Как снимали «Место встречи изменить нельзя»
Речицкий РЭС информирует

Как снимали «Место встречи изменить нельзя»

Как снимали "Место встречи изменить нельзя"

Фильм «Место встре­чи изме­нить нель­зя», как извест­но, постав­лен по рома­ну бра­тьев Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра мило­сер­дия».

А в осно­ву кни­ги лег­ло судеб­ное дело кан­ди­да­та меди­цин­ских наук Е. И. Миркина, кото­рый в 1944 году был обви­нен в убий­стве жены и при­го­во­рен к смерт­ной каз­ни. Муровцы про­фес­си­о­наль­но выпол­ня­ли свою рабо­ту, хотя все ули­ки были про­тив Миркина. Уже после выне­се­ния при­го­во­ра опе­ра­тив­ни­ки нары­ли допол­ни­тель­ные мате­ри­а­лы, под­твер­жда­ю­щие неви­нов­ность вра­ча, и Миркин был оправ­дан.

001
Братья Вайнеры рас­ска­зы­ва­ли, что идею создать сце­на­рий филь­ма к их рома­ну под­ска­зал Высоцкий. Ради него писа­те­ли даже пошли на изме­не­ние внеш­но­сти героя: в романе Жеглов был высо­кий и пле­чи­стый кра­са­вец.

002
Вот что об этом рас­ска­зы­ва­ет Аркадий Вайнер:
— Я при­шёл застол­бить Жеглова! Никто вам не сыг­ра­ет Жеглова так, как я его сыг­раю!
А у меня печень раз­бо­ле­лась, и вооб­ще, харак­тер доста­точ­но ехид­ный, я и гово­рю ему:
— Ну уж, так и никто…
— А кто сыг­ра­ет?!
— Ну, нач­нём с Николая Губенко. Мужественный, кра­си­вый, пла­стич­ный, талант­ли­вый… Чем пло­хой Жеглов?
— Ты зна­ешь, ты прав, он заме­ча­тель­ный актёр…
— Ну, а вот сей­час бушу­ет повсю­ду новая звез­да — Серёжа Шакуров — такой кра­си­вый, такой оба­я­тель­ный, чем не Жеглов?
— У-​у-​у! И его я забыл… И он сыг­ра­ет Жеглова…
Тут я сел на стул, пото­му что ещё ни от одно­го арти­ста в жиз­ни не слы­шал, что он может пред­по­ло­жить, буд­то кто-​то сыг­ра­ет его роль луч­ше него… Высоцкий посто­ял, пере­ка­чи­ва­ясь с ноги на ногу…
— Да, он сыг­рал луч­ше бы…
И тут же…
— Но вам-​то с Жорой луч­ше не надо, вам надо так, как толь­ко я сыг­раю…
Тут я рас­хо­хо­тал­ся, обнял его…
— Конечно, Володя, нет вопро­сов!

003 Жеглов фотопробы
Рассказывает С. Говорухин: «Володю я мог бы утвер­дить и без проб, пото­му что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль дол­жен играть толь­ко он. Но это про­ис­хо­ди­ло в те вре­ме­на, когда он еще ни разу не появ­лял­ся на теле­экране, а тут — такая оди­оз­ная фигу­ра — в пяти­се­рий­ном филь­ме! Поэтому я сде­лал на эту роль несколь­ко проб дру­гих акте­ров, кото­рые заве­до­мо не мог­ли тягать­ся с Высоцким. И когда пока­зы­вал руко­вод­ству про­бы, я пока­зал и эти про­бы, кото­рые были, конеч­но, гораз­до хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убе­ди­ло».

004 Шарапов фотопробы
А вот по пово­ду испол­ни­те­ля роли Шарапова раз­вер­ну­лась насто­я­щая кор­ри­да. На роль про­бо­ва­лись А. Абдулов, С. Никоненко, Е. Леонов-​Гладышев (сыг­рав­ший здесь роль Вани Векшина), Ю. Шлыков, А. Курепов и даже С. Садальский… Сами Вайнеры хоте­ли при­гла­сить Е. Герасимова. Он отка­зал­ся из-​за заня­то­сти в дру­гом филь­ме. Говорухин же при­гла­шал на про­бы С. Иванова (зна­ме­ни­то­го «Кузнечика» и Лариосика). Но тот тоже не смог, так как сни­мал­ся у Г. Кохана в филь­ме «Рожденная рево­лю­ци­ей». В резуль­та­те Шараповым, к вели­ко­му неудо­воль­ствию Вайнеров, стал Владимир Конкин.

005 Шарапов и Жеглов фотопробы
Высоцкий с само­го нача­ла на роль Шарапова «про­дви­гал» сво­е­го дру­га и кол­ле­гу по теат­ру Ивана Бортника, кото­рый в ито­ге сыг­рал бан­ди­та Промокашку (на сним­ке пер­вые фото­про­бы Высоцкого на роль Жеглова, и И. Бортника на роль Шарапова)

006 Варя фотопробы
Рекордным было коли­че­ство пре­тен­ден­ток на глав­ную жен­скую роль — про­бо­ва­лись 12 деву­шек. Варей мог­ли стать, к при­ме­ру, Ирина Азер из Театра кино­ак­те­ра и Ольга Науменко (неве­ста Лукашина из «Иронии судь­бы»). Высоцкий же уго­ва­ри­вал режис­се­ра Говорухина утвер­дить на роль Вари его жену, актри­су Марину Влади. Но про­тив фран­цу­жен­ки кате­го­ри­че­ски воз­ра­зил худ­со­вет. Сержант Синичкина долж­на была пока­зать в кино насто­я­щую жену и подру­гу бор­ца с бан­ди­та­ми. Хотелось бы, что­бы актри­са, игра­ю­щая воз­люб­лен­ную Шарапова, была с без­упреч­ной репу­та­ци­ей. А Влади никак не тяну­ла на «совет­скую граж­дан­ку». Худсовет сми­рил­ся с Высоцким в роли Жеглова, отдав долж­ное его талан­ту, но забра­ко­вал Влади.

