На чте­ние: 0.52 mintue

Завершатся Святки, и при­дет черед сле­ду­ю­ще­го по кален­да­рю вели­ко­го празд­ни­ка пра­во­слав­ных — Крещения Господня. В хра­мах отслу­жат Божественную литур­гию и два­жды совер­шат чин освя­ще­ния воды, что­бы в память о вхож­де­нии Христа в реку Иордан веру­ю­щие, сде­лав гло­ток кре­щен­ской воды и окро­пив свои дома, снис­ка­ли благословение.

Большое зна­че­ние пра­во­слав­ные при­да­ют соблю­де­нию тра­ди­ции кре­щен­ских купа­ний, зача­стую вос­при­ни­мая ее в отры­ве от идеи празд­ни­ка. Не путать, одна­ко, здесь цель и сред­ства очень важ­но, пото­му что Крещение без оку­на­ния в купель свой смысл и бла­го­дат­ное воз­дей­ствие для воцер­ко­в­лен­но­го чело­ве­ка не утра­тит, а вот бра­ва­да погру­же­ния в ледя­ную воду без молит­вы и духов­ной под­го­тов­ки при­об­щить­ся к свя­то­сти празд­ни­ка не поможет.

Разобраться, где про­хо­дит гра­ни­ца меж­ду обя­за­тель­ным и допу­сти­мым и в чем заклю­ча­лась изна­чаль­ная идея народ­но­го обря­да кре­щен­ских купа­ний, кор­ре­спон­ден­ту БЕЛТА помог кли­рик Свято-​Духова кафед­раль­но­го собо­ра отец Андрей Ломакин.

Сила святой воды не в мистике, а в вере

Появление народ­ной тра­ди­ции оку­на­ния в кре­щен­скую купель свя­зы­ва­ют с одни­ми из самых зна­чи­мых собы­тий в исто­рии пра­во­сла­вия. До IV века Рождество Христово и Крещение Господне празд­но­ва­лись в один день, веру­ю­щие назы­ва­ли его днем Богоявления. Когда вели­кие дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки раз­де­ли­ли, каж­дый из них обрел свой глу­бо­кий рели­ги­оз­ный смысл.

«Евангелие рас­ска­зы­ва­ет нам, что перед тем, как начать про­по­ве­до­вать, Христос при­шел к реке Иордан и стал про­сить вет­хо­за­вет­но­го пра­вед­ни­ка Иоанна Крестителя окре­стить его, Сына Божьего. Другие люди кре­сти­лись, что­бы омыть свои гре­хи, но Иисус с точ­ки зре­ния пра­во­слав­но­го веро­уче­ния был без­гре­шен. Он кре­стил­ся, что­бы начать свой путь еван­гель­ско­го слу­же­ния. Крещение Господне в Иордане, мож­но ска­зать, точ­ка нача­ла отсче­та слу­же­ния Христа людям на зем­ле», — заме­ча­ет священник.

Другое назва­ние — Богоявление — празд­ник полу­чил бла­го­да­ря свер­шив­ше­му­ся чуду явле­ния Божественной Троицы. Когда Сын Божий вошел в Иордан, его Отец Небесный воз­гла­сил, что это его сын воз­люб­лен­ный, а Дух Святой опу­стил­ся на Христа в виде голубя.

Отец Андрей под­чер­ки­ва­ет: ника­ких мисти­че­ских свойств вода при освя­ще­нии не при­об­ре­та­ет, конеч­но, и маги­че­ским обе­ре­гом не ста­но­вит­ся. «Вода — толь­ко сим­вол, через кото­рый бла­го­дать Божия может вли­ять на серд­ца людей. Святить воду и пить ее надо с молит­вой к Богу, с прось­ба­ми о помо­щи, толь­ко тогда она будет иметь силу», — под­чер­ки­ва­ет отец Андрей.

Место и способ второстепенны, главное — чистое сердце и добрые помыслы

Окунание в про­рубь со сту­де­ной освя­щен­ной водой — непре­мен­ный атри­бут кре­щен­ских празд­но­ва­ний. Заходя в купель, чело­век бро­са­ет вызов себе, посколь­ку без послед­ствий спра­вить­ся с таким стрес­сом, как купа­ние в ледя­ной воде, может дале­ко не каж­дый орга­низм. Рискнуть здо­ро­вьем мно­гих веру­ю­щих тол­ка­ет рас­про­стра­нен­ное мне­ние, что не оку­нуть­ся в кре­щен­скую купель — зна­чит совер­шить грех. Священник Андрей Ломакин кате­го­ри­че­ски отвер­га­ет это суждение.

«Крещенское купа­ние — по боль­шей части народ­ный обы­чай. Нет таких цер­ков­ных пред­пи­са­ний, обя­зы­ва­ю­щих хри­сти­а­ни­на непре­мен­но оку­нуть­ся в купель на Крещение. Более того, даже тех, кто решил­ся на такое экс­тре­маль­ное заня­тие, мы, свя­щен­ни­ки, пре­ду­пре­жда­ем о необ­хо­ди­мо­сти соблю­дать меры без­опас­но­сти и про­сим еще раз поду­мать, сто­ит ли оно того. Божье бла­го­сло­ве­ние не убу­дет, если веру­ю­щий про­сто набе­рет кре­щен­ской воды и будет исполь­зо­вать ее в повсе­днев­ной жиз­ни. Вот это не толь­ко народ­ная, но уже и сугу­бо цер­ков­ная тра­ди­ция», — раз­ве­ял миф о свя­то­сти купа­ний в кре­щен­ской купе­ли кли­рик Свято-​Духова кафед­раль­но­го собора.

