На чте­ние: 0.45 mintue

Не спе­ши­вать­ся на пере­хо­дах, исполь­зо­вать зер­ка­ло по жела­нию, за горо­дом обя­за­тель­но обо­зна­чать себя фли­ке­ра­ми — это новые поло­же­ния ПДД, кото­рые зара­бо­та­ют для вело­си­пе­ди­стов совсем скоро.

Целый ряд нов­шеств ждет вело­си­пе­ди­стов и поль­зо­ва­те­лей средств пер­со­наль­ной мобиль­но­сти с 27 октяб­ря, сооб­щил зам­на­чаль­ни­ка Главного управ­ле­ния ГАИ МВД Беларуси пол­ков­ник мили­ции Александр Занимон во вре­мя онлайн-​конференции в муль­ти­ме­дий­ном пресс-​центре Sputnik Беларусь.

Новые нор­мы вво­дят­ся по ука­зу № 145 «О совер­шен­ство­ва­нии орга­ни­за­ции дорож­но­го движения».

Не спешиваться на переходах

Велосипедистам теперь не обя­за­тель­но пеш­ком пере­хо­дить по „зеб­рам“ — мож­но про­ехать, но обя­за­тель­но надо при­тор­мо­зить до заез­да на пере­ход, а затем дви­гать­ся со ско­ро­стью пешехода.

Как пояс­нил Занимон, это необ­хо­ди­мо для того, что­бы води­тель имел воз­мож­ность забла­го­вре­мен­но уви­деть велосипедиста.

Вводится и поня­тие «вело­си­пед­ный пере­езд». Фактически они были и до при­ня­тия новых пра­вил. В ста­рой редак­ции гово­рит­ся о пунк­тир­ной раз­мет­ке из „квад­ра­ти­ков“ (1.15), кото­рой отме­ча­ют „про­дол­же­ние вело­до­рож­ки“, как пра­ви­ло, парал­лель­ное пеше­ход­но­му переходу.

Новые знаки
© ГАИ
Новые зна­ки

Иногда пеше­хо­ды оши­боч­но при­ни­ма­ют это раз­мет­ку как „свою“, мешая вело­си­пе­ди­стам. Но сей­час в пра­ви­лах чет­ко про­пи­са­но, что есть имен­но вело­пе­ре­ез­ды. Их обо­зна­ча­ют выше­упо­мя­ну­тым пунк­ти­ром, а ино­гда еще зеле­ной крас­кой и белым тра­фа­ре­том вело­си­пе­да. В Минске таких пере­ез­дов доста­точ­но много.

Новый пункт ПДД гово­рит, что эти пере­ез­ды пред­на­зна­че­ны для вело­си­пе­ди­стов и толь­ко тех пеше­хо­дов, кото­рые (вни­ма­ние) исполь­зу­ют сред­ства пер­со­наль­ной мобиль­но­сти (СПМ), то есть элек­тро­са­мо­ка­ты, гирос­ку­те­ры и про­чие подоб­ные при­спо­соб­ле­ния. То есть пеше­го чело­ве­ка там в прин­ци­пе не долж­но быть. Это сде­ла­но для без­опас­но­сти, в первую оче­редь, пешеходов.

Появился и новый знак, пре­ду­пре­жда­ю­щий води­те­лей (5.16.3, 5.16.4.) — «Велосипедный переезд».

Кроме него вво­дят знак «Дорога с вело­си­пед­ной дорож­кой» (доро­га, по кото­рой вело­си­пе­ды едут навстре­чу обще­му пото­ку транс­порт­ных средств).

Есть в пра­ви­лах и неболь­шой акцент для тех, кто любит ходить по вело­до­рож­кам пеш­ком, под­вер­гая себя опас­но­сти. Прописано, что эта дорож­ка — для вело­си­пе­ди­стов и, опять же, имен­но тех пеше­хо­дов, кото­рые едут на СПМ.

Пешеходы уверенно чувствуют себя на велодорожке
© Sputnik /​Сергей Пушкин
Пешеходы уве­рен­но чув­ству­ют себя на велодорожке

«Велодорожка пред­на­зна­че­на для вело­си­пе­ди­стов, и там гла­вен­ству­ю­щий вело­си­пе­дист… Наверное, вопрос здесь не в Правилах дорож­но­го дви­же­ния, а в доне­се­нии тре­бо­ва­ний (до насе­ле­ния — Sputnik)», — отме­тил, в част­но­сти, Занимон.

Он доба­вил, что пеше­хо­дам нуж­но посте­пен­но при­хо­дить к пони­ма­нию: вело­до­рож­ка — это для вело­си­пе­ди­стов. Равно как тро­туар — место, где гла­вен­ству­ют пешеходы.

Без зеркала, но в жилетке

В ста­рых пра­ви­лах есть про­ти­во­ре­чие. С одной сто­ро­ны, в пунк­те 200 одно­знач­но напи­са­но, что на вело­си­пе­де долж­но быть зер­ка­ло зад­не­го вида. С дру­гой сто­ро­ны, нель­зя менять габа­ри­ты, в том чис­ле, вело­си­пе­да. Значит, езда без зер­ка­ла — нару­ше­ние, но и уста­нов­ка зер­ка­ла, не преду­смот­рен­но­го про­из­во­ди­те­лем — тоже про­тив ПДД.

