Белорусы все чаще замечают, что объем продуктов стремительно уменьшается, а цена на них, по мнению людей, остается прежней. Больше всего вопросов у людей возникает к фасовке молочных продуктов, круп и макарон.
Купить литр молока или килограмм гречки сегодня в магазине не так просто, как может показаться на первый взгляд. Молочные прилавки заполнены продуктами с объемом от 900 до 950 миллилитров, полки с крупами и макаронными изделиями пачками от 400 до 900 грамм. Иногда люди только дома обнаруживают, что купили меньше, чем хотели и чувствуют себя обманутыми.
Корреспондент Sputnik побывала в магазинах Минска, проанализировала содержимое прилавков и выяснила, что думают по поводу «нечестных» объемов и цен покупатели и продавцы.
Объем уменьшается, цена — нет
Даже в дневное время возле молочного отдела всегда есть люди: пенсионеры и домохозяйки покупают еду домой, а офисные работники выбирают кефир и йогурты для обеденного перекуса. Некоторые задерживаются около холодильника, проверяя сроки годности и, как ни странно, объем продукции.
Пожилая семейная пара, Александр и Светлана, перебирают бутылки и пачки кефира, не могут определиться, что взять. «Мы когда выбираем молоко и кефир, смотрим не только на срок годности, но и на объем. Знаем, что в пакетах, чаще всего литр, а в бутылках в основном 900–930 миллилитров»,- рассказала женщина.
По словам ее мужа, в последнее время они обращают внимание, что объемы многих продуктов уменьшаются, а цена — нет. «Это давно началось, но сейчас очень много таких продуктов стало», — отметил Александр.
Светлана считает, что практика писать цену за килограмм или литр продукта очень полезна. «Так хотя бы понимаешь, что покупаешь. А поскольку мы пенсионеры, то стараемся экономить и еду как можно выгоднее покупать. Пенсии-то небольшие», — поделилась она.
Подобной точки зрения придерживается и Людмила Алексеевна: «Конечно, я обращаю внимание на объем продуктов, которые покупаю. Это, в первую очередь, касается молочных продуктов — молока, сметаны, кефира. Для тех, кто не видит или плохо видит сокращение объемов — это настоящая проблема. Человек по привычке берет молоко, а там вместо литра 900 миллилитров», — заметила покупательница.
Она уверена: производители должны быть честными по отношению к потребителям. «По внешнему виду бутылки или тетрапака не отличишь, литр там или меньше. То же самое касается круп: заметила, что их тоже стали меньшим весом паковать. Килограммовой пачки гречки сейчас не найдешь — везде 900 грамм, а то и меньше — 800 или даже 700», — рассказала Людмила Алексеевна.
Продавец Наталья работает в молочном отделе постоянно и хорошо знакома с хитростями производителей. «Уже знаю, у какого производителя какие объемы молока, кефира и сметаны. Это же продукты, которые почти все берут. Так вот иногда сама подсказываю бабушкам, где больше, а где меньше, что покупать выгоднее», — делится девушка.
По ее наблюдениям, сейчас многие продукты продают меньшим весом и объемом. «Не знаю, с чем это связано. Может, самим производителям так выгоднее, может тару другую стали им поставлять. Но вообще людей надо предупреждать о таком. Большими буквами писать», — убеждена она.
Люди возмущаются
В другом магазине в разговор с корреспондентом Sputnik сразу вступает продавец Галина. Говорит, что уменьшение объемов началось давно, просто люди не уделяли этому внимание. «В продаже продукты меньшим объемом появились давновато. Что молоко-кефир по 900–950 миллилитров, что сметана по 300–350 грамм вместо 400, что гречка и рис — по 700–800 грамм. Мне, продавцу, никто не объясняет, почему так. А люди иногда возмущаются», — говорит женщина.
Она оценивает ситуацию и как покупатель: «Смотрю на ценник — что-то дешевле, смотрю на упаковку, а там 700 грамм. Начинаю считать и понимаю, что переплачу, если возьму этот продукт», — объясняет она.
Женщина уверена, что покупатели должны читать не только цену за продукт, но и за килограмм. «Хорошо, что магазины обязали такие ценники вешать. Правда, я думаю, что пожилым людям это все равно не поможет: многие из них плохо видят и могут просто не заметить цену, указанную мелким шрифтом», — предложила продавец.