007 Фокс фотопробы
Не менее инте­рес­ны поис­ки акте­ра на роль Фокса. «Сначала я утвер­дил Бориса Химичева, — рас­ска­зы­ва­ет Станислав Говорухин. — И теперь, когда встре­ча­юсь с ним, испы­ты­ваю чув­ство нелов­ко­сти. Мы уже нача­ли сни­мать, и вдруг я уви­дел — он совре­мен­ный. А Белявский, сыг­рав­ший роль ничуть не луч­ше Химичева, чисто из того вре­ме­ни». Кстати, кан­ди­да­ту­ру Александра Белявского пред­ло­жил опять же Высоцкий. В Москву из Одессы поле­те­ла теле­грам­ма: «Надеемся на вашу отзыв­чи­вость, пред­ла­га­ем роль Фокса в кар­тине «Эра мило­сер­дия». Верим, что не отка­же­тесь». Но в Москве Александра Борисовича не ока­за­лось. Он толь­ко что полу­чил шесть соток в деревне Ершово и соби­рал­ся их бла­го­устра­и­вать. Но когда узнал, что в филь­ме сни­ма­ют­ся Юрский, Высоцкий, Конкин и Джигарханян, бро­сил заступ и сел на само­лет…

008 Левченко фотопробы
Не без помо­щи Высоцкого снял­ся в кар­тине и В. Павлов, испол­ни­тель роли Левченко.
«Сниматься мне пред­ло­жил Владимир Высоцкий. Роль быв­ше­го фрон­то­ви­ка, ныне заблу­див­ше­го­ся чело­ве­ка была не очень боль­шая, но чрез­вы­чай­но важ­ная для пони­ма­ния обще­го строя кар­ти­ны. Володя Высоцкий ска­зал мне тогда: «Соглашайся, – режис­сёр тебе не зна­ком, роль сде­ла­ешь такой, какой ты её уви­дишь». Так и полу­чи­лось. Я испы­тал боль­шое твор­че­ское удо­вле­тво­ре­ние от уча­стия в съём­ках филь­ма «Место встре­чи изме­нить нель­зя»

009 «Манька-Облигация» фотопробы
Ларису Удовиченко при­гла­си­ли на роль Вари, но актри­са меч­та­ла сыг­рать Маньку Облигацию, так как этот образ был для нее более инте­ре­сен. «Либо Манька-​Облигация, либо я играть не буду!» В резуль­та­те, толь­ко Удовиченко и подо­шла для Облигации. После филь­ма она ста­ла полу­чать пись­ма из тюрем: «Не горюй! Выйду – моей будешь!», а один вер­нув­ший­ся с зоны при­шел к ней домой, так что при­шлось вызвать мили­цию.

010 Соловьев фотопробы
Благодаря Высоцкому попал в кар­ти­ну и В.Абдулов, испол­ни­тель роли Соловьёва.
«В нача­ле осе­ни 1977 г. я раз­бил­ся на машине бук­валь­но насмерть. Три неде­ли без созна­ния – пол­ный кош­мар. Затем – одна боль­ни­ца, вто­рая, тре­тья, чет­вёр­тая. Поначалу вра­чи вооб­ще ко мне не под­хо­ди­ли – зна­ли, что слу­чай смер­тель­ный и шан­сов нет. Но я… как-​то не хотел уми­рать! Я ниче­го не сооб­ра­жал, но пытал­ся им объ­яс­нить, что всё-​таки жить буду! И когда уже вес­ной я лежал в оче­ред­ной боль­ни­це после тяжё­лой опе­ра­ции, при­шёл Володя со Славой Говорухиным. Они при­нес­ли мне 5 томов сце­на­рия «Места встре­чи…» И, пони­мая, что я не запом­ню, оста­ви­ли на листоч­ке спи­сок ролей – любую мне на выбор. Я выбрал Соловьёва. Страшные были съём­ки. Я не мог текст запом­нить. Не мог запом­нить, что Володю зовут Глеб. Но для меня про­сто решал­ся вопрос: либо я буду про­дол­жать жить и рабо­тать, либо – всё… страш­ное вре­мя. И на сцене у меня были момен­ты пол­ной «выруб­ки» – не то, что я текст забы­вал, я про­сто не мог понять, где нахо­жусь!..»

