– К своей работе я отношусь философски! – говорит Евгений. – Научиться хорошо водить автомобиль не так-то просто. Опытные водители подтвердят, что мастерство приходит только с годами. А на начальном этапе главное тут – терпение, прилежность и некоторая находчивость, причем, как с моей стороны, так и со стороны курсантов.
Присоединившись к процессу автообучения утром, до конца рабочего дня я посмотрел и по-своему оценил вождение пяти начинающих водителей. Программа обучения в автошколе отводит на практическое обучение вождению 38 часов плюс выпускной и итоговый экзамены в ГАИ.
По словам инструктора, большинство курсантов до автошколы уже пробовали «покрутить баранку». Сейчас вождению учится много женщин, их даже большинство.
– Женщины ездят более осторожно, чем мужчины, аккуратно. Хотя мужчинам вождение чаще дано от природы – с этим не спорю, – рассуждает начинающий автомобилист Таисия. – Муж мне показывал основные моменты, но в его машине автоматическая коробка передач, поэтому там все легко.
Наталья приезжает на учебу в автошколу из деревни Комсомольск.
– Ездить пробовала пару раз с мужем на его «девятке», давал проехать в лесу.
– А что, – спрашиваю, – самое страшное в вождении авто?
– В городе – это большое движение, конечно. И пешеходы.
– В идеале все участники дорожного движения должны ездить и ходить по правилам, – говорит Евгений. – Но все равно у каждого свои «тараканы» в голове. Есть такое правило трех «д» – дай дорогу дураку! Но таким девизом на дороге лучше не пользоваться. Я учу студентов вежливости на дороге, уважению к другим водителям и пешеходам, и пока они ездят со мной на учебной машине – все под контролем. А вот что происходит с только получившим заветную «корочку» молодым водителем, когда он садится за руль уже один, – этого никто не знает, – улыбается инструктор.
И впрямь, на дороге, как и в жизни: относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе. Злость порождает злость. Жизненное правило действует.
…Тем временем мы находимся на автодроме. Здесь еще два учебных авто: курсанты отрабатывают базовые навыки вождения: въезд в виртуальный гараж, так называемая диагональная парковка, разворот в ограниченном пространстве, подъем на горку.
– Женя, ну не получается у меня этот «гараж», я, как тундра! – поздно выкрутив руль и не попав в границы гаража, жалуется Таисия. – Я вот думаю, почему я под старость пошла учиться?! Вроде уже и соображаю, куда подкрутить руль надо, но что-то не особо у меня получается.
Учеба в автошколе продолжается около четырех месяцев. Размер оплаты в разных школах варьируется.
– Я учусь с осени, – рассказывает жительница Комсомольска Наталья. За учебу заплатила почти 800 тысяч, еще 160 тысяч – за бензин. Учиться стараюсь, ведь учусь для себя, не зря же деньги отдавать. У нас в группе 21 человек, и большинство женщин и девушек. Мужчинам проще, они только школу закончат – уже с правами.
– Раньше мальчики могли получить права в УПК.
– Но сейчас-то такого нет! А я бы с удовольствием отучила своего ребенка еще в школе. В деревне ведь как: здесь ездят все и с самого детства. У нас в этом году полгода клуб не работал, так вся молодежь на дискотеку ездила в соседнюю деревню. Кто на чем – но все едут. А как по-другому? Папа с мамой не повезет же! А пешком не дойдешь…
И впрямь, вот они – первые в жизни человека «вынужденные» нарушения. Ни для кого не секрет, что почти все деревенские мальчишки – хорошие водители. Еще бы! Кто из городских детей еще в детстве может научиться управлять трактором или каким-нибудь мотоблоком? Вот и ездит молодежь без прав… И все это знают, и вину за такую ситуацию категорично вешать на сотрудников ГАИ нельзя.
По программе обучения курсанты должны отрабатывать вождение и в городе: как на главных улицах, так и на второстепенных.
– Нельзя сказать, что студенты боятся ездить по оживленной Советской, но здесь, само собой, нужно быть особенно внимательным и осторожным, – рассказывает Евгений. – Много дорожных знаков, светофоры, перекрестки, дорожная разметка, пешеходные переходы. Контролировать нужно все!
Еще один сложный момент для курсантов в движении по городу – это тронуться с места. Пытаясь начать движение со светофора, можно застрять здесь на несколько минут. Один раз не получилось тронуться – машина заглохла, нужно время ее завести, а сзади уже собралась колонна нетерпеливых матерых водил, которые совсем не хотят войти в положение курсанта и вспомнить себя за рулем учебного автомобиля. Пока суть да дело – светофор опять загорается красным. Вторая попытка…
– Инструктору по вождению нужно платить зарплату побольше, – считает мой собеседник. – За один час работы я получаю всего 4 тысячи рублей.
Согласен, финансовая мотивация инструктора по вождению, как, впрочем, и любого другого специалиста, должна быть высокой. Ведь на нем лежит как краткосрочная ответственность – никуда не въехать во время обучения, так и долгосрочная – научить человека ездить.
Так в чем же кроются причины нарушения ПДД? Кто виноват в автоавариях? Сам Евгений, как и большинство его курсантов, уверен: в культуре вождения. Не помогут никакие штрафы и санкции со стороны ГАИ, если водитель изначально садится за руль не в позитивном настрое.
Поддерживает такую точку зрения и старший инспектор ДПС ГАИ Валерий Фурс.
– Как только молодые водители получают права, нарушений у них не много, – рассказывает Валерий Павлович, – они ездят достаточно аккуратно. А через 2–3 года многие начинают чувствовать себя профессионалами – начинаются превышения скорости, не пристегнутые ремни безопасности, алкоголь. Пару лет назад у меня был случай: человек утром получил удостоверение, а вечером я его поймал за рулем выпившим. Бывает и такое.
Проведя в учебной машине целый день, понаблюдав за преподавателем и его учениками, примерил профессию инструктора по вождению и на себя. Работа, вне всякого сомнения, нужная и ответственная, но очень напряженная, прежде всего, эмоционально. Говорят, нелегкий труд у водителей, «крутящих баранку» с утра до вечера каждый день. Но работа инструктора сложна вдвойне.
– Будьте вежливыми на дороге! – наставляет своих курсантов Евгений. – И всегда помните, что, проехав на красный свет, можно покинуть белый…
Вождению учился Егор Дудкин