На чте­ние: 0.14 mintue

Несвоевременное вклю­че­ние пово­рот­ни­ков, нару­ше­ние линий раз­мет­ки и пере­стро­е­ние на пере­крест­ках… Что еще меша­ет сдать экза­мен в ГАИ с пер­во­го раза?

Белорусы ста­ли водить хуже с года­ми: по мне­нию опыт­но­го инструк­то­ра одной из сто­лич­ных авто­школ, с каж­дым годом кур­сан­тов все слож­нее научить управ­лять авто­мо­би­лем — немуд­ре­но, что не всем уда­ет­ся сдать на пра­ва с пер­во­го раза.

Расспросили спе­ци­а­ли­ста о том, какие ошиб­ки чаще все­го допус­ка­ют нович­ки во вре­мя экза­ме­нов и само­сто­я­тель­но­го дви­же­ния на доро­гах, а так­же попро­си­ли сове­тов: что нуж­но знать, что­бы не «зава­лить» экза­мен в ГАИ?

Люди стали водить хуже

«Общий уро­вень кур­сан­тов сни­жа­ет­ся. Я рабо­таю в сфе­ре боль­ше 20 лет, и в нача­ле 2000‑х вожде­ние дава­лось людям куда лег­че. В то же вре­мя Минск — мега­по­лис с высо­кой интен­сив­но­стью дви­же­ния, поток машин уве­ли­чи­ва­ет­ся с каж­дым днем», — делит­ся инструк­тор сто­лич­ной авто­шко­лы «Пилот» Сергей Борисов.

По его сло­вам, спра­вить­ся с дви­же­ни­ем в сто­ли­це кур­сан­там доволь­но слож­но, так что неко­то­рые учат­ся водить в Минске, а сда­вать экза­ме­ны едут по месту про­пис­ки — в горо­да поскромнее.

«Я думаю, сни­же­ние обу­ча­е­мо­сти повлек­ла все­об­щая ком­пью­те­ри­за­ция: оче­вид­ной вза­и­мо­свя­зи, может быть, и нет, но зача­стую люди, рабо­та­ю­щие в сфе­ре ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий, с боль­шим тру­дом обу­ча­ют­ся вожде­нию. Предрасположенность к это­му в целом неред­ко зави­сит и от сфе­ры дея­тель­но­сти», — пояс­ня­ет специалист.

Сложнее все­го рабо­тать с воз­раст­ны­ми кур­сан­та­ми, делит­ся Борисов: с жен­щи­на­ми и муж­чи­на­ми в воз­расте за 50—60 лет. Стереотипы гла­сят, что пар­ни учат­ся вожде­нию быст­рее деву­шек, но сего­дня это неправ­да: мож­но сме­ло гово­рить о том, что про­блем хва­та­ет и у тех, и у других.

«Мы берем­ся обу­чать всех. Просто одно­му кур­сан­ту будет доста­точ­но 50 часов, а дру­го­му не хва­тит и сот­ни. Чтобы управ­лять авто­мо­би­лем, чело­ве­ку нуж­на раз­ра­бо­тан­ная мото­ри­ка и хоро­шая реак­ция, а они у людей с каж­дый годом сла­бе­ют, неко­то­рым сто­ит рабо­тать с эти­ми «ски­ла­ми» вне авто­шко­лы», — сове­ту­ет он.

Сдать на права с первого раза: самые частые ошибки новичков

«Экзамен для полу­че­ния води­тель­ско­го удо­сто­ве­ре­ния про­хо­дит в три эта­па: спер­ва тео­ре­ти­че­ский, потом езда на авто­дро­ме, затем вожде­ние в горо­де. Теорию необ­хо­ди­мо вызуб­рить, а вот с прак­ти­кой все чуть слож­нее», — рас­ска­зы­ва­ет Сергей Борисов. 

На авто­дро­ме (и не толь­ко) кур­сан­ты зача­стую пута­ют пра­во и лево, рас­ска­зы­ва­ет спе­ци­а­лист. Примечательно, что мно­гие из них не заме­ча­ют за собой подоб­но­го, пока не ока­жут­ся за рулем. Другие рас­про­стра­нен­ные про­бле­мы — неуме­ние рабо­тать со сцеп­ле­ни­ем (когда маши­на глох­нет) и каса­ние эле­мен­тов. По сло­вам Борисова, неред­ко вино­ва­то вол­не­ние: к при­ме­ру, у кур­сан­та баналь­но дро­жит нога.

На экза­мене в горо­де нович­ки допус­ка­ют куда боль­ше оши­бок, утвер­жда­ет инструк­тор. Четко выде­лить мож­но топ‑5:

  • Перестроение на перекрестке

Прямо ахил­ле­со­ва пята: так оши­ба­ет­ся 90% кур­сан­тов. Конечно, речь не о боль­ших и регу­ли­ру­е­мых пере­крест­ках, а о местах, напри­мер, с заез­да­ми во дво­ры, кото­рые пло­хо видны.