011Гриша Ушивин (фотограф, «6 на 9») фотопробы
Гриша Ушивин, фото­граф, «6 на 9» — Лев Алексеевич Перфилов: «…А в гово­ру­хин­скую груп­пу я попал про­сто. Как-​то я ока­зал­ся в одном кад­ре с Говорухиным: он играл бело­го гене­ра­ла Дутова, а я — началь­ни­ка шта­ба Белой армии. Не пом­ню назва­ния филь­ма, сни­мал­ся он в Одессе. Какой-​то оче­ред­ной фильм о рево­лю­ции, они мало чем отли­ча­лись друг от дру­га. А до это­го я про­чел кни­гу «Эра мило­сер­дия» и услы­шал, что Слава будет сни­мать. И я попро­сил у него роль одно­го из бан­ди­тов «Черной кош­ки», пото­му что до это­го наиг­рал­ся бан­ди­тов уже вот так!.. И вот я Славе гово­рю: «Я ниче­го делать в кар­тине не буду. Буду толь­ко ходить сре­ди бан­ды и все. И будет все ясно: раз этот тип в бан­де — то это еще та бан­да!» А Говорухин, вы же его зна­е­те, как-​то так уста­ло мах­нул рукой: «Да лад­но, ты дру­го­го сто­ишь. Будешь играть у меня Гришу Шесть-​На-​Девять». И ушел».

012 Коля Тараскин фотопробы
Коля Тараскин — Градов Андрей Петрович: «Я очень обра­до­вал­ся, когда узнал, кто будет играть: Высоцкий, Евстигнеев, Джигарханян, Белявский, Юрский, Гердт. Поскольку для меня это была лишь тре­тья кар­ти­на (опыт неболь­шой), я вни­ма­тель­но наблю­дал за тем, как они игра­ют, учил­ся… Сначала мне пред­ло­жи­ли роль Васи Векшина, кото­ро­го, если помни­те, почти сра­зу же на лавоч­ке уби­ва­ют. Я рас­стро­ил­ся: «Что это такое? Я появ­люсь на несколь­ко мгно­ве­ний и меня сра­зу при­шпи­лят». И на мое сча­стье Говорухин пере­ду­мал. Векшина в ито­ге сыг­рал Женя Леонов-​Гладышев, а мне дали роль Тараскина. Энергичный харак­тер его был чет­ко про­пи­сан в сце­на­рии, и мне при­ду­мы­вать ниче­го не при­шлось».

013 Векшин фотопробы
Вася Векшин — Евгений Борисович Леонов-​Гладышев: «Ну, как в то вре­мя арти­сты попа­да­ли на роль в фильм? Я тогда сни­мал­ся на Одесской кино­сту­дии в одной из глав­ных ролей в при­клю­чен­че­ском филь­ме Самвела Гаспарова «Забудьте сло­во «смерть»». Мне пред­ло­жи­ли почи­тать сце­на­рий «Место встре­чи изме­нить нель­зя», это назва­ние мне тогда ни о чем не гово­ри­ло, но про­чи­тав, я уви­дел, что там пре­крас­ней­шая дра­ма­тур­гия. Поначалу мне пред­ло­жи­ли роль глав­но­го героя — Володи Шарапова, но потом на кино­про­бах худ­со­вет утвер­дил Владимира Конкина, кото­рый и сыг­рал эту роль…. С этой кар­ти­ной у меня свя­за­но два силь­ных впе­чат­ле­ния, несмот­ря на мое доста­точ­но скром­ное уча­стие в ней: и при­ят­ное и не при­ят­ное. Не при­ят­ное — это то, что я про­бо­вал­ся на роль Шарапова и не был утвер­жден; пере­жи­вал еще и пото­му, что и сце­на­рий мне понра­вил­ся и «Эра мило­сер­дия», роман бра­тьев Вайнеров, по кото­ро­му он был сде­лан. Я очень хотел и был готов играть. Приятное, что полу­чил роль и что — знал — в филь­ме сни­мать­ся будет Владимир Высоцкий, чело­век на твор­че­стве, кото­ро­го я вос­пи­ты­вал­ся и был поклон­ни­ком его талан­тов».

014 Ручечник фотопробы
Роль Ручечника доста­лась Евгению Евстигнееву, но её мог сыг­рать и Ролан Быков, кото­ро­го Вайнеры изна­чаль­но при­гла­си­ли на роль гор­ба­то­го гла­ва­ря бан­ды.  Но тот отка­зал­ся. Ему не нра­ви­лась роль гор­бу­на: «Я и так неболь­шо­го роста, надо мной из-​за это­го под­шу­чи­ва­ют… Пойми, я толь­ко что разо­шел­ся с женой и отто­го без­мер­но стра­даю. А ты пред­ла­га­ешь мне вый­ти на экран в обра­зе кар­ли­ка, да еще, гор­ба­то­го! Побойся бога!» Но все-​таки Ролана зазва­ли к себе домой и во вре­мя засто­лья суме­ли уго­во­рить. Он при­е­хал на про­бы в Одессу, но там, на беду, уго­дил в боль­ни­цу с инфарк­том! Что делать?! Съемки уже в раз­га­ре — нужен сроч­ный ввод ново­го арти­ста. Второй режис­сер Надежда Попова пред­ло­жи­ла на роль Горбатого Джигарханяна. Дозвонились до него, одна­ко Арменчик, как выяс­ни­лось, наш роман не читал. С ока­зи­ей, через зна­ко­мых, пере­сла­ли в Москву сце­на­рий, и уже на сле­ду­ю­щий день Джигарханян дал свое “доб­ро” на уча­стие в съем­ках.

