20 лучших психологических триллеров
Ускоряемся вместе
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

20 лучших психологических триллеров

Психологический трил­лер – это жест­кое и захва­ты­ва­ю­щее кино, зна­чи­тель­ная часть увле­ка­тель­но­сти кото­ро­го созда­ет­ся за счет иссле­до­ва­ния пси­хо­ло­гии основ­ных пер­со­на­жей. Кто боль­ше всех пре­успел в этом жан­ре? Порталом Film.ru состав­лен хит-​парад из два­дца­ти луч­ших пси­хо­ло­ги­че­ских трил­ле­ров миро­во­го кино.
20 лучших психологических триллеров (21 фото) кино, фильм

20. «Стальная бабочка» (2012)

Советское кино пси­хо­ло­ги­че­ски­ми трил­ле­ра­ми не увле­ка­лось, и рос­сий­ское кино тоже не может похва­стать­ся мастер­ством в этом жан­ре. Тем не менее мы все же нашли один заме­ча­тель­ный оте­че­ствен­ный фильм, достой­ный наше­го хит-​парада. Это кар­ти­на Рената Давлетьярова об охо­те на манья­ка, кото­рый уби­ва­ет несо­вер­шен­но­лет­них дево­чек. Так как поли­ция не может най­ти пре­ступ­ни­ка с помо­щью ана­ли­за улик, она ловит зло­дея «на жив­ца», при­вле­кая в каче­стве нажив­ки девушку-​беспризорницу с гово­ря­щим про­зви­щем Чума. Однако геро­и­ня Дарьи Мельниковой ока­зы­ва­ет­ся более непред­ска­зу­е­мой, чем маньяк, и про­стая поли­цей­ская опе­ра­ция завя­зы­ва­ет­ся слож­ней­шим пси­хо­ло­ги­че­ским узлом.

19. «Леденец/​ Hard Candy» (2005)

В отли­чие от тре­тье­го филь­ма цик­ла «Сумерки», «Леденец» – насто­я­щее укра­ше­ние корот­кой филь­мо­гра­фии режис­се­ра Дэвида Слейда. Это камер­ная, но исклю­чи­тель­но напря­жен­ная лен­та о фото­гра­фе, кото­ро­му его несо­вер­шен­но­лет­няя модель под­сы­па­ет в кок­тейль сно­твор­ное. Когда муж­чи­на при­хо­дит в себя, он ока­зы­ва­ет­ся при­вя­зан­ным к сту­лу. Девушка обви­ня­ет его в педо­фи­лии, изна­си­ло­ва­нии и убий­стве, а герой пыта­ет­ся дока­зать, что не дела­ет ниче­го пло­хо­го. Кто из них бли­же к истине? Ответ на этот вопрос мож­но узнать лишь в самом кон­це лен­ты. Главные роли в «Леденце» сыг­ра­ли Патрик Уилсон и Эллен Пейдж, в то вре­мя начи­на­ю­щая, но уже яркая звезда.

18. «Истинная грусть/​ Pafekuto Buru» (1998)

Мультфильм в хит-​параде пси­хо­ло­ги­че­ских трил­ле­ров?! Да, без­вре­мен­но ушед­ший от нас япон­ский ани­ма­тор Сатоси Кон был масте­ром рисо­ван­но­го кино для взрос­лых, и его дебют­ная лен­та заста­ви­ла весь мир гово­рить о его талан­те. В «Истинной гру­сти» речь идет о моло­дой поп-​звезде, кото­рая ухо­дит из под­рост­ко­вой музы­ки, что­бы стать серьез­ной актри­сой. Однако поклон­ни­ки видят в этом реше­нии пре­да­тель­ство, да и сама Мима до кон­ца не уве­ре­на, что посту­па­ет пра­виль­но. Когда же люди вокруг нее начи­на­ют поги­бать от рук манья­ка, Миме ста­но­вит­ся труд­но отли­чать иллю­зии от реаль­но­сти, и она подо­зре­ва­ет, что сама совер­ша­ет убийства.

