На чте­ние: 0.3 mintue
На автодроме: заезд в гараж - сложный маневрРазличного рода авто­мо­биль­ные ава­рии слу­ча­ют­ся в нашем рай­оне доста­точ­но часто. Для кого-​то это про­сто рядо­вая ста­ти­сти­ка, для дру­гих – непри­ят­ность, поте­ря денег и тра­та нер­вов. В худ­шем слу­чае, цена ошиб­ки на доро­ге – чело­ве­че­ская жизнь. А основ­ная фигу­ра на доро­ге – води­тель! Известно, что сотруд­ни­ка­ми ГАИ регу­ляр­но задер­жи­ва­ет­ся при­лич­ное коли­че­ство води­те­лей, управ­ля­ю­щих авто в нетрез­вом виде. Только в тече­ние янва­ря это­го года в Речице и рай­оне был задер­жан 41 води­тель из чис­ла выпив­ших n‑е коли­че­ство спирт­но­го и сев­ших после это­го за руль. А за весь про­шлый год – 483. Но нару­ша­ют води­те­ли не толь­ко этот пункт Правил дорож­но­го дви­же­ния. Превышение ско­ро­сти, пере­се­че­ние двой­ной сплош­ной линии раз­мет­ки, не при­стег­ну­тый ремень без­опас­но­сти – все это и не толь­ко – при­чи­ны серьез­ных и не очень ДТП. Кто вино­ват и что делать? Продолжая руб­ри­ку нашей газе­ты «Один день с…», отве­ты на эти и дру­гие «води­тель­ские» вопро­сы кор­ре­спон­дент «Т‑и» искал у инструк­то­ра по вожде­нию авто­мо­би­ля одной из авто­школ наше­го горо­да Евгения и курсантов-водителей. 

– К сво­ей рабо­те я отно­шусь фило­соф­ски! – гово­рит Евгений. – Научиться хоро­шо водить авто­мо­биль не так-​то про­сто. Опытные води­те­ли под­твер­дят, что мастер­ство при­хо­дит толь­ко с года­ми. А на началь­ном эта­пе глав­ное тут – тер­пе­ние, при­леж­ность и неко­то­рая наход­чи­вость, при­чем, как с моей сто­ро­ны, так и со сто­ро­ны курсантов.
Присоединившись к про­цес­су авто­обу­че­ния утром, до кон­ца рабо­че­го дня я посмот­рел и по-​своему оце­нил вожде­ние пяти начи­на­ю­щих води­те­лей. Программа обу­че­ния в авто­шко­ле отво­дит на прак­ти­че­ское обу­че­ние вожде­нию 38 часов плюс выпуск­ной и ито­го­вый экза­ме­ны в ГАИ.
По сло­вам инструк­то­ра, боль­шин­ство кур­сан­тов до авто­шко­лы уже про­бо­ва­ли «покру­тить баран­ку». Сейчас вожде­нию учит­ся мно­го жен­щин, их даже большинство.
– Женщины ездят более осто­рож­но, чем муж­чи­ны, акку­рат­но. Хотя муж­чи­нам вожде­ние чаще дано от при­ро­ды – с этим не спо­рю, – рас­суж­да­ет начи­на­ю­щий авто­мо­би­лист Таисия. – Муж мне пока­зы­вал основ­ные момен­ты, но в его машине авто­ма­ти­че­ская короб­ка пере­дач, поэто­му там все легко.
Наталья при­ез­жа­ет на уче­бу в авто­шко­лу из дерев­ни Комсомольск.
– Ездить про­бо­ва­ла пару раз с мужем на его «девят­ке», давал про­ехать в лесу.
– А что, – спра­ши­ваю, – самое страш­ное в вожде­нии авто?
– В горо­де – это боль­шое дви­же­ние, конеч­но. И пешеходы.