015 Пасюк фотопробы
Фото про­бы на роль опе­ра­тив­ни­ка Пасюка

016 Лошак фотопробы
Фото про­бы на роль води­те­ля хлеб­но­го фур­го­на Лошака

017
И ещё несколь­ко фак­тов о съём­ках филь­ма. рас­ска­зы­ва­ет Станислав Говорухин: 10 мая 1978 года-​первый день съемок.И день рож­де­ния Марины Влади. Мы в Одессе, на даче наше­го дру­га. И вот — неожи­дан­ность. Марина уво­дит меня в дру­гую ком­на­ту, запи­ра­ет дверь, со сле­за­ми про­сит: «Отпусти Володю, сни­май дру­го­го арти­ста». И Володя: «Пойми, мне так мало оста­лось, я не могу тра­тить год жиз­ни на эту роль!» Очевидно, он уви­дел объ­ем рабо­ты и понял, что надо вка­лы­вать. Кроме того, про­шел год с того момен­та, как мы реши­ли снять фильм. За это вре­мя мно­гое изме­ни­лось – у Высоцкого появи­лась воз­мож­ность выез­жать за гра­ни­цу чаще. Раньше его со скри­пом отпус­ка­ли во Францию на два дня, а теперь он мог путе­ше­ство­вать по все­му миру. Я пони­мал, что кар­ти­на все рав­но была бы, пусть даже с дру­гим акте­ром, но все-​таки убе­дил Высоцкого остать­ся, пообе­щав отпус­кать его поча­ще во вре­мя съе­мок. Как мно­го поте­ря­ли бы зри­те­ли, если бы я сдал­ся в этот вечер.

018
Высоцкий и Куравлев, игра­ю­щие заяд­лых бил­ли­ар­ди­стов, вооб­ще не уме­ли «катать шары». За них кий в руках дер­жал одес­сит Владимир Иванов, мастер спор­та СССР, уже тогда быв­ший одним из луч­ших бил­ли­ар­ди­стов Одессы. По шарам били Высоцкий и Куравлев, а потом делал­ся мон­таж­ный стык — шары вго­нял в лузу мастер.

019
Фильм «Место встре­чи изме­нить нель­зя» дол­жен был начи­нать­ся с про­ло­га, где Левченко выно­сил на себе ране­но­го Шарапова. Промокшие до нит­ки акте­ры дубль за дуб­лем лез­ли в холод­ную воду. Когда закон­чи­лись съем­ки, Конкин уви­дел на спине у Павлова сле­ды от банок. Тот толь­ко встал с боль­нич­ной кой­ки после вос­па­ле­ния лег­ких.

020
Героический про­лог в кар­ти­ну так и не вошел. Режиссер понял, что если в нача­ле филь­ма пока­зать Левченко вме­сте с Шараповым, исчез­нет детек­тив­ная интри­га 5-​й серии, когда милиционер-​оперативник про­ни­ка­ет в бан­ду. Вообще, Говорухин изна­чаль­но снял 7-​ми серий­ный фильм. Режиссёр не смог отсто­ять весь отсня­тый мате­ри­ал. Лапин, быв­ший тогда пред­се­да­те­лем Гостелерадио, потре­бо­вал две серии выки­нуть. И их выре­за­ли из гото­во­го филь­ма. Чтобы не изуро­до­вать лен­ту меха­ни­че­ским изъ­я­ти­ем целых сцен, сокра­ща­ли по малень­ким фраг­мен­там и эпи­зо­дам. Ухитрились сокра­тить кино­фильм на два часа экран­но­го вре­ме­ни. Много инте­рес­но­го при­шлось выре­зать. После мон­та­жа все выре­зан­ные кад­ры режис­сёр сдал в архив Одесской кино­сту­дии, где они, к вели­чай­ше­му наше­му сожа­ле­нию, бла­го­по­луч­но поте­ря­лись

021
Когда сни­ма­ли сце­ну пого­ни за Фоксом, Высоцкого на съе­моч­ной пло­щад­ке не было. Зритель слы­шит толь­ко закад­ро­вый голос Жеглова, а он был запи­сан уже в сту­дии. В филь­ме сце­ны «авто­мо­биль­ных дого­ня­лок» зани­ма­ют несколь­ко минут. Как пояс­нил Станислав Говорухин. — Еще в самом нача­ле съе­мок филь­ма мы дого­во­ри­лись с Володей Высоцким, что дадим ему воз­мож­ность отдох­нуть. Те несколь­ко недель, пока сни­ма­лись кад­ры пого­ни, Володя про­вел в зару­беж­ных поезд­ках. Он появил­ся лишь в самом кон­це и рабо­тал в тече­ние бук­валь­но двух часов. Помните кад­ры: Жеглов раз­би­ва­ет стек­ло «Фердинанда» и, высу­нув­шись, стре­ля­ет по ухо­дя­ще­му «сту­де­бек­ке­ру» с бан­ди­та­ми?.. — С этим момен­том такая оплош­ность полу­чи­лась, — вспом­нил глав­ный опе­ра­тор сери­а­ла Леонид Бурлака. — Никто зара­нее про­ве­рить не дога­дал­ся, а стекло-​то в окне авто­бу­са ока­за­лось чуть ли не 5-​миллиметровой тол­щи­ны. Когда нача­ли съем­ки эпи­зо­да, Володя раз по нему уда­рил, дру­гой — без тол­ку. Наконец с тре­тьей попыт­ки выса­дил. И тут же закри­чал сер­ди­то: «Ну все, п…ц!». Смотрим, у него рука в кро­ви: на паль­це очень глу­бо­кий порез от оскол­ка. А ведь вече­ром того дня Высоцкий дол­жен был высту­пать с оче­ред­ным кон­цер­том, его уже и маши­на жда­ла. Но в ито­ге при­шлось выступ­ле­ние отме­нить, посколь­ку Володя не мог играть на гита­ре