17. «Эксперимент/​ Das Experiment» (2001)

До того как снять про­слав­лен­ный «Бункер», немец­кий режис­сер Оливер Хиршбигель создал еще более силь­ное кино, осно­ван­ное на зна­ме­ни­том Стэнфордском тюрем­ном экс­пе­ри­мен­те. Суть это­го экс­пе­ри­мен­та заклю­ча­лась в том, что его участ­ни­ки были слу­чай­ным обра­зом раз­де­ле­ны на две груп­пы – «тюрем­щи­ков» и «заклю­чен­ных». Хотя участ­ни­ки экс­пе­ри­мен­та при­над­ле­жа­ли к одной соци­аль­ной кате­го­рии и сре­ди них не было пси­хи­че­ски боль­ных и склон­ных к агрес­сии, они все­го за несколь­ко дней так точ­но вос­про­из­ве­ли бес­че­ло­веч­ные тюрем­ные поряд­ки, что экс­пе­ри­мент при­шлось пре­рвать. В филь­ме Хиршбигеля дей­ствие раз­ви­ва­ет­ся сход­ным, но еще более жест­ким обра­зом, и экс­пе­ри­мент пол­но­стью выхо­дит из-​под кон­тро­ля. Главную роль в кар­тине испол­нил Мориц Бляйбтрой.

16. «Профессионал/​ Le professionnel» (1981)

В США «Профессионалом» назы­ва­ют дру­гую зна­ме­ни­тую фран­цуз­скую поста­нов­ку, но мы в России зна­ем, что насто­я­щий «Профессионал» – это фильм Жоржа Лотнера с боже­ствен­ной музы­кой Эннио Морриконе. Мэтр раз­вле­ка­тель­но­го фран­цуз­ско­го кино Жан-​Поль Бельмондо бли­ста­тель­но сыг­рал фран­цуз­ско­го тай­но­го аген­та, кото­рый воз­вра­ща­ет­ся на роди­ну после побе­га из ино­стран­ной тюрь­мы, где он ока­зал­ся, пото­му что его пре­да­ли началь­ни­ки. Как насто­я­щий про­фес­си­о­нал, герой объ­яв­ля­ет, что выпол­нит неко­гда дан­ное ему зада­ние и убьет афри­кан­ско­го лиде­ра, кото­рый преж­де был неуго­ден Франции. Теперь, одна­ко, поли­тик дру­жит с фран­цуз­ски­ми вла­стя­ми, и те объ­яв­ля­ют охо­ту на героя Бельмондо.

15. «Рай и ад/​ Tengoku to jigoku» (1963)

«Рай и ад» ред­ко при­чис­ля­ют к шедев­рам япон­ско­го масте­ра Акиры Куросавы, но лишь пото­му, что Куросава создал столь­ко заме­ча­тель­ных лент, что все их не удер­жишь в памя­ти. «Рай и ад» дей­стви­тель­но сла­бее, чем «Семь саму­ра­ев» или «Ран (сму­та)», но в сво­ем жан­ре это вели­ко­леп­ное полот­но. В филь­ме речь идет о состо­я­тель­ном биз­не­смене, кото­рый собрал все свои сред­ства, что­бы полу­чить пол­ный кон­троль над сво­ей ком­па­ни­ей и гаран­ти­ро­вать, что совла­дель­цы не опо­зо­рят года­ми созда­вав­ший­ся бренд. Внезапно от героя тре­бу­ют, что­бы он запла­тил огром­ный выкуп за похи­щен­но­го сына. Сперва биз­нес­мен дума­ет, что его разыг­ры­ва­ют, пото­му что маль­чик игра­ет непо­да­ле­ку, но затем выяс­ня­ет­ся, что зло­дей по ошиб­ке похи­тил сына шофе­ра. Откажется ли пред­при­ни­ма­тель от дела всей жиз­ни, что­бы спа­сти чужо­го ребен­ка? Главную роль в филь­ме испол­нил Тосиро Мифуне, люби­мый актер Куросавы.

