Закулисье Ватикана: фильмы, которые изменят ваше представление о Папе Римском
На чте­ние: 0.29 mintue

Напряженные кон­кла­вы, борь­ба за власть, сомне­ния в вере, и, конеч­но, хариз­ма­тич­ные лидеры — все это ждет в под­бор­ке луч­ших филь­мов и сери­а­лов, посвя­щен­ных Папам Римским и Ватикану.

Смерть Папы Франциска озна­ме­но­ва­ла конец целой эпо­хи для като­ли­че­ской церк­ви. Его понтификат — это вре­мя откры­тых дис­кус­сий, борь­бы с нера­вен­ством и забо­ты об окру­жа­ю­щей среде.

В память о Папе Франциске, Sputnik собрал топ филь­мов и сери­а­лов, кото­рые помо­гут луч­ше понять путь, взгля­ды и насле­дие Папы Римского. Эти картины — не толь­ко о Ватикане и пап­стве, но и о более глу­бо­ких и важ­ных вещах: о вере, сове­сти, дол­ге, люб­ви и надеж­де на луч­шее будущее.

Передача престола

Фильм «Два папы» (2019) — не про­сто био­гра­фи­че­ская дра­ма, а фило­соф­ский диа­лог о буду­щем церк­ви и о месте веры в совре­мен­ном мире. Сюжет раз­во­ра­чи­ва­ет­ся вокруг неожи­дан­но­го реше­ния Папы Бенедикта XVI (гени­аль­но сыг­ран­но­го Энтони Хопкинсом) отречь­ся от пре­сто­ла и его встреч с кар­ди­на­лом Хорхе Марио Бергольо (в испол­не­нии Джонатана Прайса), буду­щим Папой Франциском.

Это исто­рия о столк­но­ве­нии тра­ди­ций и про­грес­са в самом серд­це като­ли­че­ской церк­ви. В цен­тре повествования — два хариз­ма­тич­ных кар­ди­на­ла, пред­став­ля­ю­щие диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ные взгля­ды на буду­щее церкви.

Мы видим их спо­ры, сомне­ния и поис­ки исти­ны. Фильм рас­кры­ва­ет Франциска как чело­ве­ка, гото­во­го к ком­про­мис­су и к пере­ме­нам, как рефор­ма­то­ра, кото­рый стре­мит­ся адап­ти­ро­вать цер­ковь к новым вызо­вам. После смер­ти пон­ти­фи­ка, этот фильм при­об­ре­та­ет осо­бую остро­ту и ста­но­вит­ся клю­чом к пони­ма­нию его моти­вов и целей.

Голос Папы Римского

Хотите почув­ство­вать себя на лич­ной ауди­ен­ции у Папы Франциска. Фильм «Папа Франциск: Человек сло­ва» (Pope Francis: A Man of His Word, 2018) — уни­каль­ная воз­мож­ность про­ве­сти вре­мя наедине с Папой Франциском. Забудьте о фор­маль­ных интер­вью и про­то­коль­ных речах. Здесь нет посред­ни­ка, толь­ко пря­мой и откро­вен­ный раз­го­вор Святого Отца со зри­те­ля­ми все­го мира. Франциск смот­рит пря­мо в каме­ру, его сло­ва про­ник­но­вен­ны и искрен­ни, слов­но он бесе­ду­ет лич­но с каждым.

Фильм погру­жа­ет в глу­би­ну его мыс­лей о самых важ­ных вопро­сах совре­мен­но­сти: бед­но­сти, нера­вен­стве, мигра­ции, эко­ло­ги­че­ских про­бле­мах и, конеч­но, о вере и мило­сер­дии. Его раз­мыш­ле­ния не огра­ни­чи­ва­ют­ся тео­ре­ти­че­ски­ми рас­суж­де­ни­я­ми; они ожи­ва­ют бла­го­да­ря доку­мен­таль­ным кад­рам, запе­чат­лев­шим реаль­ные дела Папы Франциска: его посе­ще­ния тюрем, боль­ниц и лаге­рей бежен­цев, его вдох­нов­ля­ю­щие выступ­ле­ния перед мно­го­ты­сяч­ны­ми толпами.

Эта картина — не про­сто доку­мен­таль­ный фильм, это глу­бо­кий и лич­ный диа­лог, в кото­ром Папа Франциск при­гла­ша­ет зри­те­ля заду­мать­ся о мире вокруг и о сво­ей роли в нем. Это шанс услы­шать голос надеж­ды и при­зы­ва к дей­ствию, кото­рый зву­чит из само­го серд­ца Ватикана.

Путь понтифика

Чтобы понять Франциска, нуж­но знать его про­шлое. Биографический фильм «Зовите меня Франциск» (Llámame Francisco, 2015) «Зовите меня Франческо» — это эпи­че­ская сага о жиз­ни чело­ве­ка, кото­рый из про­сто­го сына ита­льян­ских имми­гран­тов в Аргентине стал лиде­ром миро­во­го католицизма.

Фильм рас­ска­зы­ва­ет о Хорхе Марио Бергольо, чья юность про­шла в усло­ви­ях жесто­кой воен­ной дик­та­ту­ры, что навсе­гда отпе­ча­та­лось в его душе. Мы видим его ста­нов­ле­ние как лич­но­сти, его пас­тыр­скую дея­тель­ность в бед­ных при­го­ро­дах Буэнос-​Айреса, где он столк­нул­ся с нище­той и неспра­вед­ли­во­стью, и его неустан­ную борь­бу за пра­ва обездоленных.

