Доля частного бизнеса в белорусской рознице превысила 60%
На чте­ние: 0.1 mintue

Статистика пока­зы­ва­ет, что нема­лая часть денег от роз­нич­ной тор­гов­ли в стране идет в кас­су част­ных компаний.

Около 64% все­го обо­ро­та роз­нич­ных мага­зи­нов при­хо­дит­ся на част­ный сек­тор, сооб­ща­ет­ся в ста­ти­сти­че­ском сбор­ни­ке Белстата.

Из это­го объ­е­ма неболь­шая часть все же свя­за­на с госу­дар­ством. Общая сум­ма обо­ро­та у част­ни­ков соста­ви­ла в пер­вом квар­та­ле почти 12,6 мил­ли­ар­да руб­лей, но в ней око­ло 911 мил­ли­о­нов — это обо­рот в мага­зи­нах с уча­сти­ем государства.

При этом Белстат под сум­мой част­но­го обо­ро­та име­ет в виду оте­че­ствен­ный биз­нес. Магазины ино­стран­ной соб­ствен­но­сти дают еще око­ло 5,4 мил­ли­ар­да руб­лей обо­ро­та. Среди них есть дей­стви­тель­но зару­беж­ные биз­не­сы. Например, это сети дис­ка­ун­те­ров «Светофор» и «Доброцен», кото­рые при­над­ле­жат россиянам.

Но есть и груп­па ком­па­ний «Евроторг» («Евроопт», «Хит!», «Грошык», «Семь пят­ниц»). Ее основ­ное юрли­цо при­над­ле­жит ком­па­нии, кото­рая заре­ги­стри­ро­ва­на в ОАЭ. Однако основ­ные конеч­ные вла­дель­цы — два биз­не­сме­на, уехав­ших из Беларуси за границу.

Доля пище­вых про­дук­тов, напит­ков и табач­ных изде­лий в январе—марте соста­ви­ла 48,6%, а непро­до­воль­ствен­ных това­ров — 51,4%. Для срав­не­ния: в пер­вом квар­та­ле 2023 года это было, соот­вет­ствен­но, 50,6% и 49,4%.

В целом роз­нич­ный това­ро­обо­рот в пер­вом квар­та­ле 2024 года соста­вил 19,7 мил­ли­ар­да руб­лей, что на 13,1% боль­ше чем годом ранее. При этом око­ло 5% обо­ро­та фор­ми­ру­ют инди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли и физ­ли­ца. На них при­хо­дит­ся поряд­ка мил­ли­ар­да рублей.

Вода и водка

Среди попу­ляр­ных това­ров повсе­днев­но­го спро­са в про­дук­то­вых мага­зи­нах боль­ше все­го про­да­ют­ся мине­раль­ная и питье­вая вода в бутыл­ках, если изме­рять не в день­гах, а физи­че­ских объ­е­мах. В январе—марте реа­ли­зо­ва­но почти 9,5 мил­ли­о­на декалитров.

Алкоголь отста­ет. За то же вре­мя спирт­но­го про­да­но 1,7 мил­ли­о­на дека­лит­ров, если изме­рять в абсо­лют­ном алко­го­ле. В реаль­но­сти это озна­ча­ет, что за три меся­ца куп­ле­но почти 1,9 мил­ли­о­на дека­лит­ров вод­ки, 566 тысяч дека­лит­ров дру­го­го спирт­но­го. Выручка от горя­чи­тель­но­го и пива соста­ви­ла 1,4 мил­ли­ар­да руб­лей (плюс 0,5% к пер­во­му квар­та­лу преды­ду­ще­го года).

Куплено так­же более мил­ли­о­на дека­лит­ров фрук­то­вых и овощ­ных соков. На какую сум­му, не уточняется.

Закуска

Жители и гости стра­ны в январе—марте 2024 года купи­ли око­ло 358 мил­ли­о­нов яиц. За это же вре­мя в Беларуси их было про­из­ве­де­но 895 мил­ли­о­нов штук. То есть часть про­дук­ции пошла на экс­порт. Основное направ­ле­ние — Россия.

Продано в мага­зи­нах и 100 тысяч тонн мяс­ных про­дук­тов, 68,5 тыся­чи тонн мяса, 84,1 тыся­чи тонн све­жих ово­щей и гри­бов, 13,3 тыся­чи тонн мака­рон­ных изде­лий и так далее. Многие про­дук­ты оте­че­ствен­ные. В том чис­ле, яйца про­да­ют­ся толь­ко бело­рус­ские. Самая боль­шая доля импор­та — в рас­ти­тель­ных мас­лах (89,8%). В целом доля оте­че­ствен­ных про­дук­тов на пол­ках немно­го сни­зи­лась, соста­вив 76,2% (в пер­вом квар­та­ле 2023-​го было 77%).

В непро­до­воль­ствен­ном сег­мен­те в денеж­ном выра­же­нии сре­ди попу­ляр­ных това­ров лиди­ру­ет мотор­ное топ­ли­во (более мил­ли­ар­да руб­лей), затем идут лекар­ства (око­ло 890 мил­ли­о­нов), строй­ма­те­ри­а­лы (811,6 мил­ли­о­на), три­ко­таж (550,3 мил­ли­о­на) и дру­гое. Доля оте­че­ствен­ных това­ров — 37,6%. Особенно мно­го импор­та в три­ко­та­же — 84,3%.

Источник мате­ри­а­ла: Sputnik Беларусь

Televid
Author: Televid