022
По сце­на­рию пред­по­ла­га­лось, что Высоцкий в каж­дой серии будет петь. Среди пред­ла­гав­ших­ся песен были и «За тех, кто в МУРе», и «Песня о кон­це вой­ны», и «Баллада о дет­стве» – Он очень хотел спеть несколь­ко сво­их песен, – про­дол­жа­ет режис­сер, – но я посчи­тал, что это раз­ру­шит образ и в кар­тине появит­ся уже не капи­тан Жеглов, а Высоцкий в роли капи­та­на Жеглова. Володя оби­жал­ся, мы ссо­ри­лись. А одна­жды, когда я попро­сил его спеть в кад­ре пес­ню Вертинского, он отве­тил, «если ты не хочешь, что­бы я спел свое, не буду петь и Вертинского»

023
Трудностей на съем­ках было нема­ло. Когда сни­ма­ли ноч­ную мили­цей­скую пого­ню, часть тер­ри­то­рии воз­ле Большого теат­ра была оцеп­ле­на, и все же ино­гда поклон­ни­цы про­ры­ва­ли ограж­де­ние. Как-​то в пере­ры­ве съе­моч­ная груп­па услы­ша­ла крик Володи. Бросились в темень и уви­де­ли Высоцкого, кото­рый пытал­ся ото­рвать от себя моло­дую жен­щи­ну: она вце­пи­лась зуба­ми в его кожа­ное паль­то (види­мо, от пере­из­быт­ка чувств). Хорошо, что паль­то было из проч­ной оте­че­ствен­ной кожи

024
Часть филь­ма сни­ма­лась в Одессе, и Высоцкому при­хо­ди­лось по два-​три раза в день летать в Москву на спек­такль и обрат­но. Высоцкий не бро­сал театр. Милиция вез­ла его в «Волге» с сире­ной, а гри­мер­ша по доро­ге пре­вра­ща­ла Жеглова в Гамлета. А после спек­так­ля, ино­гда и поч­то­вым само­ле­том, рядом с кипой газет артист летел в Одессу на утрен­нюю съем­ку

025
А.Вайнер: Одежду для сво­е­го героя выби­рал на костю­мер­ном скла­де Одесской кино­сту­дии сам Высоцкий вме­сте с нашим худож­ни­ком по костю­мам Акимовой. Вещи подыс­ки­ва­ли дол­го и очень тща­тель­но. Неизбежные для сере­ди­ны 1940-​х эле­мен­ты воен­ной фор­мы: гали­фе, сапо­ги. А еще — пиджак, рубашка-​апаш, джем­пер в полос­ку… Примерно так одет зна­ме­ни­тый кино­ге­рой Аль Пачино в одном из филь­мов, кото­рый очень нра­вил­ся Володе…

026
…Создавая Жеглова, Высоцкий чуть ли не впер­вые, что назы­ва­ет­ся, вырвал­ся на волю. А вырвав­шись, про­явил неви­дан­ную на съе­моч­ной пло­щад­ке волю твор­че­ско­го поряд­ка. Он под­ска­зы­вал дру­гим испол­ни­те­лям «харак­тер­ность», он дик­то­вал сво­им пове­де­ни­ем в кад­ре ритм все­го эпи­зо­да. А одна­жды, как рас­ска­зы­ва­ют, в отсут­ствие режис­се­ра, сам снял под­ряд кад­ры с «жестом» — тем жестом Жеглова, кото­рый, кажет­ся, все пом­нят: боль­шой палец, даже в воз­ду­хе — как на плос­ко­сти. Со сто­ро­ны мог­ло пока­зать­ся — трю­кач. Но мон­таж­ное рас­пре­де­ле­ние этих кад­ров дало опре­де­лен­ный смыс­ло­вой и пла­сти­че­ский стер­жень не толь­ко роли, но и филь­му в целом. Высоцкий ни разу не сде­лал это­го жеста зря. Он точ­но опре­де­лил момен­ты, когда имен­но этим жестом Жеглов корот­ко заяв­ля­ет свою право­ту и нача­ло дей­ствий.