И все же те, кто чув­ству­ет в себе силы успеш­но пере­не­сти оку­на­ние в про­рубь на Крещение, полу­чат при­лив бод­ро­сти и более явствен­ное ощу­ще­ние схож­де­ния Божьей бла­го­да­ти. Самые силь­ные эмо­ции испы­ты­ва­ют веру­ю­щие, оку­на­ю­щи­е­ся в свя­тую воду на месте кре­ще­ния Христа в реке Иордан в Палестине. Но отец Андрей убеж­да­ет: неваж­но, где пра­во­слав­ный про­хо­дит обряд, ведь он вкла­ды­ва­ет в него тот же смысл, а зна­чит эффект будет тот же. Главное — захо­дить в воду с чистым серд­цем и доб­рым наме­ре­ни­ем, а в слу­чае погру­же­ния в кре­щен­скую купель — и с соблю­де­ни­ем тех­ни­ки без­опас­но­сти. От лег­ко­мыс­лия и без­ала­бер­но­го отно­ше­ния к соб­ствен­но­му здо­ро­вью может не убе­речь даже вера.

У крещенской воды намоленная святость

Почему же так важ­но имен­но на Крещение при­кос­нуть­ся к свя­той воде? Дело в том, что вели­кий чин освя­ще­ния воды совер­ша­ет­ся лишь два­жды в году: в кре­щен­ский сочель­ник, 18 янва­ря, и сам празд­ник Крещения на сле­ду­ю­щий же день.

Отец Андрей отме­ча­ет, что чин освя­ще­ния воды вовсе не какая-​то маги­че­ская про­це­ду­ра. Любой цер­ков­ный чин — это при­зыв о Божьей помо­щи и бла­го­сло­ве­нии в молит­вах, будь то освя­ще­ние воды на Крещение, кули­чей на Пасху или яблок на Преображение. Когда освя­ща­ет­ся вода, чита­ют­ся молит­вы о том, что­бы на нее сошла Божественная энергия.

«Сам по себе чин состо­ит из опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти молитв, биб­лей­ских отрыв­ков и екти­ний. Ектиния — это при­зыв веру­ю­щих к молит­ве, он совер­ша­ет­ся несколь­ко раз в этом чине. Чин счи­та­ет­ся завер­шен­ным успеш­но, когда бла­го­дать Святого Духа схо­дит на воду и та ста­но­вит­ся освя­щен­ной, свя­той», — объ­яс­ня­ет суть таин­ства священник.

Освященная вода — цер­ков­ная свя­ты­ня. Как ико­на, крест или храм, она при­зва­на напо­ми­нать о при­сут­ствии Бога. Ведь, как под­черк­нул отец Андрей Ломакин, о неви­ди­мом чело­век име­ет луч­шее пред­став­ле­ние через ося­за­е­мые вещи.

«Когда мы упо­треб­ля­ем свя­тую воду, когда мы носим натель­ный кре­стик, когда мы дома веша­ем ико­ну на сте­ну, мы зачем это дела­ем? Не само по себе все это цен­но, а цен­но оно лишь пото­му, что име­ет бла­го­дать Божью и напо­ми­на­ет нам о Боге. Сама цель жиз­ни чело­ве­ка на зем­ле не в каж­до­днев­ных забо­тах, а в том, что­бы мы день за днем шли к Богу, ста­но­ви­лись луч­ше, чище, духов­но выше и гра­мот­нее», — про­по­ве­ду­ет отец Андрей.

Без мира в душе и праздник не праздник

Если кре­щен­ские купа­ния, как мы выяс­ни­ли, тра­ди­ци­он­ный, но необя­за­тель­ный эле­мент празд­но­ва­ния Крещения, то посе­тить храм 18 и 19 янва­ря свя­щен­ник насто­я­тель­но сове­ту­ет всем воцер­ко­в­лен­ным пра­во­слав­ным, что­бы послу­шать Божественную литур­гию, а после испо­ве­до­вать­ся и причаститься.

«Службы на Крещение прой­дут во всех хра­мах. Само бого­слу­же­ние будет состо­ять из двух частей: вечер­ней служ­бы и Божественной литур­гии. Вечерние служ­бы начи­на­ют­ся нака­нуне празд­ни­ка, 18 янва­ря, в 17:00 или 18:00. Божественная литур­гия совер­ша­ет­ся либо с утра, в день Крещения Господня, либо, как в Свято-​Духовом кафед­раль­ном собо­ре, еще и в ноч­ное вре­мя. Всего в собо­ре отслу­жат три литур­гии: в 0:00, 7:00 и 10:00», — рас­ска­зал о рас­пи­са­нии служб на Крещение отец Андрей.

Подготовка к испо­ве­ди и при­ча­стию Святых Христовых Тайн не будет успеш­ной без духов­но­го мира, поэто­му до вели­ко­го празд­ни­ка свя­щен­ник сове­ту­ет попро­сить про­ще­ния у род­ных и близ­ких, при­ми­рить­ся с вра­га­ми, отпу­стить оби­ды и изба­вить­ся от угне­та­ю­щих мыс­лей. Достижение гар­мо­нии в душе, по сло­вам отца Андрея, будет самой пра­виль­ной под­го­тов­кой к Крещению Господню.

Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,

БЕЛТА.

Televid
Author: Televid