14. «Тайна в его глазах/​ El secreto de sus ojos» (2008)

Аргентинская кине­ма­то­гра­фия не слиш­ком извест­на, но она может порож­дать заме­ча­тель­ные поста­нов­ки. Фильм Хуана Хосе Кампанельи, напри­мер, был удо­сто­ен «Оскара» в кате­го­рии «луч­шее кино на ино­стран­ном язы­ке», хотя гол­ли­вуд­ская Киноакадемия ред­ко награж­да­ет этим при­зом жан­ро­вые кар­ти­ны. «Тайна в его гла­зах» рас­ска­зы­ва­ла о поли­цей­ской охо­те на насиль­ни­ка и убий­цу в те годы, когда арген­тин­ские спец­служ­бы исполь­зо­ва­ли пре­ступ­ни­ков для рас­пра­вы с неугод­ны­ми людь­ми. У филь­ма есть непло­хой гол­ли­вуд­ский ремейк «Тайна в их гла­зах», но он не настоль­ко хорош, что­бы затмить пре­вос­ход­ный оригинал.

13. «Разговор/​ The Conversation» (1974)

«Разговор» в 1975 году про­иг­рал бит­ву за «Оскар» в кате­го­рии «луч­ший фильм», но режис­сер кар­ти­ны не был рас­стро­ен. Ведь глав­ный гол­ли­вуд­ский приз полу­чи­ла дру­гая его лен­та – «Крестный отец 2». К сожа­ле­нию, у нас «Разговор» не так изве­стен, как про­чие полот­на Фрэнсиса Форда Копполы, но с этой лен­той сто­ит позна­ко­мить­ся, посколь­ку она вели­ко­леп­но изоб­ра­жа­ет пара­нойю чело­ве­ка, кото­рый точ­но зна­ет, что спец­служ­бы и част­ные струк­ту­ры сле­дят за мно­ги­ми аме­ри­кан­ца­ми. Джин Хэкмен сыг­рал в «Разговоре» экс­пер­та по про­слуш­ке, кото­рый пыта­ет­ся рас­шиф­ро­вать запи­сан­ную им бесе­ду. Ее неод­но­знач­ное содер­жа­ние с воз­мож­ным наме­ком на убий­ство так его муча­ет, что он схо­дит с ума от сво­их подо­зре­ний и сам ста­но­вит­ся объ­ек­том пре­сле­до­ва­ния. Фильм был удо­сто­ен «Золотой паль­мо­вой вет­ви» Каннского кинофестиваля.

12. «Скрытое/​ Cache» (2005)

Награжденная мно­же­ством меж­ду­на­род­ных при­зов кар­ти­на Михаэля Ханеке не боро­лась за «Оскар» в кате­го­рии «луч­ший фильм на ино­стран­ном язы­ке» лишь пото­му, что это австрий­ское кино на фран­цуз­ском язы­ке, а пра­ви­ла «Оскара» запре­ща­ют, что­бы стра­ну пред­став­ля­ла кар­ти­на на наре­чии, кото­рым не поль­зу­ет­ся боль­шин­ство граж­дан. «Скрытое» повест­ву­ет о муж­чине, кото­ро­го некий пре­ступ­ник пыта­ет­ся выве­сти из себя, посы­лая ему запи­си скры­тых съе­мок его семьи и пуга­ю­щие рисун­ки. Поскольку посыл­ки не содер­жат пря­мых угроз, поли­ция отка­зы­ва­ет­ся помочь герою, и он сам дока­пы­ва­ет­ся до исти­ны, для чего ему при­хо­дит­ся вспом­нить свое дав­ниш­нее про­шлое. Главную роль в филь­ме сыг­рал фран­цуз­ский актер Даниэль Отёй.

11. «Бешеные псы/​ Reservoir Dogs» (1992)

Один из силь­ней­ших дебю­тов в исто­рии миро­во­го кино, «Бешеные псы» впе­чат­ля­ют тем, что это уди­ви­тель­но силь­ная рабо­та чело­ве­ка, кото­рый не учил­ся в кино­шко­ле и осво­ил свою про­фес­сию, когда уже сидел в режис­сер­ском крес­ле. Причем Квентин Тарантино не толь­ко поста­вил, но и при­ду­мал мало­бюд­жет­ную кар­ти­ну о про­фес­си­о­наль­ных уго­лов­ни­ках, кото­рые после неудач­но­го ограб­ле­ния пыта­ют­ся понять, кто их пре­дал и выдал поли­ции. Следующий фильм Тарантино «Криминальное чти­во» стал куда более изве­стен, но куль­то­вая сла­ва «Бешеных псов» пол­но­стью заслу­же­на. Кажется, в этом никто и нико­гда не сомне­вал­ся. Главные роли в филь­ме сыг­ра­ли Харви Кейтель, Тим Рот и Майкл Мэдсен.