  • Включение пово­рот­ни­ков

Об этом люди попро­сту забы­ва­ют. Многое дер­жат в голо­ве: пом­нят, что нуж­но пере­стро­ить­ся и в зер­ка­ло обя­за­тель­но посмот­реть, но забы­ва­ют поде­лить­ся сво­и­ми пла­на­ми с дру­ги­ми участ­ни­ка­ми движения.

«При сда­че экза­ме­на в ГАИ вожде­ние кур­сан­та оце­ни­ва­ют очень стро­го, так что даже неболь­шое опоз­да­ние — несвое­вре­мен­ное вклю­че­ние и выклю­че­ние пово­рот­ни­ков — при­ни­ма­ю­щие неред­ко счи­та­ют ошиб­кой», — пре­ду­пре­жда­ет Сергей Борисов.

  • Развороты в узком месте

В ГАИ к уме­нию манев­ри­ро­вать при­смат­ри­ва­ют­ся очень при­сталь­но: мно­гие кур­сан­ты про­сто не впи­сы­ва­ют­ся в име­ю­ще­е­ся про­стран­ство и вре­за­ют­ся в бор­дю­ры (мож­но даже не сомне­вать­ся, что в этом слу­чае экза­мен зава­лен) в то вре­мя, как долж­ны выбрать пра­виль­ную тра­ек­то­рию дви­же­ния авто.

  • Глупые ошиб­ки (от волнения)

«Некоторые ошиб­ки кур­сан­ты допус­ка­ют про­сто от испу­га: напри­мер, вол­ну­ют­ся так, что едут на крас­ный сиг­нал све­то­фо­ра (чего нико­гда не дела­ли, пока не выбра­лись в город)», — рас­ска­зы­ва­ет Борисов.

  • Нарушение линий разметки

Советы инструктора: как быстро научиться водить?

«В кон­це каж­до­го заня­тия инструк­то­ры раз­би­ра­ют с кур­сан­та­ми допу­щен­ные ошиб­ки. Их надо запо­ми­нать и ана­ли­зи­ро­вать, рабо­тать с ними и вне авто­шко­лы: успе­ха при боль­шей вовле­чен­но­сти, оче­вид­но, мож­но добить­ся быст­рее. Люди выхо­дят из авто­шко­лы и забы­ва­ют о том, что сиде­ли за рулем, погру­жа­ясь в рабо­ту и быто­вые про­бле­мы; на сле­ду­ю­щем заня­тии оши­ба­ют­ся точ­но так же. Такое обу­че­ние может длить­ся дол­го», — гово­рит инструктор.

Перед стартом нужно просчитать маршрут
© Sputnik Мария Амелина
Перед стар­том нуж­но про­счи­тать маршрут

По сло­вам Борисова, не менее важ­на сосре­до­то­чен­ность непо­сред­ствен­но на заня­тии: при «погру­же­нии» пове­де­ние води­те­ля за рулем в пер­спек­ти­ве ста­нет почти автоматическим.

«Я сове­тую кур­сан­там посто­ян­но наблю­дать за участ­ни­ка­ми дви­же­ния — во вре­мя пере­дви­же­ния по горо­ду. В авто­бу­сах мож­но ста­но­вить­ся око­ло води­те­лей и смот­реть, как они рабо­та­ют за руле­вым коле­сом (осо­бен­но, если короб­ка пере­дач меха­ни­че­ская); сле­дить за води­те­ля­ми в так­си и маши­на­ми побли­зо­сти», — напут­ству­ет специалист.

Большинство совре­мен­ных кур­сан­тов при­хо­дят в авто­шко­лу, ни разу до это­го не сидев за рулем и не имея пред­став­ле­ния даже о том, как рас­по­ло­же­ны педа­ли. В то же вре­мя прак­ти­ки не быва­ет мно­го, счи­та­ет инструк­тор: имея авто­мо­биль (или воз­мож­ность поза­им­ство­вать роди­тель­ский), пер­вое вре­мя сто­ит тре­ни­ро­вать­ся на пустых доро­гах — хотя бы тро­гать­ся, рабо­тать со сцеплением.

«Некоторых кур­сан­тов не хва­та­ет на то, что­бы доста­точ­но шуст­ро пере­клю­чить пере­да­чу, пока­зать пово­рот, гля­нуть в зер­ка­ло — все это мож­но и нуж­но под­тя­ги­вать само­сто­я­тель­но вне шко­лы. Они могут упраж­нять­ся дома на раз­ви­тие мото­ри­ки и реак­ции, а в авто­шко­ле им рас­ска­жут, как это при­ме­нять», — сове­ту­ет Сергей Борисов.

И ни к чему ста­вить на себе крест и хло­пать две­рью после заня­тия, на кото­ром что-​то не вышло: по мне­нию инструк­то­ра сто­лич­ной авто­шко­лы, научить­ся водить маши­ну может любой чело­век — вопрос времени.

Источник: Sputnik Беларусь

Televid
Author: Televid