Яблочный Спас
Речицкий РЭС информирует
В магазин «Мастак» срочно требуются

Яблочный Спас

Яблочный спас

Официальное назва­ние цер­ков­но­го празд­ни­ка — Преображение Господа Бога и Спаса наше­го Иисуса Христа. Однако на Руси он изве­стен как Яблочный Спас, или Второй Спас (Первый, или Медовый, Спас отме­ча­ет­ся 14 августа).

История празд­ни­ка тако­ва. Задолго до сво­их стра­да­ний и смер­ти на кре­сте Христос начал гото­вить уче­ни­ков к пред­сто­я­щим собы­ти­ям, что­бы те вер­но их вос­при­ня­ли. Дело в том, что даже апо­сто­лы, тес­но общав­ши­е­ся с Иисусом, были уве­ре­ны, что Мессия дол­жен быть царем Израилевым. Христос же хотел, что­бы они поня­ли, что он не еврей­ский про­рок, а Сын Божий, при­шед­ший на зем­лю ради спа­се­ния все­го рода человеческого.

Поэтому необ­хо­ди­мо было, как пишет пре­по­доб­ный Ефим Сирин, «что­бы Господь явил им цар­ство сла­вы сво­ей преж­де пору­га­ния сво­е­го и бес­че­стия, что­бы зна­ли они, что рас­пят он не по немо­щи сво­ей, а доб­ро­воль­но для спа­се­ния мира». С тре­мя бли­жай­ши­ми уче­ни­ка­ми — Петром, Иаковом и Иоанном — Иисус взо­шел на гору Фавор для молит­вы. Молясь, апо­сто­лы задре­ма­ли и не виде­ли нача­ла Преображения Господня. Их раз­бу­ди­ло сия­ние сла­вы — необы­чай­ный свет, исхо­див­ший от Христа. Рядом со сво­им учи­те­лем апо­сто­лы уви­де­ли Моисея и Илию, кото­рые бесе­до­ва­ли с ним об исхо­де в Иерусалим ради совер­ше­ния иску­пи­тель­но­го подви­га. После на гору спу­сти­лось обла­ко, и уче­ни­ки услы­ша­ли глас Господень: «Се есть сын мой воз­люб­лен­ный, в кото­ром мое бла­го­во­ле­ние». Апостолы испу­га­лись, пали ниц и лежа­ли до тех пор, пока Иисус не кос­нул­ся их. Напоследок Христос попро­сил уче­ни­ков нико­му не рас­ска­зы­вать об уви­ден­ном, пока не свер­шат­ся казнь и воскрешение.

Начало празд­но­ва­ния Преображения Господня отно­сит­ся к ран­не­хри­сти­ан­ским вре­ме­нам — до 5 века. На Руси Яблочный Спас стал одним из наи­бо­лее широ­ко отме­ча­е­мых дней года. В это вре­мя в дерев­нях устра­и­ва­ли боль­шие празд­ни­ки, отме­чая не толь­ко рели­ги­оз­ный празд­ник, но и встре­чу осе­ни. Вечером кре­стьяне наблю­да­ли заход солн­ца. Как толь­ко све­ти­ло каса­лось гори­зон­та, начи­на­ли петь песни.

Яблочный пирог (Фото: HLPhoto, Shutterstock)
Яблочный пирог (Фото: HLPhoto, Shutterstock)

К это­му вре­ме­ни в садах мас­со­во созре­ва­ли ябло­ки. Их соби­ра­ли, ели с медом и саха­ром, а так­же гото­ви­ли из них раз­ные блю­да, напри­мер, пиро­ги, при­чём, у каж­дой хозяй­ки был соб­ствен­ный рецепт при­го­тов­ле­ния яблоч­но­го пиро­га, поэто­му, при­хо­дя в гости, мож­но было отве­дать какое-​то новое вкус­ное блюдо.

До Второго Спаса есть ябло­ки запре­ща­лось, а пер­вые собран­ные в этот день пло­ды освя­ща­ли в церк­ви и толь­ко потом вку­ша­ли. Иногда, доедая послед­ний кусок спас­ско­го ябло­ка, зага­ды­ва­ли жела­ние и вери­ли, что оно обя­за­тель­но испол­нит­ся. В южных рай­о­нах наравне с ябло­ка­ми освя­ща­ли и про­бо­ва­ли пер­вый виноград.

В этот день устра­и­ва­лись тор­ги, на кото­рых выстав­ля­ли целые теле­ги с ябло­ка­ми. Кроме того, люди, имев­шие сады, счи­та­ли сво­им дол­гом в этот день уго­стить пло­да­ми боль­ных, нищих и сирых. Тех, кто нару­шал этот обы­чай, счи­та­ли людь­ми непорядочными.

В наро­де гово­ри­ли, что после Преображения и пого­да пре­об­ра­жа­ет­ся: ночи ста­но­вят­ся по-​осеннему холод­ны­ми. «Пришел Спас — бери рука­ви­цы про запас»; «Второй Спас шубу при­пас», — под­ме­ча­ли наши пред­ки. Приближение осе­ни чув­ство­ва­ли и журав­ли, начи­ная соби­рать­ся в теп­лые края.

По тому, какая пого­да в этот день, суди­ли о буду­щем январе.

Источник: calend.ru