027
Вспоминает И. Бортник: «Как сни­ма­лась сце­на выхо­да из под­ва­ла? После спек­так­ля “Павшие и живые” мы с Володей подъ­е­ха­ли к месту съем­ки у Яузских ворот. Это неда­ле­ко, мину­ты две езды. Говорухин сто­ит мрач­ный, мате­рит­ся. Не скла­ды­вал­ся эпи­зод: все выхо­дят, бро­са­ют мол­ча писто­ле­ты, скуч­но, серо, одно­об­раз­но… Станислав мне гово­рит: “Слушай, я тебя очень про­шу, ну при­ду­май что-​нибудь”. А вре­мя уже под­жи­ма­ет. Мы пошли с Володей вниз, в под­вал, пере­оде­вать­ся. И тут мне при­шла в голо­ву мысль… Это было для всех неожи­дан­но­стью. На выхо­де из под­ва­ла я исте­ри­че­ски запел блат­ную пес­ню, стал косте­рить охран­ни­ков, пинать­ся с ними… Ни Говорухин, ни Володя это­го не ожи­да­ли. От неожи­дан­но­сти Володя даже вдруг поте­рял серьез, улыб­нул­ся. А я настоль­ко вошел в роль, что плю­нул Жеглову в лицо. Он ото­ро­пел, утер­ся… А я уже вовсю попер на них: «Мусора, суки…». Но еще неадек­ват­нее пове­ли себя охран­ни­ки. Надо ска­зать, что Говорухин нашел для это­го эпи­зо­да насто­я­щих мили­ци­о­не­ров тех лет, дав­но уже вышед­ших на пен­сию. Их пере­оде­ли в после­во­ен­ную фор­му и при­вез­ли на съем­ку. И что с ними слу­чи­лось! Они вро­де пони­ма­ют, что я актер, но вне­зап­но про­изо­шло что-​то такое в их созна­нии: а вдруг не актер? Вдруг насто­я­щий уго­лов­ник? У них, веро­ят­но, перед гла­за­ми все сме­ша­лось, и они ста­ли меня бить, зала­мы­вать руки так, что я про­сто заорал от боли. И они кри­чат: «Ах ты, тварь пас­куд­ная, да мы тебя сей­час здесь же и зада­вим!»…

028
…В общем, ска­жу я вам, было страш­но­ва­то. А зри­те­ли, собрав­ши­е­ся за ограж­де­ни­ем съе­моч­ной пло­щад­ки, апло­ди­ро­ва­ли нам. Конечно, все это потом выре­за­ли, пото­му что в те вре­ме­на кад­ры, в кото­рых уго­лов­ник плю­ет в лицо «вла­сти», не мог­ли быть допу­ще­ны до зри­те­ля. Замминистра МВД Никитин, кон­суль­тант филь­ма, ска­зал: «А это что за пер­со­наж? Уберите. Не то, зав­тра в каж­дом дво­ре будет сто­ять по Промокашке». …Жаргон весь убра­ли. «Малину» помни­те? Там сна­ча­ла всех за сто­лом пока­зы­ва­ют, потом каж­до­го в отдель­но­сти. Потом бан­ди­ты ухо­дят спать — и все. А у меня там еще целая игра была: при­ста­вал к пас­сии Горбатого, лез к ней, звал ее куда-​то пья­ным мыча­ни­ем. Но актри­са начи­на­ла откро­вен­но сме­ять­ся, и ниче­го из этой сце­ны не полу­чи­лось…»

029
Из вос­по­ми­на­ний С. Говорухина: «Книга Высоцкому тоже очень понра­ви­лась. Когда мы писа­ли режис­сер­ский сце­на­рий, он при­ез­жал к нам в Переделкино, при­ни­мал уча­стие в рабо­те. В част­но­сти, Володя при­ду­мал исто­рию с фото­гра­фи­ей Вари, при­кле­ен­ной на дверь сре­ди дру­гих фото­гра­фий, когда в сцене в под­ва­ле надо было дать Шарапову какой-​то знак — ука­зать дверь, веду­щую к спа­се­нию».

030
Он дав­но поду­мы­вал о режис­су­ре. Хотелось на экране выра­зить свой взгляд на жизнь. Возможность под­вер­ну­лась сама собой. Мне нуж­но было сроч­но уехать на фести­валь, и я с радост­ным облег­че­ни­ем усту­пил ему режис­сер­ский жезл. Когда я вер­нул­ся, груп­па встре­ти­ла меня сло­ва­ми: «Он нас изму­чил!»

031
Привыкших к дол­го­му рас­ка­чи­ва­нию работ­ни­ков груп­пы пона­ча­лу оша­ра­ши­ла его неслы­хан­ная тре­бо­ва­тель­ность. Обычно ведь как? «Почему не сни­ма­ем?» — «Тс-​с, дай­те настро­ить­ся. Режиссеру надо поду­мать». У Высоцкого каме­ра начи­на­ла кру­тить­ся через несколь­ко минут после того, как он вхо­дил в пави­льон. Объект, рас­счи­тан­ный на неде­лю съе­мок, был «готов» за четы­ре дня. Он бы в мое отсут­ствие снял всю кар­ти­ну, если бы ему поз­во­ли­ли.

032
Он, несу­щий­ся на сво­их конях к краю про­па­сти, не имел пра­ва терять ни мину­ты.
На зато вхо­дил он в пави­льон абсо­лют­но гото­вым к рабо­те, все­гда в доб­ром настро­е­нии и зара­жал сво­ей энер­ги­ей и уве­рен­но­стью всех участ­ни­ков съем­ки. По этой корот­кой про­бе лег­ко было пред­ста­вить его в роли режис­се­ра боль­шой кар­ти­ны.