– В иде­а­ле все участ­ни­ки дорож­но­го дви­же­ния долж­ны ездить и ходить по пра­ви­лам, – гово­рит Евгений. – Но все рав­но у каж­до­го свои «тара­ка­ны» в голо­ве. Есть такое пра­ви­ло трех «д» – дай доро­гу дура­ку! Но таким деви­зом на доро­ге луч­ше не поль­зо­вать­ся. Я учу сту­ден­тов веж­ли­во­сти на доро­ге, ува­же­нию к дру­гим води­те­лям и пеше­хо­дам, и пока они ездят со мной на учеб­ной машине – все под кон­тро­лем. А вот что про­ис­хо­дит с толь­ко полу­чив­шим завет­ную «короч­ку» моло­дым води­те­лем, когда он садит­ся за руль уже один, – это­го никто не зна­ет, – улы­ба­ет­ся инструктор.
И впрямь, на доро­ге, как и в жиз­ни: отно­сись к людям так, как ты бы хотел, что­бы они отно­си­лись к тебе. Злость порож­да­ет злость. Жизненное пра­ви­ло действует.
…Тем вре­ме­нем мы нахо­дим­ся на авто­дро­ме. Здесь еще два учеб­ных авто: кур­сан­ты отра­ба­ты­ва­ют базо­вые навы­ки вожде­ния: въезд в вир­ту­аль­ный гараж, так назы­ва­е­мая диа­го­наль­ная пар­ков­ка, раз­во­рот в огра­ни­чен­ном про­стран­стве, подъ­ем на горку.
– Женя, ну не полу­ча­ет­ся у меня этот «гараж», я, как тунд­ра! – позд­но выкру­тив руль и не попав в гра­ни­цы гара­жа, жалу­ет­ся Таисия. – Я вот думаю, поче­му я под ста­рость пошла учить­ся?! Вроде уже и сооб­ра­жаю, куда под­кру­тить руль надо, но что-​то не осо­бо у меня получается.
Учеба в авто­шко­ле про­дол­жа­ет­ся око­ло четы­рех меся­цев. Размер опла­ты в раз­ных шко­лах варьируется.
– Я учусь с осе­ни, – рас­ска­зы­ва­ет житель­ни­ца Комсомольска Наталья. За уче­бу запла­ти­ла почти 800 тысяч, еще 160 тысяч – за бен­зин. Учиться ста­ра­юсь, ведь учусь для себя, не зря же день­ги отда­вать. У нас в груп­пе 21 чело­век, и боль­шин­ство жен­щин и деву­шек. Мужчинам про­ще, они толь­ко шко­лу закон­чат – уже с правами.
– Раньше маль­чи­ки мог­ли полу­чить пра­ва в УПК.
– Но сейчас-​то тако­го нет! А я бы с удо­воль­стви­ем отучи­ла сво­е­го ребен­ка еще в шко­ле. В деревне ведь как: здесь ездят все и с само­го дет­ства. У нас в этом году пол­го­да клуб не рабо­тал, так вся моло­дежь на дис­ко­те­ку езди­ла в сосед­нюю дерев­ню. Кто на чем – но все едут. А как по-​другому? Папа с мамой не пове­зет же! А пеш­ком не дойдешь…
И впрямь, вот они – пер­вые в жиз­ни чело­ве­ка «вынуж­ден­ные» нару­ше­ния. Ни для кого не сек­рет, что почти все дере­вен­ские маль­чиш­ки – хоро­шие води­те­ли. Еще бы! Кто из город­ских детей еще в дет­стве может научить­ся управ­лять трак­то­ром или каким-​нибудь мото­бло­ком? Вот и ездит моло­дежь без прав… И все это зна­ют, и вину за такую ситу­а­цию кате­го­рич­но вешать на сотруд­ни­ков ГАИ нельзя.
По про­грам­ме обу­че­ния кур­сан­ты долж­ны отра­ба­ты­вать вожде­ние и в горо­де: как на глав­ных ули­цах, так и на второстепенных.