Она считает, что так снижать объем — это не очень честно. «Люди же не все внимание обращают. А недобросовестные производители, наверное, на это и рассчитывают», — заключила Галина.
Ее точку зрения поддерживает пенсионерка Антонина Ивановна: «Я вообще недовольна тем, что продают. Уже обнаглели настолько, что уменьшили вес гречки чуть ли не вдвое — с килограмма до 600 граммов. А цены при этом не снижают ведь. Как тут пенсионерам выжить?», — негодует она.
Рис женщина покупает самый обычный, дешевый, но при этом высчитывает выгоду. «Уже научена смотреть на вес: как-то пришла домой и увидела, что взяла всего 700 грамм почти за те же деньги, за которые можно было 900 купить. Расстроилась тогда, теперь внимательно смотрю», — рассказывает пенсионерка.
Еще один неприятный инцидент произошел у нее со сметаной. «350 грамм купила вместо 400. А на глаз же не определишь, где сколько. Надо обязательно читать не только ценники, но и информацию на упаковке. Тогда уж не обманут», — раскрыла секрет выгодных покупок Антонина Ивановна.
Продуктовый лайфхак
Валентин и Анна пришли за покупками, в списке продуктов — макароны и крупы. «Сейчас приходится долго стоять у прилавка, чтобы выбрать рис, макароны или гречку. Это иногда сильно раздражает», — говорит женщина.
Ее супруг добавляет, что ему принципиально увидеть цену за килограмм. «Потому что только так можно оценить, что на самом деле дороже, а что — дешевле. Не хочется уходить из магазина с ощущением, что тебя обманули», — признается Валентин.
Рядом с ними выбирает макароны домохозяйка Наталья, у нее двое детей и муж, которых нужно накормить. «Я стараюсь покупать продукты со скидками, но при этом смотрю объемы: мне же нужно на четверых человек готовить. А как можно всю семью накормить 400 граммами макарон?», — задается риторическим вопросом она.
По ее наблюдениям, объемы риса и гречки тоже уменьшились. «Давно обратила на это внимание. Поэтому сейчас покупаю на развес эти продукты — в некоторых магазинах так можно. Так получается дешевле. Это мой лайфхак», — смеется девушка.
Единственный человек, который сразу берет с прилавка гречку определенной марки, — офисный работник Юрий. Ему не все равно, что брать: просто, когда он идет в магазин, мужчина уже знает, что конкретно ему нужно.
«В магазин хожу редко, поэтому вообще не курсе каких-то изменений. Обращаю ли внимание на объем продуктов? Честно? Нет. У меня всегда жена еду покупает, а я просто смотрю на баночки и пакетики, запоминаю перед походом в магазин и покупаю то же самое», — объясняет свое поведение он.
На кассе покупателей встречает Оксана. Она уже три года работает кассиром в одном из сетевых магазинов. Она, как никто другой, наслышана о проблеме цен и объемов. «Люди не видят или не обращают внимания, что покупают. У нас часто бывают случаи, когда приходят пенсионеры и слезно просят заменить кефир или молоко, потому что дома увидели, что купили не литр, а меньше. Мы жалеем и, где можно, идем навстречу. Жалко их. У многих со зрением проблемы же», — говорит девушка.
Она предполагает, что все это — происки маркетологов: продать меньше товара за ту же цену. «Делают красивую тару меньшего объема — и на прилавки. Получается не то чтобы обман, но как-то непорядочно что ли», — заключила кассир.
Внимательно читайте этикетку
Прокомментировал ситуацию представитель одного из белорусских производителей молочных продуктов. Он считает, что проблема надуманная. «Мы уже не первый год выпускаем часть продукции в объеме 900 миллилитров. На ее качестве это никак не сказывается, да и домой немного легче нести такую бутылку», — пошутил он.
По его мнению, ощущение обмана по поводу цен и объемов молока и кефира, вызывает не производитель, а покупатель. «Люди невнимательны. Он видят цену, а информацию на упаковке и мелкий шрифт на самом ценнике не читают и берут меньше, чем хотелось бы. Хотя мы все необходимые данные на упаковке указываем», — поясняет он.
Лучшим средством от попадания в подобные ситуации сотрудник молокозавода назвал внимательность: «Читайте о продукте все, что написано. И тогда вообще никаких вопросов возникать не будет», — уверен он.
Источник: Sputnik Беларусь