На чте­ние: 0.58 mintue

В нынеш­нем году все бело­ру­сы полу­чат воз­мож­ность сда­вать экза­мен на машине с авто­ма­ти­че­ской короб­кой пере­дач. Станет ли про­ще сдать испы­та­ние в ГАИ? И мож­но ли уже сей­час обу­чать­ся по-новому?

Поправки в закон о дорож­ном дви­же­нии нач­нут дей­ство­вать с 22 сен­тяб­ря 2022 года. Из нова­ций: будут выда­вать меж­ду­на­род­ные пра­ва по Конвенции о дорож­ном дви­же­нии 1968 года. При этом граж­дане РФ смо­гут управ­лять транс­порт­ны­ми сред­ства­ми в Беларуси, поль­зу­ясь сво­и­ми наци­о­наль­ны­ми документами.

Изменений мно­го и дру­гих. Но все же одно из самых дол­го­ждан­ных и глав­ных — воз­мож­ность про­хо­дить обу­че­ние и полу­чать пра­ва на управ­ле­ние маши­ной с авто­ма­ти­че­ской короб­кой пере­дач (АКПП).

Сдать на „автомате“, но ездить на „механике“?

Раньше обу­чать­ся в авто­шко­ле и сда­вать экза­мен мож­но было толь­ко на авто с „меха­ни­кой“, при­чем даже если на ней мно­гие вовсе не соби­ра­лись ездить.

Но важ­но пони­мать: если чело­век сда­ет прак­ти­ку на машине с АКПП, то и ездить ему нуж­но будет толь­ко на „авто­ма­те“ — и пра­ва будут с такой отметкой.

И еще: если с таки­ми пра­ва­ми води­тель сядет за маши­ну с „меха­ни­кой“, то сотруд­ни­ки Госавтоинспекции будут счи­тать его, увы, самым насто­я­щим бес­прав­ни­ком. За пер­вое нару­ше­ние такой „бес­прав­ник“ полу­чит штраф в 20 базо­вых (с 1 янва­ря 2022 года БВ состав­ля­ет 32 руб­ля). За повтор­ное нару­ше­ние ему гро­зит до 50 базо­вых или адми­ни­стра­тив­ный арест. Если води­тель с пра­ва­ми на АКПП сядет за руль авто с „меха­ни­кой“ в тре­тий раз — его ждет „уго­лов­ка“.

Примечательно, что тот, кто полу­чил пра­ва на маши­ну с „меха­ни­кой“, смо­жет ездить как на МКПП, так и АКПП (как и ранее).

Новые группы в автошколах

Sputnik позво­нил в несколь­ко авто­школ и выяс­нил, есть ли набор на под­го­тов­ку води­те­лей на обу­че­ние на „авто­ма­те“.

Отметим, что из трех авто­школ, кото­рые уточ­ни­ли кор­ре­спон­ден­там агент­ства инфор­ма­цию, пред­ва­ри­тель­ный набор сей­час идет толь­ко в одной. И то он на осень, что абсо­лют­но объ­яс­ни­мо: зачем обу­чать буду­щих води­те­лей по новым пра­ви­лам, пока их еще нет.

«Есть у нас запись на осень, точ­ных дат нет. Важно пони­мать, что в ГАИ долж­ны нам еще пояс­нить все нюан­сы обу­че­ния буду­щих води­те­лей по новым пра­ви­лам. Нам самим мало что извест­но», — уточ­ни­ла адми­ни­стра­тор одной из авто­школ Минска.

По ее сло­вам, это не исклю­ча­ет того, что при­дет­ся изме­нить сто­и­мость на полу­че­ние прав кате­го­рии «В» с уче­том топ­ли­ва и предо­став­ле­ния маши­ны авто в ГАИ.

«Сейчас тео­рия у нас 170 ака­де­ми­че­ских часов, вожде­ние 50 часов, срок обу­че­ния 3,5 меся­ца, опла­та состав­ля­ет 850 руб­лей, но опла­тить мож­но в 3 эта­па. Как будем рабо­тать после изме­не­ний в пра­ви­ла, пока ска­зать точ­но не можем», — отме­ти­ли в автошколе.

