На чте­ние: 0.3 mintue

Купить квад­ро­ко­птер сей­час мож­но в любом мага­зине гад­же­тов. Но «летать» с ним легаль­но очень слож­но из-​за мно­же­ства пра­вил и огра­ни­че­ний. 42.TUT.BY вме­сте с пред­ста­ви­те­лем Белорусской феде­ра­ции бес­пи­лот­ной авиа­ции разо­брал­ся, где и как сей­час мож­но летать, не нару­шая закон, и какие изме­не­ния ждут вла­дель­цев дро­нов в бли­жай­шее время.

Где можно летать?

По тепе­реш­ним пра­ви­лам, летать мож­но вез­де, кро­ме «зон, запре­щен­ных для исполь­зо­ва­ния авиа­мо­де­лей, без согла­со­ва­ния». Сейчас таких зон 256, в том чис­ле отдель­ные рай­о­ны Минска и круп­ных горо­дов и при­гра­нич­ные территории.
Все эти зоны нане­се­ны на Google Maps и пуб­лич­ную кадаст­ро­вую кар­ту.

Если вы хоти­те летать над «запрет­ны­ми» зона­ми, нуж­но согла­со­вать полет с теми, в чьем ведом­стве нахо­дят­ся эти объекты.

Как можно летать?

Подниматься мож­но на высо­ту не боль­ше ста мет­ров. Устройство долж­но быть в пре­де­лах вашей пря­мой види­мо­сти (обыч­но это зна­чит не даль­ше 500 мет­ров).

На дро­ны мас­сой более 0,5 кило­грам­ма обя­за­тель­но нуж­но нане­сти мар­ки­ров­ку — спе­ци­аль­ную наклей­ку, устой­чи­вую к атмо­сфер­ным воз­дей­стви­ям. На ней долж­ны быть фами­лия, имя и отче­ство вла­дель­ца и его адрес или же назва­ние и адрес орга­ни­за­ции, кото­рой при­над­ле­жит устройство.

Большинство люби­тель­ских дро­нов рабо­та­ют на часто­те 2,4 Гц с плот­но­стью экви­ва­лент­ной изо­троп­но излу­ча­е­мой мощ­но­сти (ЭИИМ) от 10 мВт и до 100 мВт. По зако­ну, что­бы поль­зо­вать­ся эти­ми часто­та­ми, нуж­но всту­пить в Белорусскую феде­ра­цию бес­пи­лот­ной авиа­ции и поста­вить на учет свою авиа­мо­дель. Вступительный и годо­вой взно­сы состав­ля­ют одну базо­вую вели­чи­ну (сей­час это 24,5 рубля).

— Федерация не явля­ет­ся кон­тро­ли­ру­ю­щим орга­ном, член­ство мы нико­му не навя­зы­ва­ем, — гово­рит Глеб Бондарик, заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Белорусской феде­ра­ции бес­пи­лот­ной авиа­ции. — Мы реко­мен­ду­ем: если хоти­те поль­зо­вать­ся часто­той — жела­тель­но вступить.

Правда, в феде­ра­цию всту­пи­ли дале­ко не все люби­те­ли дро­нов. Сейчас в феде­ра­ции око­ло 200 участ­ни­ков, все­го же, по оцен­кам спе­ци­а­ли­ста, в Беларуси око­ло трех тысяч люби­тель­ских устройств.

А снимать можно?

Съемка фото и видео — глав­ная функ­ция боль­шин­ства дро­нов. Правда, и здесь есть свои пра­ви­ла. Чтобы сни­мать с воз­ду­ха, вла­де­лец дро­на дол­жен полу­чить раз­ре­ше­ние Генерального шта­ба Вооруженных сил, а после пока­зать весь отсня­тый мате­ри­ал. Съемку в Минске и на мас­со­вых меро­при­я­ти­ях нуж­но согла­со­вать так­же со Службой без­опас­но­сти пре­зи­ден­та.

По сло­вам пред­ста­ви­те­ля феде­ра­ции, мно­го вре­ме­ни на эти согла­со­ва­ния не ухо­дит. Правда, пока­зать весь отсня­тый мате­ри­ал может быть не так про­сто: неко­то­рые дро­ны дела­ют тыся­чи фото­гра­фий или сни­ма­ют видео высо­ко­го каче­ства — при­хо­дит­ся пере­да­вать огром­ные объ­е­мы инфор­ма­ции. Прямые транс­ля­ции эта нор­ма дела­ет невозможными.

— Сейчас это болез­нен­ная тема, — отме­ча­ет Глеб Бондарик. — Мы видим такое реше­ние: раз­де­лить рес­пуб­ли­ку на несколь­ко зон. Красная зона — закры­тые для съем­ки тер­ри­то­рии, напри­мер, атом­ная элек­тро­стан­ция. Желтые зоны — те, для съем­ки на кото­рых нуж­но согла­со­ва­ние, в том чис­ле в Генеральном шта­бе. И какие-​то зоны зеле­ные — где мож­но летать без согласований.

А через границу как везти?

На гра­ни­це с квад­ро­ко­пте­ром могут быть слож­но­сти. Если гад­жет отне­сут к бес­пи­лот­ным лета­тель­ным аппа­ра­там, для его пере­ме­ще­ния через гра­ни­цу пона­до­бят­ся раз­ре­ше­ния Госкомвоенпрома и БелГИЭ. При вво­зе их нуж­но декла­ри­ро­вать для таможни.