Коллизию устра­ни­ли, и теперь зер­ка­ло зад­не­го вида на вело­си­пед ста­вить не обя­за­тель­но. Остались тре­бо­ва­ния о ката­фо­тах (сза­ди крас­ный, сбо­ку оран­же­вый, спе­ре­ди белый), фона­рях в тем­ное вре­мя суток (спе­ре­ди обыч­ный, сза­ди крас­ный). Также обя­за­тель­ны исправ­ные зво­нок, тор­мо­за и руле­вое управление.

Велодорожка в Минске
CC BY 2.0 /​Viktar Palstsiuk /​Bikeway in Minsk
Велодорожка в Минске

Теперь к обя­за­тель­но­му набо­ру, если вело­си­пе­дист за горо­дом, при­ба­ви­ли одеж­ду со све­то­воз­вра­ща­ю­щи­ми эле­мен­та­ми. Формально это не обя­за­тель­но яркая жилет­ка с полосами-​фликерами, но луч­ше наде­вать нечто подоб­ное, что­бы днем не сли­вать­ся с пей­за­жем, как это быва­ет вес­ной или осенью.

Норму вво­дят ради без­опас­но­сти. По дан­ным ГАИ, боль­шин­ство ПДД с вело­си­пе­ди­ста­ми про­ис­хо­дит за горо­дом и, как пра­ви­ло, в тем­ное вре­мя суток. Если на вело­си­пе­де нет фона­рей, а на вело­си­пе­ди­сте нет фли­ке­ров, то в тем­но­те одно­го фли­ке­ра мало. На доро­ге его может баналь­но забрыз­гать грязью.

Отдельная нор­ма без­опас­но­сти каса­ет­ся пере­воз­ки детей на вело­си­пе­дах: это мож­но делать толь­ко на вело­крес­ле с фик­са­ци­ей ног и толь­ко в велошле­ме, при этом ребе­нок дол­жен быть не стар­ше семи лет.

Иногда можно и по дороге

В Беларуси для вело­си­пе­дов езда по авто­до­ро­ге раз­ре­ше­на дале­ко не все­гда. Если ехать мож­но, то не далее одно­го мет­ра от пра­во­го края (если толь­ко не нуж­но объ­е­хать пре­пят­ствие, повер­нуть или раз­вер­нуть­ся). Такое поз­во­ля­ет­ся, когда нет вело­до­рож­ки или тро­туа­ра. В горо­де это почти исключено.

Могут быть и вело­по­ло­сы, но у нас это пока ред­кое явле­ние. В Минске они есть пока толь­ко в рай­оне Комаровского рынка.

Новые ПДД поз­во­лят выез­жать на доро­гу, если это «зона с огра­ни­че­ни­ем мак­си­маль­ной ско­ро­сти дви­же­ния». Ее нача­ло обо­зна­ча­ют зна­ком 3.33, а конец 3.34.

Как пояс­нил Александр Занимон, в первую оче­редь, такие зоны могут быть в местах плот­ной жилой застрой­ки. Скорость для авто там огра­ни­чат до 20 км/​ч, 30 км/​ч или 40 км/​ч. Это будет ука­за­но на знаке.

Был велосипед, стал мопед

В ПДД дано новое опре­де­ле­ние вело­си­пе­да. Во-​первых, добав­лен вари­ант «вело­мо­биль». Таковых средств пере­дви­же­ния пока немно­го в Беларуси, но они есть. Во-​вторых, наконец-​то учте­ны элек­тро­ве­ло­си­пе­ды. И если у него номи­наль­ная мак­си­маль­ная мощ­ность в режи­ме дли­тель­ной нагруз­ки — более 0,25 кВт, а мак­си­маль­ная ско­рость — свы­ше 25 км/​ч, он будет офи­ци­аль­но счи­тать­ся мопедом.

Это зна­чит, что ездить на таком транс­пор­те по тро­туа­рам и вело­до­рож­кам нель­зя. Нужно иметь води­тель­ские пра­ва, наде­вать шлем и дви­гать­ся по дороге.

Все виды СПМ тоже огра­ни­че­ны ско­ро­стью 25 км/​ч.

Поэтому, начи­ная с 27 октяб­ря, элек­три­че­ский „хар­лей“ на тро­туа­ре — это уже нару­ше­ние, а отно­си­тель­но тихо­ход­ный элек­тро­са­мо­кат или элек­тро­ве­ло­си­пед — нет.

Также теперь детям до 14 лет одно­знач­но запре­ще­но ездить на элек­тро­са­мо­ка­тах, моно­ко­ле­сах и про­чей подоб­ной тех­ни­ке. Делать это мож­но толь­ко во дворе.

И еще нюанс: нель­зя будет катать­ся вдво­ем на СПМ, если тех­ни­ка рас­счи­та­на на одно­го человека.

Занимон при это обра­тил вни­ма­ние, что поль­зо­ва­те­ли СПМ во мно­гом при­рав­не­ны к пешеходам.

«Это не транс­порт, а опре­де­лен­ные при­спо­соб­ле­ния, пред­на­зна­чен­ные для более мобиль­но­го пере­дви­же­ния», — ска­зал он.

Источник: Sputnik Беларусь

Televid
Author: Televid