо­тан­ный сов­мест­но Л7 и НАН, но как част­ная ком­па­ния, мы оце­ни­ва­ем цену и каче­ство каж­до­го ком­по­нен­та. Если бело­ру­сы пред­ла­га­ют какой-​то ком­по­нент за при­ем­ле­мую цену при достой­ном каче­стве, выбе­рем бело­рус­ско­го постав­щи­ка. Главное кон­ку­рент­ное пре­иму­ще­ство наше­го само­ка­та в срав­не­нии с китай­ски­ми ана­ло­га­ми поми­мо высо­ко­го каче­ства сбор­ки — воз­мож­ность гаран­тий­но­го обслуживания»,

рас­ска­зал Поздняков.

К тому, что бело­рус­ский элек­тро­са­мо­кат не был пер­вым на рын­ке, здесь отно­сят­ся фило­соф­ски и вспо­ми­на­ют аме­ри­кан­ца Илона Маска.

Электросамокат предназначен для велодорожек, на нем установлено ограничение скорости до 25 км/ч.
© Sputnik /​Елена Васильева
Электросамокат пред­на­зна­чен для вело­до­ро­жек, на нем уста­нов­ле­но огра­ни­че­ние ско­ро­сти до 25 км/​ч.

«Когда Маск заявил о выпус­ке элек­тро­мо­би­ля, все вос­при­ня­ли это как нова­тор­ство. Но пер­вым транс­пор­том как раз были свое­об­раз­ные элек­тро­те­леж­ки, а в Нью-​Йорке еще в про­шлом веке езди­ли элек­тро­так­си. Новаторство Маска в исполь­зо­ва­нии мате­ри­а­лов, кото­рые за это вре­мя изме­ни­лись. В дви­га­те­ле, встро­ен­ном в мотор-​колесо бело­рус­ско­го само­ка­та, исполь­зо­ван маг­ни­то­про­вод из порош­ко­во­го мате­ри­а­ла. Это уде­шев­ля­ет про­из­вод­ство, сни­жа­ет мас­су дви­га­те­ля и поз­во­ля­ет уве­ли­чить КПД. Разработка этих порош­ков при­над­ле­жит уче­ным Академии наук», — рас­ска­зал кон­суль­тант про­ек­та Андрей Подобед.

Принцип рас­хо­да бата­реи схож с прин­ци­пом рабо­та дви­га­те­ля внут­рен­не­го сго­ра­ния. При актив­ном экс­тре­маль­ном вожде­нии само­кат раз­ря­жа­ет­ся быст­рее и его может хва­тить на 20 кило­мет­ров пути. Если не буде­те пре­вы­шать ско­рость — а хоть само­кат и мож­но разо­гнать, в нем соглас­но пра­ви­лам встро­е­но огра­ни­че­ние ско­ро­сти до 25 км/​час — про­ехать мож­но до 40 километров.

Все мотор-колеса будут снабжены программным обеспечением, в котором можно будет задать режим езды. Телефон подключается к колесу через Bluetooth
© Sputnik /​Елена Васильева
Все мотор-​колеса будут снаб­же­ны про­грамм­ным обес­пе­че­ни­ем, в кото­ром мож­но будет задать режим езды. Телефон под­клю­ча­ет­ся к коле­су через Bluetooth

Где зарядить?

Зарядить само­кат мож­но от обыч­ной розет­ки. В ком­плек­те про­из­во­ди­тель пред­ла­га­ет двух­ам­пер­ное заряд­ное устрой­ство — на заряд­ку уйдет до четы­рех часов. Можно купить пяти­ам­пер­ное заряд­ное устрой­ство, под­клю­чить само­кат к розет­ке, подо­ждать все­го час-​полтора, и сно­ва отправ­лять­ся в путь.

«В этом году мы дора­бо­та­ли бата­рею, теперь мож­но доку­пить отдель­ный блок, если нет вре­ме­ни ждать, когда само­кат заря­дит­ся. Человек может выби­рать, купить более доро­гое заряд­ное устрой­ство или допол­ни­тель­ный блок, исхо­дя из сво­е­го марш­ру­та», — пояс­нил Поздняков.

В «Л7» уве­ря­ют, что дер­жат руку на пуль­се не толь­ко НАН Беларуси, но и миро­вых тен­ден­ций в обла­сти химии батарей.

«Если есть что-​то в ком­мер­че­ском виде, мы гото­вы рабо­тать. Заинтересованы в диа­ло­ге и сотруд­ни­че­стве с дру­ги­ми ком­па­ни­я­ми этой отрас­ли, а диа­лог с част­ны­ми инве­сто­ра­ми уско­рил бы реа­ли­за­цию мно­гих про­ек­тов. Вели обсуж­де­ния и с НАН, мы гото­вы экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с их про­дук­ци­ей. В бли­жай­шие несколь­ко меся­цев, воз­мож­но, нач­нем экс­пе­ри­мен­ты с супер­кон­ден­са­то­ром, бата­ре­ей, кото­рая быст­ро заря­жа­ет­ся и дол­го дер­жит заряд. Но даже если экс­пе­ри­мент удаст­ся, это не зна­чит, что в этом году бело­рус­ский супер­кон­ден­са­тор мож­но будет исполь­зо­вать в транс­пор­те. Путь таких видов про­дук­ции к при­лав­ку свое­об­раз­ный», — пояс­нил собеседник.

Но меч­та­ют здесь не столь­ко о попу­ля­ри­за­ции само­ка­та, сколь­ко о дру­гом круп­ном про­ек­те — на базе суще­ству­ю­щих тех­но­ло­гий пла­ни­ру­ют собрать «бело­рус­ский супер­байк». Правда, веро­ят­нее все­го, не для бело­рус­ско­го рын­ка — транс­порт­ное сред­ство сто­и­мо­стью в десят­ки тысяч дол­ла­ров смо­жет себе поз­во­лить не вся­кий цени­тель электротранспорта.

