На чте­ние: 0.36 mintue

В сина­го­гах и домах бело­рус­ских евре­ев уже заго­то­ви­ли ябло­ки, гра­на­ты, мед, купи­ли рыбу, что­бы встре­тить Рош ха-​Шана и Йом-Кипур.

Белорусские иудеи гото­вят­ся встре­тить Еврейский Новый год — Рош ха-​Шана, тра­ди­ци­он­но потру­бят в шофар, попро­сят Всевышнего про­стить им гре­хи и сча­стья в новом, 5784 году, сооб­щил Sputnik Главный рав­вин Религиозного объ­еди­не­ния общин про­грес­сив­но­го иуда­из­ма в Беларуси Григорий Абрамович.

По его сло­вам, вече­ром в пят­ни­цу 15 сен­тяб­ря в мин­ской сина­го­ге на Шорной в 18:00 прой­дет вечер­няя служ­ба на Рош ха-Шана.

«Еврейский новый год, 5784‑й, насту­па­ет вече­ром в пят­ни­цу, 15 сен­тяб­ря. Мы новый год назы­ва­ем Рош ха-​Шана, что озна­ча­ет гла­ва года. Одно из пра­вил встре­чи еврей­ско­го ново­го года это труб­ле­ние в рог, кото­рый назы­ва­ет­ся шофар»,

рас­ска­зал раввин.

По его сло­вам, труб­ле­ние в шофар про­из­во­дит­ся для того, что­бы его зву­ки про­ник­ли в души веру­ю­щих как при­зыв к рас­ка­я­нию. «И одно­вре­мен­но эти зву­ки обра­ще­ны ко Всевышнему, тем самым под­чер­ки­ва­ет­ся, что он явля­ет­ся пове­ли­те­лем и созда­те­лем наше­го мира», — отме­тил глав­ный рав­вин рели­ги­оз­но­го объединения.

Рог шофар – один из неизменных атрибутов еврейского нового года
© Sputnik /​Тамара Беляева
Рог шофар — один из неиз­мен­ных атри­бу­тов еврей­ско­го ново­го года

Год должен быть крепким и сладким

Раввин так­же рас­ска­зал о тра­ди­ци­ях встре­чи еврей­ско­го ново­го года.

«Одно их тра­ди­ци­он­ных куша­ний — это ябло­ки и мед. Яблоко мы едим, что­бы год был креп­ким, а мед, что­бы год был слад­ким, а глав­ное — ста­биль­ным и с эмо­ци­я­ми», — рас­ска­зал собе­сед­ник агентства.

Яблоки с медом — не един­ствен­ное из глав­ных блюд на Рош ха-Шана.

«Еще одно куша­нье, кото­рое ста­вит­ся на стол, это гра­нат, что­бы наши заслу­ги были как зер­ныш­ки гра­на­та. Также мы вку­ша­ем мор­ковь. Поскольку дни ново­го года — это еще и день суда наших поступ­ков и про­ступ­ков со сто­ро­ны Всевышнего»,

ска­зал раввин.

По его сло­вам, для иуде­ев в эти дни важ­но изви­нить­ся и попро­сить прощения.

Молитва на Рош ха-Шана
© Sputnik /​Тамара Беляева
Молитва на Рош ха-Шана

«Если над нами есть при­го­вор Всевышнего за наши про­ступ­ки, важ­но, что­бы он был мило­серд­но про­щен», — пояс­нил рав­вин Абрамович.

Победить врагов

Собеседник Sputnik отме­тил, что те или иные блю­да, кото­рые евреи ста­вят на празд­нич­ный стол, созвуч­ны опре­де­лен­ным действиям.

Рош Ха-Шана в минской синагоге на Шорной
© Sputnik /​Тамара Беляева
Рош Ха-​Шана в мин­ской сина­го­ге на Шорной

«В арсе­на­ле того, что мы едим, еще и свек­ла — что­бы исчез­ли наши вра­ги. Такая прось­ба есть у всех, не толь­ко у евре­ев», — под­черк­нул раввин.

По его сло­вам, конеч­но же, на празд­нич­ном ново­год­нем сто­ле долж­на быть голо­ва рыбы.

«Ведь мы жела­ем друг дру­гу, что­бы в сле­ду­ю­щем году мы были в голо­ве, а не пле­лись в хво­сте. По край­ней мере, стре­ми­лись к чему-​то», — отме­тил раввин.

Вписать имена в Книгу жизни

Он так­же рас­ска­зал, что это одно из основ­ных поже­ла­ний, кото­рые иудеи гово­рят друг дру­гу на новый год, что­бы каж­дый был впи­сан в Книгу жизни.

«Таким обра­зом, к поже­ла­ни­ям — „быть в голо­ве“, и что­бы насту­па­ю­щий год был креп­ким и слад­ким, мы обра­ща­ем вни­ма­ние на очень важ­ную деталь — нуж­но сде­лать так, что­бы все это испол­ни­лось. Поэтому в молит­ве мы гово­рим, что есть три состав­ля­ю­щих, кото­рые вно­сят в этот мир по отно­ше­нию к нам не толь­ко спра­вед­ли­вый суд, но еще и боже­ствен­ное милосердие»,

пояс­нил раввин.

По его сло­вам, это рас­ка­я­ние, пожерт­во­ва­ние нуж­да­ю­щим­ся и молит­ва. «Если это все искренне, то это может повли­ять на реше­ние в важ­ный день года — в День суда», — ска­зал рав­вин, напом­нив, что вто­рой день еврей­ско­го ново­го года назы­ва­ет­ся Йом-Кипур.

Иудеи молятся в синагоге
© Sputnik /​Тамара Беляева
Иудеи молят­ся в синагоге

«Необычное для еврей­ско­го ново­го года в том, что он отме­ча­ет­ся не один день, а два. Но каж­дый день есть своя литур­гия и свои обы­чаи», — пояс­нил он.

В минской синагоге
© Sputnik /​Тамара Беляева
В мин­ской синагоге

Televid
Author: Televid