033
Консультантом на филь­ме был заме­сти­тель мини­стра МВД СССР генерал-​лейтенант К. И. Никитин. Он про­сил, что­бы Жеглов хотя бы раз пока­зал­ся на экране в мили­цей­ской фор­ме. Ёту прось­бу мне необ­хо­ди­мо было выпол­нить, пото­му что за это я рас­счи­ты­вал полу­чить воз­мож­ность оста­вить, к при­ме­ру, сце­ну, где Жеглов под­бра­сы­ва­ет в кар­ман Кирпичу коше­лек, да и вооб­ще пред­по­ла­гал, с каки­ми огром­ны­ми труд­но­стя­ми мы столк­нем­ся при сда­че кар­ти­ны. Но Высоцкий был неумо­лим: — Нет, фор­му я не наде­ну ни за что! Для него мили­ци­о­нер ста­лин­ских вре­мен ассо­ци­и­ро­вал­ся с теми людь­ми, кото­рые тво­ри­ли то страш­ное без­за­ко­ние. Он столь­ко был наслы­шан об этом и так боль­но это пере­жи­вал, что все, что было свя­за­но с мили­ци­ей, не пере­но­сил на дух. И тогда мне при­шлось при­ду­мать ему сце­ну, где он сто­ит у зер­ка­ла в ките­ле и про­из­но­сит при­мер­но такой текст:
— Вот, Шарапов, моя домаш­няя одеж­да, вро­де пижа­мы.
— Почему? — спра­ши­ва­ет Шарапов.
— Да пото­му что нико­гда не носил, да, навер­ное и носить не при­дет­ся.

034
Из вос­по­ми­на­ний Л. Перфилова: «Почему лег­ко было играть в этом филь­ме? Потому что Слава давал нам воз­мож­ность поим­про­ви­зи­ро­вать. Он ино­гда при­хо­дил и гово­рил: «Я не знаю, как это сни­мать. Давайте, попро­буй­те, ребя­та». И мы все начи­на­ли про­бо­вать, пред­ла­гать ему чего-​то такое, то есть он нас как бы раз­ми­нал, раз­ми­нал, раз­ми­нал… А потом гово­рил: «А сни­мать, ребят­ки, будем вот так. Приготовились». Всегда спо­кой­ный такой…»

035
Из вос­по­ми­на­ний Л. Перфилова: «Первый раз режис­сер­ская коман­да «Мотор!» на съем­ках сери­а­ла «Место встре­чи изме­нить нель­зя» про­зву­ча­ла в слав­ном горо­де Одессе, в Парке куль­ту­ры и отды­ха… Из-​за отсут­ствия вен­ти­ля­ции в бильярд­ной курить нель­зя было, и нам пери­о­ди­че­ски предо­став­ля­ли пят­на­дца­ти­ми­нут­ный пере­рыв. Выйдя на воз­дух в один из таких пере­ры­вов, я уви­дел сто­я­щих непо­да­ле­ку Марину Влади с какой— то жен­щи­ной.
Мы веж­ли­во поздо­ро­ва­лись, улыб­ну­лись друг дру­гу, и я, есте­ствен­но, решил вер­нуть­ся позвать Высоцкого. Но он появил­ся в две­рях сам, уви­дел Марину и, вме­сто того, что­бы бро­сить­ся к ней, уйти вме­сте от посто­рон­них глаз… затан­це­вал на крыль­це бильярд­ной. Это был какой-​то непо­нят­ный, сум­бур­ный, радост­ный танец, похо­жий и на «цыга­ноч­ку», и на «яблоч­ко», с чечет­кой, кри­ка­ми какими-​то вос­тор­жен­ны­ми вос­кли­ца­ни­я­ми. Марина Влади улыб­ну­лась. А я с любо­пыт­ством ждал — что же даль­ше? А Высоцкий эффект­но закон­чил танец, широ­ко рас­ки­нул руки, засме­ял­ся и… ушел в бильярд­ную. Марина Влади и ее спут­ни­ца пошли к бли­жай­шей ска­мей­ке, сели, о чем-​то тихо заго­во­ри­ли…»

036
…Помните, Куравлёв с Высоцким игра­ют в бил­ли­ард… Обаяние Куравлева дей­ству­ет без­от­каз­но, одна его улыб­ка доро­го­го сто­ит. Но режис­се­ру хоте­лось, что­бы он сыг­рал не про­сто оба­я­тель­но­го вора, а «вора в законе», с блат­ны­ми повад­ка­ми и соот­вет­ству­ю­щим говор­ком. Куравлев, репе­ти­руя, необыч­но задви­гал­ся, необыч­но заго­во­рил, изме­нил поход­ку,
«завы­дрю­чи­вал­ся»… Это было и смеш­но, и груст­но, похо­же и непо­хо­же. И тут Высоцкий неожи­дан­но для всех сым­про­ви­зи­ро­вал. Он заго­во­рил с таки­ми точ­ны­ми блат­ны­ми инто­на­ци­я­ми, выра­зи­тель­но задви­гал­ся… Он не при­ки­ды­вал­ся, не играл. Все рас­сме­я­лись, Л.Куравлев гром­че всех. — Можно сни­мать! — ска­зал он, — я готов. И сце­на была сня­та на одном дыха­нии, схо­ду, по-​деловому и весе­ло. Два талант­ли­вых чело­ве­ка встре­ти­лись в рабо­те и оста­лись доволь­ны друг дру­гом. Высоцкий был тем камер­то­ном, све­ря­ясь с кото­рым, одни зву­ча­ли в уни­сон, дру­гие фаль­ши­ви­ли…

4bd1015429e3
В интер­вью Садальский рас­ска­зал:
— У вас десят­ки ролей в кино, но мно­гие ассо­ци­и­ру­ют вас с ролью Кирпича в филь­ме «Место встре­чи изме­нить нель­зя». Как вы к это­му отно­си­тесь?
— После этой роли мно­гие режис­се­ры смот­ре­ли на меня исклю­чи­тель­но через ее приз­му и пред­ла­га­ли играть соот­вет­ству­ю­щих пер­со­на­жей. Помню, Рязанов мне ска­зал: «Если бы «Место встре­чи» уви­дел рань­ше, на роль гуса­ра Плетнева тебя бы не взял». Но с дру­гой сто­ро­ны я пони­маю, что у каж­до­го арти­ста есть свой Чапаев, своя Гуттиэра, как у Вертинской. А ведь у нее были и дру­гие заме­ча­тель­ные роли, напри­мер, Мона в «Безымянной звез­де», и все же она до сих пор оста­ет­ся Гуттиэре из филь­ма «Человек-​амфибия».

