Техосмотр — 2025 в Беларуси: что нужно знать автовладельцам
На чте­ние: 0.18 mintue

В нача­ле года уве­ли­чи­лась сто­и­мость про­хож­де­ния техосмотра — это свя­за­но с ростом базо­вой величины.

За весь минув­ший год тех­осмотр в Беларуси про­шло око­ло 35% заре­ги­стри­ро­ван­ных в стране транс­порт­ных средств. При этом каж­до­му пято­му было отка­за­но в допуске.

По каким при­чи­нам авто­мо­би­ли и мото­цик­лы не полу­ча­ют раз­ре­ше­ние, сколь­ко авто­вла­дель­цев обза­ве­лись элек­трон­ны­ми „доз­во­ла­ми“ (и что это вооб­ще такое) и насколь­ко подо­ро­жа­ло про­хож­де­ние техосмотра — узнал Sputnik.

В допуске — отказано

Сперва немно­го цифр. В про­шлом году бело­рус­ским авто- и мото­вла­дель­цам было выда­но 1 млн 510 тысяч 315 раз­ре­ше­ний на уча­стие в дорож­ном дви­же­нии. Это на 1,1% мень­ше пока­за­те­ля 2023‑го.

Больше все­го тех­осмотр про­хо­ди­ли физлица — более 82% или 1,24 млн чело­век. Электромобили, чис­ло кото­рых неумо­ли­мо рас­тет в нашей стране, полу­чи­ли 14 416 разрешений.

Порядка 20% — а это каж­дое пятое транс­порт­ное средство — не смог­ли прой­ти тех­осмотр с пер­во­го раза: их состо­я­ние не соот­вет­ство­ва­ло уста­нов­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям. Чаще все­го нару­ше­ния были свя­за­ны с тор­моз­ной систе­мой (42%), внеш­ни­ми све­то­вы­ми при­бо­ра­ми (21%), дви­га­те­лем (6%). Также неред­ки слу­чаи выяв­ле­ния несо­от­вет­ствий в отно­ше­нии состо­я­ния руле­во­го управ­ле­ния и недо­ста­точ­ной инфор­ма­ции ком­плек­та­ции транс­порт­но­го средства.

«Система госу­дар­ствен­но­го тех­ни­че­ско­го осмот­ра, сфор­ми­ро­ван­ная в Беларуси, оце­ни­ва­ет транс­порт­ное сред­ство с пози­ций обес­пе­че­ния актив­ной, пас­сив­ной, после­а­ва­рий­ной и эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти транс­порт­но­го сред­ства», — отме­ти­ли в Белтехосмотре.

Каждый третий — без ТО?

Согласно инфор­ма­ции, раз­ме­щен­ной в откры­тых источ­ни­ках, в Беларуси заре­ги­стри­ро­ва­но поряд­ка 4,3 млн транс­порт­ных средств. При этом за про­шлый год выда­но все­го чуть более 1,5 млн разрешений.

Это не зна­чит, что остав­ша­я­ся часть ездит без тех­осмот­ра. В 2024 году в Беларуси всту­пи­ло в силу важ­ное нов­ше­ство: отныне транс­порт­ные сред­ства, с выпус­ка кото­рых про­шло не более трех лет, могут прой­ти сле­ду­ю­щий тех­ни­че­ский осмотр толь­ко через три года. Раньше этот срок состав­лял два года.

В свою оче­редь отсроч­ку на два года от про­хож­де­ния тех­осмот­ра могут полу­чить авто, кото­рым от 3 до 10 лет. „Десятилетки“ и стар­шие моде­ли, как и рань­ше, обя­за­ны про­хо­дить тех­осмотр еже­год­но. А каж­дые пол­го­да заез­жать на стан­ции ТО долж­ны лег­ко­вые авто, исполь­зу­е­мые в ком­мер­че­ских пере­воз­ках пас­са­жи­ров, а так­же автобусы.

Стоимость техосмотра-​2025

Стоимость услуг госте­х­осмот­ра кор­рек­ти­ру­ет­ся еже­год­но с 1 янва­ря, посколь­ку с это­го чис­ла базо­вая вели­чи­на тра­ди­ци­он­но рас­тет. С ново­го 2025 года она состав­ля­ет 42 руб­ля вме­сто преж­них 40. А зна­чит теперь полу­чить раз­ре­ше­ние на допуск транс­порт­но­го сред­ства ста­ло доро­же: 12 руб­лей 60 копе­ек (раньше — 12 руб­лей). Тариф при­вя­зан к базо­вой вели­чине и состав­ля­ет 0,3 БВ.