Кульминацией повест­во­ва­ния ста­но­вит­ся 13 мар­та 2013 года — день, когда Бергольо был избран Папой Римским, собы­тие, кото­рое потряс­ло мир и озна­ме­но­ва­ло новую эпо­ху в исто­рии като­ли­че­ской церк­ви. Блестящая игра Родриго де ла Серны, вопло­тив­ше­го моло­до­го Хорхе Марио Бергольо, дела­ет эту исто­рию еще более тро­га­тель­ной и правдивой.

Контекст эпохи

Сериал «Молодой Папа» (The Young Pope, 2016) и его про­дол­же­ние «Новый Папа» (The New Pope, 2020), создан­ные гени­аль­ным Паоло Соррентино, не явля­ют­ся био­гра­фи­че­ски­ми, но рас­кры­ва­ют контекст.

«Молодой Папа», в испол­не­нии Джуда Лоу, — это хариз­ма­тич­ный и про­ти­во­ре­чи­вый пон­ти­фик, кото­рый пыта­ет­ся навя­зать церк­ви свой взгляд. «Новый Папа», кото­ро­го игра­ет Джон Малкович, — это более зре­лый и рас­су­ди­тель­ный лидер, кото­рый стре­мит­ся к диа­ло­гу и к компромиссу.

Несмотря на то, что эти сери­а­лы не рас­ска­зы­ва­ют о Франциске напря­мую, они затра­ги­ва­ют темы, кото­рые были ему близ­ки: кон­фликт меж­ду тра­ди­ци­ей и совре­мен­но­стью, роль церк­ви в обще­стве и поис­ки духов­но­сти в совре­мен­ном мире. Они пока­зы­ва­ют слож­ность и про­ти­во­ре­чи­вость вати­кан­ской реаль­но­сти, в кото­рой Франциску при­хо­ди­лось работать.

Механизм власти

Вас когда-​нибудь инте­ре­со­ва­ло, как выби­ра­ют Папу Римского? Фильм «Конклав» поз­во­ля­ет загля­нуть за закры­тые две­ри Сикстинской капел­лы, в самый центр про­цес­са избра­ния ново­го Папы Римского.

После кон­чи­ны преды­ду­ще­го пон­ти­фи­ка кар­ди­на­лы из раз­ных угол­ков мира при­бы­ва­ют в Ватикан, что­бы при­нять уча­стие в тай­ном голо­со­ва­нии, кото­рое опре­де­лит буду­ще­го гла­ву като­ли­че­ской церк­ви. В цен­тре сюжета — кар­ди­нал, кото­ро­му пору­че­но орга­ни­зо­вать кон­клав, и моло­дой свя­щен­ник, помо­га­ю­щий ему.

Зритель наблю­да­ет за тем, как амби­ции, лич­ные инте­ре­сы и поли­ти­че­ские взгля­ды начи­на­ют вли­ять на их реше­ния. Формируются сою­зы, пле­тут­ся интри­ги, ищут­ся ком­про­мис­сы. Фильм пока­зы­ва­ет борь­бу меж­ду кон­сер­ва­тив­ны­ми и про­грес­сив­ны­ми сила­ми внут­ри церк­ви, а так­же как внеш­ние фак­то­ры могут повли­ять на исход голосования.

Главный вопрос, кото­рый ста­вит «Конклав»: насколь­ко духо­вен и честен может быть про­цесс избра­ния, если он про­хо­дит в усло­ви­ях тай­ны, дав­ле­ния и поли­ти­че­ских манев­ров? Этот фильм важен для пони­ма­ния того, как про­хо­дят выбо­ры ново­го Папы Римского.

Сомнения великих

И в завер­ше­нии — лег­кий фильм Нанни Моретти «У нас есть Папа!» (Habemus Papam, 2011). После смер­ти пон­ти­фи­ка кар­ди­на­лы соби­ра­ют­ся на кон­клав, что­бы избрать ново­го Папу. Жребий выпа­да­ет на кар­ди­на­ла Мельвиля, и кажет­ся, что Ватикан наконец‑то обрел сво­е­го ново­го лидера.

Но три­ум­фаль­ный момент обо­ра­чи­ва­ет­ся ката­стро­фой: ново­из­бран­ный Папа, охва­чен­ный пани­кой и сомне­ни­я­ми, отка­зы­ва­ет­ся вый­ти на бал­кон Святого Петра, что­бы пред­стать перед лику­ю­щей тол­пой. Что делать, если Богом избран­ный гла­ва церк­ви ока­зы­ва­ет­ся не готов к сво­ей миссии?

В Ватикане объ­яв­ля­ет­ся режим стро­жай­шей сек­рет­но­сти. Католический мир не дол­жен узнать о душев­ном кри­зи­се ново­го пон­ти­фи­ка. Миллионы веру­ю­щих ждут явле­ния сво­е­го духов­но­го лиде­ра, а он в это вре­мя пере­жи­ва­ет экзи­стен­ци­аль­ный кри­зис. Чтобы скрыть прав­ду, кар­ди­на­лы при­гла­ша­ют в Ватикан луч­ше­го пси­хо­те­ра­пев­та Рима (ате­и­ста, что добав­ля­ет пикант­но­сти ситу­а­ции!), а для отвле­че­ния вни­ма­ния устра­и­ва­ют импро­ви­зи­ро­ван­ный волей­боль­ный турнир.

Но все тщет­но — ново­из­бран­ный Папа тай­но сбе­га­ет из Дворца, погру­жая Ватикан в еще боль­ший хаос и неопре­де­лен­ность. Что ждет като­ли­че­скую цер­ковь и как най­ти сбе­жав­ше­го пон­ти­фи­ка? Эта тра­ги­ко­ме­дия застав­ля­ет заду­мать­ся о вере, дол­ге и чело­ве­че­ской сла­бо­сти, пока­зы­вая, что даже самые могу­ще­ствен­ные люди могут испы­ты­вать сомне­ния и страхи.

Televid
Author: Televid