Это всё?

Нет. В мае 2018 года Национальное собра­ние при­ня­ло новую редак­цию Воздушного кодек­са. Документ еще не про­шел все эта­пы утвер­жде­ния и не всту­пил в силу. Глеб Бондарик при­ни­мал уча­стие в его раз­ра­бот­ке и полу­чил копию доку­мен­та до его пуб­ли­ка­ции. Сложностей у вла­дель­цев дро­нов ста­нет еще больше.

Документ, кото­рый сде­ла­ет обя­за­тель­ным новый Воздушный кодекс, — сер­ти­фи­кат экс­плу­а­тан­та. Получать этот доку­мент нуж­но будет тем, кто пла­ни­ру­ет ком­мер­че­ское исполь­зо­ва­ние дро­нов. Масса устрой­ства в кодек­се не уточ­ня­ет­ся — по умол­ча­нию под эту нор­му попа­дут все вла­дель­цы дро­нов, кото­рые как-​то на них зарабатывают.

Сейчас такой сер­ти­фи­кат полу­ча­ют толь­ко ком­мер­че­ские авиа­ком­па­нии. Для него нуж­но собрать длин­ный спи­сок доку­мен­тов, в том чис­ле дан­ные о лет­ном соста­ве и инженерно-​техническом пер­со­на­ле, све­де­ния об их меди­цин­ском осви­де­тель­ство­ва­нии и допус­ках к выпол­не­нию полетов.

— Это срав­ни­мо с тем, как если бы вы купи­ли себе вер­то­лет, — отме­ча­ет спе­ци­а­лист. — Согласитесь, для бес­пи­лот­ни­ка на 1,5 кило­грам­ма это не име­ет смысла.

Еще одно ново­вве­де­ние — обя­за­тель­ная сер­ти­фи­ка­ция дро­нов мас­сой от 7 кило­грам­мов (боль­шин­ство люби­тель­ских устройств в эту кате­го­рию не попа­да­ет). Это плат­ная про­це­ду­ра, во вре­мя кото­рой устрой­ство про­ве­ря­ют на соот­вет­ствие авиа­ци­он­ны­ми пра­ви­лам и дру­гим нор­мам. Если все в поряд­ке, устрой­ство полу­чит сер­ти­фи­кат типа или сер­ти­фи­кат экземпляра.

Зачем такие сложности?

«Для сни­же­ния уров­ня рис­ка нане­се­ния ущер­ба», — гово­рит­ся в пояс­не­нии к ново­му Воздушному кодексу.

«К фак­то­рам, ока­зы­ва­ю­щим наи­бо­лее силь­ное вли­я­ние на без­опас­ность и эффек­тив­ность при­ме­не­ния БЛА, отно­сят­ся раз­ру­ше­ние БЛА при столк­но­ве­нии с зем­лей; нане­се­ние вре­да жиз­ни и здо­ро­вью людей или их иму­ще­ству, нахо­дя­ще­му­ся на зем­ле; столк­но­ве­ние в воз­ду­хе с дру­ги­ми лета­тель­ны­ми аппа­ра­та­ми. Чем боль­ше взлет­ная мас­са и ско­рость БЛА, тем боль­ший вред он может при­не­сти при паде­нии и тем жест­че тре­бо­ва­ния долж­ны быть к БЛА», — пишут соста­ви­те­ли документа.

Представитель феде­ра­ции кри­ти­ку­ет эту нор­му. В боль­шин­стве дру­гих стран сер­ти­фи­ци­ро­вать нуж­но толь­ко устрой­ства тяже­лее 30 кг — эта циф­ра гораз­до боль­ше, чем бело­рус­ские 7 кг.

— Прямого соот­но­ше­ния веса и без­опас­но­сти не суще­ству­ет. Надо пони­мать, что обя­за­тель­ная сер­ти­фи­ка­ция на без­опас­ность вли­я­ет кос­вен­но, — уве­рен Глеб Бондарик. — Это ситу­а­ция абсо­лют­но пара­док­саль­ная: в Беларуси одна-​единственная сер­ти­фи­ка­ци­он­ная лабо­ра­то­рия и нахо­дит­ся она в ведом­стве Госвоенпрома. Госвоенпром ввел эту сер­ти­фи­ка­цию в Кодекс, и сам же ее проведет.

Новый Воздушный кодекс еще не опуб­ли­ко­ван и не всту­пил в силу. Специалист с нетер­пе­ни­ем ждет, когда новый доку­мент опуб­ли­ку­ют. После это­го обно­вят­ся авиа­ци­он­ные пра­ви­ла — в них подроб­но опи­шут про­це­ду­ры полу­че­ния новых сертификатов.

— Мы как феде­ра­ция боро­лись с этим, как толь­ко мог­ли. Эти две бюро­кра­ти­че­ские про­це­ду­ры отбро­си­ли раз­ви­тие бес­пи­лот­ной авиа­ции дале­ко назад, это очень серьез­ный удар, — при­зна­ет Глеб Бондарик.

Источник: TVnews

Televid
Author: Televid