– Нельзя ска­зать, что сту­ден­ты боят­ся ездить по ожив­лен­ной Советской, но здесь, само собой, нуж­но быть осо­бен­но вни­ма­тель­ным и осто­рож­ным, – рас­ска­зы­ва­ет Евгений. – Много дорож­ных зна­ков, све­то­фо­ры, пере­крест­ки, дорож­ная раз­мет­ка, пеше­ход­ные пере­хо­ды. Контролировать нуж­но все!
Еще один слож­ный момент для кур­сан­тов в дви­же­нии по горо­ду – это тро­нуть­ся с места. Пытаясь начать дви­же­ние со све­то­фо­ра, мож­но застрять здесь на несколь­ко минут. Один раз не полу­чи­лось тро­нуть­ся – маши­на заглох­ла, нуж­но вре­мя ее заве­сти, а сза­ди уже собра­лась колон­на нетер­пе­ли­вых мате­рых водил, кото­рые совсем не хотят вой­ти в поло­же­ние кур­сан­та и вспом­нить себя за рулем учеб­но­го авто­мо­би­ля. Пока суть да дело – све­то­фор опять заго­ра­ет­ся крас­ным. Вторая попытка…
– Инструктору по вожде­нию нуж­но пла­тить зар­пла­ту поболь­ше, – счи­та­ет мой собе­сед­ник. – За один час рабо­ты я полу­чаю все­го 4 тыся­чи рублей.
Согласен, финан­со­вая моти­ва­ция инструк­то­ра по вожде­нию, как, впро­чем, и любо­го дру­го­го спе­ци­а­ли­ста, долж­на быть высо­кой. Ведь на нем лежит как крат­ко­сроч­ная ответ­ствен­ность – нику­да не въе­хать во вре­мя обу­че­ния, так и дол­го­сроч­ная – научить чело­ве­ка ездить.
Так в чем же кро­ют­ся при­чи­ны нару­ше­ния ПДД? Кто вино­ват в авто­ава­ри­ях? Сам Евгений, как и боль­шин­ство его кур­сан­тов, уве­рен: в куль­ту­ре вожде­ния. Не помо­гут ника­кие штра­фы и санк­ции со сто­ро­ны ГАИ, если води­тель изна­чаль­но садит­ся за руль не в пози­тив­ном настрое.
Поддерживает такую точ­ку зре­ния и стар­ший инспек­тор ДПС ГАИ Валерий Фурс.
– Как толь­ко моло­дые води­те­ли полу­ча­ют пра­ва, нару­ше­ний у них не мно­го, – рас­ска­зы­ва­ет Валерий Павлович, – они ездят доста­точ­но акку­рат­но. А через 2–3 года мно­гие начи­на­ют чув­ство­вать себя про­фес­си­о­на­ла­ми – начи­на­ют­ся пре­вы­ше­ния ско­ро­сти, не при­стег­ну­тые рем­ни без­опас­но­сти, алко­голь. Пару лет назад у меня был слу­чай: чело­век утром полу­чил удо­сто­ве­ре­ние, а вече­ром я его пой­мал за рулем выпив­шим. Бывает и такое.
Проведя в учеб­ной машине целый день, пона­блю­дав за пре­по­да­ва­те­лем и его уче­ни­ка­ми, при­ме­рил про­фес­сию инструк­то­ра по вожде­нию и на себя. Работа, вне вся­ко­го сомне­ния, нуж­ная и ответ­ствен­ная, но очень напря­жен­ная, преж­де все­го, эмо­ци­о­наль­но. Говорят, нелег­кий труд у води­те­лей, «кру­тя­щих баран­ку» с утра до вече­ра каж­дый день. Но рабо­та инструк­то­ра слож­на вдвойне.
– Будьте веж­ли­вы­ми на доро­ге! – настав­ля­ет сво­их кур­сан­тов Евгений. – И все­гда помни­те, что, про­ехав на крас­ный свет, мож­но поки­нуть белый…
Вождению учил­ся Егор Дудкин

admin
Author: admin