Отменят ли «Эстакаду»?

Непонятно и то, как буду­щие води­те­ли будут сда­вать прак­ти­ку в Госавтоинспекции. К при­ме­ру, сто­ит ли про­ве­рять «Эстакаду» на авто с „авто­ма­том“? В этом почти нет смыс­ла, уве­ре­ны пред­ста­ви­те­ли автошкол.

Что каса­ет­ся авто­пар­ка, не все пред­при­я­тия по ока­за­нию услуг, ока­за­лось, име­ют тех­ни­ку с АКПП.

Дело в том, что ранее вожде­ние на маши­нах с короб­кой „авто­мат“ сда­ва­ли люди с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. Потому сей­час для мно­гих учре­жде­ний обра­зо­ва­ния глав­ная зада­ча — попол­нить парк авто­мо­би­ля­ми с АКПП.

Госавтоинспекция Беларуси пока не дает всех подроб­но­стей по новым про­грам­мам, но обе­ща­ют это сде­лать в ско­ром вре­ме­ни. Сейчас тот момент, когда нуж­но все про­цес­сы отла­дить, уточ­ни­ли там.

„Коробка“ для гурманов

Руководитель Центра кон­тра­ва­рий­ной под­го­тов­ки Сергей Овчинников в ком­мен­та­рии Sputnik отме­тил, что ново­вве­де­ния по экза­ме­нам и пра­вам на АКПП дол­го­ждан­ные в Беларуси, но при­ни­мать нуж­но было их еще раньше.

«Это дав­но пора было сде­лать. Автомобили, кото­рые сей­час выпус­ка­ют на МКПП, это уже созда­ет­ся для гур­ма­нов, либо это ста­рые авто­мо­би­ли. Поэтому мы все боль­ше ста­но­вим­ся поль­зо­ва­те­ля­ми авто­мо­би­лей без необ­хо­ди­мо­сти в них раз­би­рать­ся. К при­ме­ру, мы же не зада­ем­ся вопро­сом, как устро­ен ком­пью­тер. Нам не нуж­но это, если что — несем тех­ни­ку в ремонт. Так же и с авто­мо­би­ля­ми: нам не нуж­ны с ним труд­но­сти, мы хотим поль­зо­вать­ся тех­ни­кой, что­бы от это­го была поль­за и ком­форт», — рас­ска­зы­ва­ет Сергей Овчинников.

По его сло­вам, совер­шен­но неза­чем услож­нять жизнь тем, кто ее себе услож­нять не хочет. Не нуж­но людей застав­лять изу­чать „внут­рен­но­сти“ маши­ны, кото­рые, как гово­рит­ся, им абсо­лют­но неинтересны.

«Если для води­те­ля не явля­ет­ся каким-​то осо­бым удо­воль­стви­ем водить авто­мо­биль, зани­мать­ся совер­шен­ство­ва­ни­ем управ­ле­ния, то, в общем-​то, „авто­ма­та“ вполне хва­та­ет», — добав­ля­ет собеседник.

„Механика“ лучше „автомата“?

Он объ­яс­ня­ет, что вожде­ние авто с „меха­ни­кой“ тре­бу­ет допол­ни­тель­ных мани­пу­ля­ций. И порой неуме­ние управ­лять таким типом транс­пор­та может при­ве­сти к ава­рий­ной обста­нов­ке на дорогах.

«У нас три педа­ли в машине и две ноги, что­бы кру­тить руль и пере­клю­чать пере­да­чи. В общем, мно­го­за­дач­ность. Но сей­час вре­мя, когда нуж­но все упро­щать. Уже созда­ют­ся авто­мо­би­ли на авто­пи­ло­те, когда даже на педа­ли нажи­мать не надо. Только руль поправ­ляй», — гово­рит Овчинников.

