Служба дни и ночи
Чем хороша профессия журналиста? На взгляд человека, отдавшего ей уже более 15 лет своей жизни, она дает возможность встречаться с интересными людьми, откровенно говорить с представителями профессий или должностными лицами, с которыми простой смертный сможет обменяться лишь несколькими дежурными фразами. А еще профессия журналиста обязывает его донести это общение до своих читателей-зрителей, причем, чем журналист профессиональнее и честнее, тем меньше в его репортажах будет различного рода приукрашиваний, скрытых тем и откровенной лжи.
Нынешний репортаж посвящен сотрудникам Речицкой Госавтоинспекции. На страницах «Т-и» мы часто рассказываем о различных мероприятиях, проводимых сотрудниками ГАИ, но вот поработать бок о бок, посмотреть на ГАИ-шную «кухню», находясь непосредственно рядом с сотрудником Госавтоинспекции, довелось лишь однажды. В конце марта нынешнего года ваш корреспондент побывал на дежурстве с экипажем ГАИ в составе инспекторов Александра Лехновича и Андрея Утусикова (№13 «Т-и» от 30.03.2016г.). Тогда в ходе декады «Гостехосмотр» сотрудники ГАИ на улицах Речицы проверяли наличие у водителей отметки о прохождении их транспортными средствами технического осмотра. И вот новое приглашение со стороны руководства Речицкой Госавтоинспекции. На сей раз, есть возможность отправиться на дежурство в населенные пункты района.
Итак, четверг, 11 августа, на часах 16.00. Я в гостях у экипажа ГАИ в составе инспекторов дорожно-патрульной службы капитана милиции Дмитрия Фомина и лейтенанта милиции Сергея Пырха. Перед выездом в кабинете командира взвода ДПС отдела ГАИ Речицкого РОВД майора милиции Василия Гапоненко офицеры проходят инструктаж.
– Особое внимание уделите выявлению таких нарушений, как управление транспортными средствами в состоянии опьянения, управление при отсутствии прав, провоз товарно-материальных ценностей без сопроводительных документов, – напутствует офицеров Василий Петрович. – Велосипедистов и пешеходов проверяйте на наличие в вечернее время светоотражающих элементов. Из д.Козье поступил сигнал о том, что в вечернее время по деревне местный житель с признаками опьянения ездит на мопеде. К сожалению адреса его нет, но деревня небольшая, если такой факт будет иметь место, то вы его выявите. Район вашего дежурства сегодня – деревни Солтанов, Демехи, Козье, Будка, Капоровка, Подмостье, Горивода. Удачи!
Уверен, многие знают об увлечении Василия Гапоненко коллекционированием погонов, шевронов, орденов и медалей. Стены в кабинете комвзвода украшены рамками с его коллекцией. Чего тут только нет! Интересуюсь:
– Пополняется?
– Конечно! Вот недавно новую рамочку повесил с царскими наградами.
Впрочем, услышать историю о крестах, восьмиконечных звездах и скрещенных мечах, которые в виде орденов красуются на стене, не удалось, т.к. пора отправляться на дежурство.
Инспектора ДПС уже получили табельное оружие (пистолеты Макарова), загрузили в багажник ГАИ-шной «десятки» бронежилеты, каски, ПР-73 (резиновая дубинка, которую после ее введения во времена Горбачева в народе прозвали «демократизатором»), на ремне, кроме оружия, у каждого болтаются «браслеты»-наручники. Смене, которая с часовым обеденным перерывом длится 9 часов, дан старт.
Пока выезжали на Светлогорское шоссе, заправлялись топливом, переговорил с каждым из офицеров. Оба в милиции почти два десятка лет, но в ГАИ относительно недавно: лейтенант Пырх с 2014 года, капитан Фомин с 2013-го. Почему перешли в ГАИ?
– Начальство предложило и перешли! – не сговариваясь ответили офицеры. – Служба здесь интересная, живая, но трудная, впрочем, как и всякая, связанная с общением с людьми, которых приходится наказывать рублем.
По дороге на Солтаново сворачиваем на проселочную, которая ведет к деражненским дачам.
– Здесь большой дачный массив, – говорит Сергей Пырх, – часто случаются кражи. В целях профилактики стараемся сюда заезжать, чтобы криминальный элемент видел, что милиция здесь есть и она работает.
Несмотря на вечер буднего дня, на узких дачных дорожках идет интенсивная «движуха». Милицейской машине то и дело приходится прижиматься к самым соснам, растущим по краю дороги, чтобы пропустить очередную легковушку. Некоторые из них, включив красный и синий проблесковые маячки, инспектора останавливают. Все у всех в порядке.
– Наиболее часто встречающиеся нарушения в сельской местности, – продолжает инспектор ДПС Пырх, – это управление транспортными средствами без водительского удостоверения или без пройденного гостехосмотра.
Прямая гравийка, проложенная через поле, ведет нас к автодороге на Солтаново. Навстречу движется «Kia Carens». Вновь включаются проблесковые маячки – минивэн останавливается. За рулем молодой человек, ремнем безопасности пристегнут.
– Добрый вечер! Инспектор ДПС лейтенант Пырх. Ваши документы, пожалуйста!
– Понимаете, я машину у брата взял, а прав у меня нет…
На лице у молодого человека без труда просматривается не просто огорчение, а отчаяние.
– Скажите, а брату ничего не будет? – с надеждой в глазах спрашивает нарушитель.
– А где он? – интересуется капитан милиции Фомин.
– В Речице на работе, мы на дачу с отцом и мамой приехали, папа и был за рулем.