Журналист Ф. Раззаков пишет: «Наверняка, мно­гим запом­нил­ся бле­стя­щий дуэт, кото­рый изоб­ра­зи­ли на экране Высоцкий и Садальский. Поначалу дуэ­та не полу­ча­лось; Садальский никак не мог най­ти ключ к роли, нуж­ную инто­на­цию и впи­сать­ся в эпи­зод. И тут ему на помощь при­шел Высоцкий. Видя, как вол­ну­ет­ся моло­дой артист, он посо­ве­то­вал ему най­ти для сво­е­го героя какую-​нибудь отли­чи­тель­ную чер­ту, осо­бен­ность. Например — шепе­ля­вость. И что­бы акте­ру было понят­но, о чем идет речь, Владимир Семенович пря­мо на съе­моч­ной пло­щад­ке изоб­ра­зил неко­е­го шепе­ля­во­го парень­ка, виден­но­го им в дале­ком дет­стве. Так и появи­лось то зна­ме­ни­тое, садаль­ское: «Коселек, косе­лек.. ха- ха! Какой есе косе­лек?..»

037
В. Высоцкий: «По пово­ду кар­ти­ны «Место встре­чи изме­нить нель­зя» я не буду давать интер­вью. И не пото­му, что мне нече­го сказать…Этот фильм мы дела­ли с дру­зья­ми, кла­ном. Я полу­чил удо­воль­ствие от рабо­ты, не то что­бы удо­воль­ствие, а купал­ся в неко­то­рых момен­тах роли. И боль­ше ниче­го не ска­жу»

038
Фильм был завер­шен в 1979 году и впер­вые пока­зан на День мили­ции, собрав мил­ли­он­ные ауди­то­рии. Отмечалось, что во вре­мя его после­ду­ю­щих пока­зов сни­жал­ся… рас­ход ком­му­наль­ной воды.

039
Но несмот­ря на все­об­щее при­зна­ние, сери­ал не полу­чил наград. Лишь министр внут­рен­них дел СССР вру­чил его созда­те­лям почет­ные гра­мо­ты. А за Жеглова Владимир Высоцкий посмерт­но удо­сто­ен Государственной пре­мии СССР 1987 года.

040
На сле­ду­ю­щее утро после окон­ча­ния съе­мок «Места встре­чи» в квар­ти­ре бра­тьев Вайнеров появил­ся Высоцкий: – Знаете, брат­цы, о чем я поду­мал сего­дня утром: вы не име­е­те ника­ко­го рим­ско­го пра­ва бро­сать Жеглова. – А ты не мог поду­мать об этом днем, и дать нам поспать?
– Не мог. Надо спе­шить. Авторы поня­ли это так: Высоцкий име­ет в виду, что про­дол­же­ние сле­ду­ет сни­мать по горя­чим сле­дам. Но, похо­же, Высоцкий чув­ство­вал совсем дру­гое, ведь он при­шел не с отвле­чен­ным пред­ло­же­ни­ем, а с хоро­шо раз­ра­бо­тан­ной сюжет­ной лини­ей вто­ро­го шести­се­рий­но­го филь­ма «Место встре­чи». Он спе­шил. Через неко­то­рое вре­мя на сто­ле авто­ров сце­на­рия появи­лась пап­ка, на кото­рой зна­чи­лось — «Эра мило­сер­дия. Продолжение». Увы, про­дол­же­ние сле­ду­ет не все­гда. В самый раз­гар рабо­ты при­шла горест­ная весть: Владимира Семёновича Высоцкого не ста­ло. Никакого дру­го­го Жеглова быть не мог­ло. Эта пап­ка боль­ше нико­гда не откры­ва­лась, несмот­ря на мно­го­чис­лен­ные слу­хи о съём­ках про­дол­же­ния кар­ти­ны. Недавно Говорухин жест­ко обру­бил раз­го­во­ры на эту тему: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем про­дол­жать?».

1

2

4

22

28.1

28a

488ac0b21c02

839da5ec75cf539a03026f51702c46d1

1978_05_1979_Mesto_vstrechi_38

1978_МВИН

3008187abc99651845f61a3792b6ba0c

a9ea437aae0a

b9a54c889ddc3ba340f7414028f0a755

c3fc52030a7e

d34f4807de8e

f25575b97578

fd68834170d2

006

011

014

019

020
При под­го­тов­ке пуб­ли­ка­ции исполь­зо­ва­лись мате­ри­а­лы сай­тов http://vysotsky.ws, http://ussr-kruto.ru, http://1001material.ru

Источник: dubikvit.livejournal.com