Хотя, конеч­но, у „меха­ни­ки“ есть свои пре­иму­ще­ства. Машина с меха­ни­че­ской короб­кой пере­дач луч­ше ведет себя на без­до­ро­жье. Также „меха­ни­ку“ про­ще запу­стить, как гово­рят, с тол­ка­ча, а для „авто­ма­та“ в такой ситу­а­ции — вызы­вай­те эва­ку­а­тор. И самое глав­ное — это надеж­ность руч­ной короб­ки пере­дач. Дорогостоящее обслу­жи­ва­ние ей не нуж­но в тече­ние все­го сро­ка службы.

«Теперь у людей есть воз­мож­ность выбо­ра. К при­ме­ру, жен­щи­на отво­зит и при­во­зит детей из шко­лы, зачем ей „меха­ни­ка“? Она нико­гда ей не будет поль­зо­вать­ся. А если ты хочешь раз­ви­вать­ся, как-​то улуч­шать свое мастер­ство вожде­ния, то можешь после сдать и на „меха­ни­ку“, пото­му что это слож­нее. И если у тебя есть пра­ва на управ­ле­ние транс­пор­том с МКПП, то и АКПП мож­но управ­лять — это логич­но. К сло­ву, в США дей­ству­ет такой же прин­цип. Понятно, что на „авто­ма­те“ поедет любой, а на „меха­ни­ке“ — не каж­дый», — добав­ля­ет эксперт.

„Автомат“ — уже не роскошь

Нужно учи­ты­вать и тот факт, что с каж­дым годом все боль­ше про­из­во­ди­те­лей авто отка­зы­ва­ют­ся от про­из­вод­ства машин с меха­ни­че­ской короб­кой пере­клю­че­ния передач.

„Автомат“ пере­стал быть спут­ни­ком пре­ми­аль­ных машин. В Беларуси так­же рас­тет коли­че­ство авто с АКПП, об этом гово­рят отчет­но­сти по про­да­жам у дилеров.

Так, один попу­ляр­ный в стране дилер в офи­ци­аль­ной отчет­но­сти ука­зал, что за пять лет почти в три раза нарас­тил про­да­жи в Беларуси авто с АКПП. Если в 2015 году объ­ем про­даж таких машин состав­лял поряд­ка 18%, то в 2021 году этот пока­за­тель соста­вил почти 50%.

Не все пожелания учтены

Сергей Овчинников отме­ча­ет, что в новых пра­ви­лах мож­но было про­пи­сать и еще ряд дру­гих ини­ци­а­тив. К при­ме­ру, уни­фи­ци­ро­вать пра­ви­ла сда­чи на пра­ва: сде­лать их схо­жи­ми, как в дру­гих евро­пей­ских странах.

«Сейчас они отли­ча­ют­ся. Например, в Германии прак­ти­че­ский экза­мен где-​то 1,5 часа сда­ет­ся: 45 минут по горо­ду, 45 минут вожде­ние по авто­ба­ну. Думаю, что, навер­ное, надо бы пере­смот­реть мно­гие вопро­сы и опре­де­лить, что взять полез­но­го, то, что уже дав­но есть в Европе и дру­гих стра­нах. Может быть, оно и не нуж­но в наших усло­ви­ях, может быть, нуж­но. Ограничение ско­ро­сти то же: поче­му за рубе­жом 50 кило­мет­ров в час, а у нас 60?» — зада­ет­ся вопро­сом спе­ци­а­лист по вождению.

С дру­гой сто­ро­ны, уни­фи­ци­ро­вать все пра­ви­ла дорож­но­го дви­же­ния по при­ме­ру евро­пей­ских либо рос­сий­ских так­же вряд ли воз­мож­но. Все-​таки мно­гие пунк­ты (в том чис­ле при сда­че экза­ме­нов) обу­слов­ле­ны осо­бен­но­стя­ми мест­но­сти и про­чи­ми нюан­са­ми, под­чер­ки­ва­ет Сергей Овчинников.

Источник: Sputnik Беларусь

Televid
Author: Televid