– Не волнуйтесь, брату ничего не будет, а вот Вам придется заплатить штраф, а машину доставим на штрафстоянку.
– А как же мы с дачи вернемся? Да и денег у меня с собой нет.
Инспектор Фомин «пробивает» нарушителя по базе. Для этого в машине есть хитрое устройство, называемое «Кулон». Своего рода мини-компьютер, введя в который ФИО и год рождения водителя, можно увидеть всю историю его нарушений. Действительно, в 2011 году Юрий А. 1991 г.р. был лишен водительского удостоверения за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
– А чего за 2 года права не восстановили? – интересуюсь у молодого человека.
– Да недавно с армии вернулся, еще не занимался этим. А можно отцу позвонить? – этот вопрос адресован уже сотрудникам ГАИ.
Звоните! Переговорив с родителем, Андрей сообщил, что деньги на уплату штрафа у отца есть. Нельзя ли подъехать на дачу, чтобы на месте заплатить штраф и не гнать машину на штрафстоянку?
Почему нельзя?! Раз нарушитель раскаивается, то к нему вполне можно применить низшую меру наказания за это нарушение в виде штрафа в размере 5 базовых величин (105 деноминированных рублей) и оставить машину. Разворачиваемся и вновь колесим по дачному поселку.
Отец нарушителя без видимого сожаления расстается с новыми хрустящими банкнотами.
– Он у меня парень хороший, – говорит о сыне, – решил на карьер съездить, посмотреть, может рыба ловится. На велосипеде туда далеко. Кто ж знал, что на ГАШ-шников в поле нарвется. А вам бы, прессе, не о таких «бандитах» писать, а, к примеру, о том, что в Ведриче рыбы нет совсем, стоками разными выморили.
Согласен, и об этом писать нужно, но сегодня задача стоит другая. Чтобы ее выполнить, отправляемся в Солтаново. Деревня большая, расположенный в ней спиртзавод дает повод предполагать, что нарушители в виде пьяных за рулем здесь должны попадаться чаще, чем в других местах.
– Когда-то так и было, коллеги рассказывали, – говорит Сергей Пырх, – но те времена давно ушли, сейчас пьяных за рулем в Солтаново не больше, чем в любой такой же по размерам деревне.
Въехав в Солтаново, сворачиваем направо и занимаем позицию неподалеку от школы.
– На центральной улице Ленина стоять бесполезно, нарушители ездят околицами, – делится опытом Дмитрий Фомин, – постоим здесь минут 20-30, больше тоже смысла нет, за это время о нас вся деревня знать будет.
Первый (он же и последний на этом месте) нарушитель объявился минут через пять. Им оказался местный житель, ехавший не пристегнутым за рулем видавшего виды 3-го Пассата.
Вновь: «Ваши документы!»
– Дома оставил, сейчас сын сбегает.
Подросток опрометью метнулся от машины по направлению к дому.
– Иосифович, чего не пристегнутый и без документов катаетесь? – спрашивает капитан милиции Фомин.
– Да собака со двора сбежала, позвонили с конца деревни, что на людей бросается. Вот и поехал забирать. А чего вы тут стоите, а не под знаком «40»? – искренне недоумевает мужчина.
Тем временем сын приносит документы и после их изучения выясняется, что водитель просрочил техосмотр, а это еще один штраф.
– Вот и съездил за собакой, – со вздохом констатирует Иосифович.
Оформив два протокола, на заполнение которых ушло минут 20-ть (за это время инспектор ДПС Пырх остановил с десяток автомобилей, у водителей которых все оказалось в порядке), движемся в д.Козье. На часах почти семь часов вечера, самое время объявиться пьяному на мопеде, о котором предупредили бдительные граждане. Но, поколесив по деревне, никакого мопедиста ни пьяного, ни трезвого обнаружить не удалось. Постоим возле магазина, может объявится, решают офицеры.
Став по обе стороны дороги, ГАИ-шники организовали своеобразный проверочный конвейер. Взмах жезлом, машина останавливается, водителя просят выйти из салона, чтобы не только проверить документы, но и задать несколько вопросов, при ответе на которые инспектор занимает позицию «против ветра»: запах перегара, если он есть, так прекрасно чувствуется. Пьяных за рулем не обнаружено и документы у всех в порядке, есть накладные и у водителя микроавтобуса «Мерседес», перевозящего прохладительные напитки.
Двигаемся в д.Будка. Здесь в отличие от Солтаново и Козье транспорта совсем нет, встретить удалось лишь женщину на скутере. На голове у дамы шлем, с собой права и документы, есть и страховка, и пройденный техосмотр.
– А что Вы удивляетесь? – спрашивает у меня местная жительница, оказавшаяся дояркой и спешившей на вечернюю дойку, – не нарушать выгоднее, деньги сэкономишь.
Что ж, с этим трудно не согласиться.
В Капоровку въезжаем, когда уже почти темно. Редакционный фотоаппарат отказывается работать в таких условиях, а тут еще достает резкий ненастный ветер, после полудня превративший жаркую летнюю погоду в холодную осеннюю.
– Ребята, а давайте я уже закончу свое дежурство, а вы продолжите, – предлагаю офицерам.
– Да без проблем, сейчас подбросим к дому, – отвечают они.
Влад Макаревич
P.S. За время дежурства, закончившегося в час ночи, «мой» экипаж ДПС ГАИ зафиксировал и запротоколировал 8 нарушений ПДД. К указанным в статье добавились: еще один водитель, не пристегнутый ремнем безопасности, и велосипедисты с пешеходами, перемещавшиеся в темное время суток по дорогам без светоотражающих элементов.