Также с 1 янва­ря 2025 года на диа­гно­сти­че­ских стан­ци­ях дей­ству­ет новый прейс­ку­рант тари­фов на услу­ги по про­ве­де­нию госте­х­осмот­ра. Важное уточ­не­ние: он нисколь­ко не изме­нил­ся по срав­не­нию с сен­тябрь­ски­ми цена­ми. К при­ме­ру, полу­чить раз­ре­ше­ние для лег­ко­вуш­ки с бен­зи­но­вым мото­ром, как и до это­го, обой­дет­ся в 40 руб­лей 40 копе­ек. С дизель­ным дви­га­те­лем (а так­же авто, рабо­та­ю­щем на газу) — 41 рубль 30 копе­ек. Для пол­но­при­вод­ной маши­ны с таки­ми ДВС при­дет­ся выло­жить 42,20 и 44,40 руб­ля соответственно.

Стоимость тех­осмот­ра элек­тро­мо­би­лей и гибри­дов состав­ля­ет 30,20—32,20 руб­ля (для стан­дарт­ных и пол­но­при­вод­ных вер­сий). Мотоцикл — 20 руб­лей 70 копе­ек, мопед — 16 руб­лей 40 копе­ек, квад­ро­цикл (неболь­шой город­ской авто­мо­биль с мало­ку­ба­тур­ным дви­га­те­лем) — 25 руб­лей 90 копеек.

В Белтехосмотре рас­ска­за­ли Sputnik, что на изме­не­ние тари­фов так­же вли­я­ет инфля­ция в стране — она явля­ет­ся основ­ным цено­об­ра­зу­ю­щим фактором.

Кстати, с 1 янва­ря 2025 года за отсут­ствие тех­осмот­ра в Беларуси уве­ли­чен штраф (все из‑за роста базо­вой вели­чи­ны). Максимальный раз­мер штраф­ной санк­ции может соста­вить 126 руб­лей (3 БВ). Однако если вас „пой­ма­ла“ каме­ра, а не инспек­тор, штраф будет в два раза мень­ше: пер­вый раз — пре­ду­пре­жде­ние, повтор­но в тече­ние года — 0,5 базо­вой (21 рубль).

Электронные „дозволы“

Получить раз­ре­ше­ния на уча­стие в дорож­ном дви­же­нии теперь мож­но онлайн, эта услу­га доступ­на авто­вла­дель­цам с 16 нояб­ря про­шло­го года на еди­ном пор­та­ле элек­трон­ных услуг.

Технически про­цесс полу­че­ния циф­ро­во­го раз­ре­ше­ния выгля­дит так: вла­де­лец транс­порт­но­го сред­ства при­ез­жа­ет на стан­цию диа­гно­сти­ки, про­хо­дит тех­осмотр, а раз­ре­ше­ние на допуск полу­ча­ет в циф­ро­вом формате.

С сере­ди­ны нояб­ря по 31 декаб­ря 2024‑го элек­трон­ные раз­ре­ше­ния полу­чи­ли 383 авто­вла­дель­ца. Из них 308 — это физи­че­ские лица, 75 — субъ­ек­ты хозяйствования.

Аптечка, знак, огнетушитель

Наличию осо­бо­го „трио“ в каж­дом авто­мо­би­ле инже­не­ры диа­гно­сти­че­ских стан­ций уде­ля­ют осо­бое вни­ма­ние. В багаж­ни­ке у води­те­ля долж­ны быть: меди­цин­ская аптеч­ка (про­ве­ря­ют пере­чень и сро­ки год­но­сти), огне­ту­ши­тель (с дей­ству­ю­щим сро­ком год­но­сти), знак ава­рий­ной оста­нов­ки (без повреждений).

Из доку­мен­тов пона­до­бят­ся пас­порт, води­тель­ское удо­сто­ве­ре­ние, тех­пас­порт авто­мо­би­ля, кви­тан­ция об опла­те гос­по­шли­ны за выда­чу раз­ре­ше­ния на допуск (мож­но в элек­трон­ном виде). Если авто осна­ще­но газо­вым обо­ру­до­ва­ни­ем, нуж­но допол­ни­тель­но предо­ста­вить акт об осви­де­тель­ство­ва­нии газо­во­го бал­ло­на. Медсправку и стра­хо­вой полис на авто­мо­биль предо­став­лять теперь не нужно.

Источник мате­ри­а­ла: Sputnik Беларусь

Televid
Author: Televid