Батарея ездит на багажнике велосипеда, но уже есть экземпляр, в котором аккумуляторная батарея встроена в колесо. Такое колесо можно установить на любой велосипед
© Sputnik /​Елена Васильева
Батарея ездит на багаж­ни­ке вело­си­пе­да, но уже есть экзем­пляр, в кото­ром акку­му­ля­тор­ная бата­рея встро­е­на в коле­со. Такое коле­со мож­но уста­но­вить на любой велосипед


«В про­ек­те, наде­ем­ся, будет участ­во­вать извест­ный бело­рус­ский дизай­нер, его имя пока не могу назвать. Но толь­ко при под­держ­ке про­фес­си­о­на­ла тако­го уров­ня мы смо­жем создать не клон BMW, а ори­ги­наль­ный про­дукт. А тех­ни­че­ские пока­за­те­ли на уровне миро­вых брен­дов мы обес­пе­чить сумеем»,

заве­рил Поздняков.

Самокат решит за вас

Разработанный здесь само­кат упре­ка­ют в лиш­нем весе — для вело­до­рож­ки транс­порт­ное сред­ство весом почти в пол­цент­не­ра непри­выч­но. Авторы про­ек­та уве­ре­ны, что опас­ность несут в себе не габа­ри­ты само­ка­та или дру­го­го транс­пор­та, а чело­век за рулем. Поэтому раз­ра­бот­чи­ки пред­ла­га­ют осна­стить само­кат допол­ни­тель­ной систе­мой пас­сив­ной безопасности.

«За допол­ни­тель­ные 100–150 дол­ла­ров на само­кат, вело­си­пед или дру­гой наш транс­порт мож­но уста­но­вить дат­чи­ки и запро­грам­ми­ро­вать транс­порт­ное сред­ство на ана­лиз обста­нов­ки. Если дат­чи­ки зафик­си­ру­ют опас­ность столк­но­ве­ния, само­кат сни­зит ско­рость. Если маши­на при­ня­ла реше­ние за чело­ве­ка, зна­чит, чело­век не смог или не успел. Ведь боль­шин­ство про­ис­ше­ствий начи­на­ют­ся с фра­зы «Смотри, как я могу». Машина это­го не поз­во­лит. Для нас это важ­но пото­му, что чем мень­ше к тех­ни­ке заме­ча­ний, тем дру­же­люб­нее она кажет­ся поку­па­те­лю. Можно попы­тать­ся убе­дить води­те­ля, что нуж­но ува­жать людей на доро­ге, а мож­но дать такое зада­ние машине», — рас­ска­за­ли в лаборатории.

Полноценный авто­пи­лот обой­дет­ся куда доро­же, но и его раз­ра­ба­ты­ва­ет отдель­ная коман­да на базе заво­да. Систему авто­пи­ло­ти­ро­ва­ния уста­нав­ли­ва­ют уже не на само­ка­ты, а на квад­ро­цик­лы с пони­жен­ным уров­нем шума. Заказ на такой транс­порт посту­пил от одно­го из элит­ных сило­вых под­раз­де­ле­ний Беларуси. К сло­ву, для раз­ра­бот­ки авто­пи­ло­та мно­гое сде­ла­но и в Академии наук, так что здесь объ­еди­ня­ют наработки.

Роботы на дорогах

«Лаборатория 7» сотруд­ни­ча­ет с ита­льян­ской ком­па­ни­ей DronyX. Свою зада­чу бело­рус­ские спе­ци­а­ли­сты фор­му­ли­ру­ют в выс­шей сте­пе­ни кли­ен­то­ори­ен­ти­ро­ван­но — «сде­лать из DronyX за 16 тыс. евро — DronyX за 8 тыс. дол­ла­ров». Разработка будет бело­рус­ской, от ита­льян­цев поза­им­ству­ют дизайн и отдель­ные тех­но­ло­гии. Именно эти робо­ты будут при­ме­нять­ся в ком­му­наль­ном хозяйстве.

«Они уже при­ме­ня­ют­ся в Италии, ОАЭ, в основ­ном зада­ча тако­го устрой­ства — пар­ко­вать гру­зо­ви­ки и чистить пля­жи. К нему мож­но доба­вить любое навес­ное обо­ру­до­ва­ние, и тогда робот смо­жет выпол­нять боль­шую часть рабо­ты для ЖКХ. К кон­цу года пла­ни­ру­ем выпу­стить его на ули­цы. Появится и соци­аль­ная про­бле­ма — один робот может заме­нить штат из пяти чело­век, заня­тых на убор­ке», — рас­ска­за­ли собе­сед­ни­ки агентства.

Для реше­ния про­бле­мы «робо­ты отни­мут рабо­ту» сове­ту­ют обра­тить­ся к запад­но­му опы­ту и поду­мать об осо­бых пра­ви­лах нало­го­об­ло­же­ния для орга­ни­за­ций, кото­рые берут на рабо­ту робо­та вме­сто человека.

Из дру­гих про­ек­тов, кото­рые раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся здесь же и кото­рые долж­ны при­бли­зить пей­за­жи Беларуси к футу­ри­сти­че­ским кар­тин­кам — дроны-​грузоперевозчики. Никаких боль­ше оче­ре­дей из боль­ше­гру­зов: дрон спо­со­бен пере­ме­щать груз со ско­ро­стью до 300 кило­мет­ров в час. Правда, до реа­ли­за­ции тако­го про­ек­та еще не мень­ше трех лет.

Источник: sputnik.by

Televid
Author: Televid