10. «Фарго/​ Fargo» (1996)

Очаровательная смесь пси­хо­ло­ги­че­ско­го трил­ле­ра с мрач­ной коме­ди­ей, фильм бра­тьев Коэн не осно­ван на реаль­ных собы­ти­ях, как пыта­ют­ся уве­рить зри­те­лей его тит­ры. Хотя кое-​какая связь с под­лин­ны­ми про­ис­ше­стви­я­ми в нем есть, в основ­ном это вымыш­лен­ная исто­рия о про­вин­ци­аль­ном про­дав­це авто­мо­би­лей, кото­рый орга­ни­зо­вы­ва­ет похи­ще­ние свой жены, что­бы выма­нить круп­ный выкуп у состо­я­тель­но­го и вли­я­тель­но­го тестя. Но так как герой не отли­ча­ет­ся кри­ми­наль­ной гени­аль­но­стью, его план про­ва­ли­ва­ет­ся самым эпи­че­ским обра­зом. Главные роли в кар­тине сыг­ра­ли Уильям Х. Мэйси и Фрэнсис МакДорманд.

9. «Леон/​ Leon» (1994)

Пожалуй, луч­шая кар­ти­на Люка Бессона, «Леон» рас­ска­зы­ва­ет об ита­льян­ском кил­ле­ре, кото­рый живет в бан­дит­ском рай­оне Нью-​Йорка. Герой избе­га­ет свя­зей с внеш­ним миром, пока одна­жды не спа­са­ет от смер­ти 12-​летнюю дочь тор­гов­ца нар­ко­ти­ка­ми, на кото­ро­го «наез­жа­ют» кор­рум­пи­ро­ван­ные поли­цей­ские. Пока девоч­ка стро­ит пла­ны мести зло­де­ям, убив­шим ее семью, глав­ный герой не может понять, что ему делать с реши­тель­ным ребен­ком. Ведь сам Леон тол­ком пси­хо­ло­ги­че­ски не вырос с тех пор, как осво­ил свою гряз­ную про­фес­сию и отка­зал­ся от обще­ния с людь­ми. Фильм стал дебю­том буду­щей звез­ды Натали Портман. Главную взрос­лую роль сыг­рал Жан Рено.

8. «Основной инстинкт/​ Basic Instinct» (1992)

Самый эро­тич­ный фильм наше­го хит-​парада, «Основной инстинкт» умуд­ря­ет­ся не поте­рять свой пси­хо­ло­гизм сре­ди всей той «обна­жен­ки», кото­рую для него снял гол­ланд­ский режис­сер Пол Верховен. Главный герой «Инстинкта» – поли­цей­ский детек­тив, кото­рый рас­сле­ду­ет жесто­кое убий­ство на сек­су­аль­ной поч­ве. Естественным подо­зре­ва­е­мым ока­зы­ва­ет­ся любов­ни­ца уби­то­го, кото­рая осо­бен­но не скры­ва­ет, что мог­ла совер­шить пре­ступ­ле­ние. Но чем боль­ше обсто­я­тельств ука­зы­ва­ет на ее вину, тем слож­нее ста­но­вит­ся пове­рить, что столь умная жен­щи­на мог­ла столь откро­вен­но под­ста­вить­ся… Главные роли в кар­тине испол­ни­ли Майкл Дуглас и Шэрон Стоун.

7. «Черный лебедь/​ Black Swan» (2010)

Психологический трил­лер о бале­те?! Даррен Аронофски снял самую неожи­дан­ную кар­ти­ну послед­них лет из чис­ла тех, кото­рые смог­ли стать про­кат­ны­ми хита­ми. В «Черном лебе­де» рас­ска­зы­ва­ет­ся о замкну­той и зажа­той бале­рине, полу­ча­ю­щей основ­ную, двой­ную роль в «Лебедином озе­ре». Балетмейстер не сомне­ва­ет­ся, что жен­щи­на пре­вос­ход­но стан­цу­ет Белого лебе­дя, а вот страст­ная, откро­вен­ная пар­тия Черного лебе­дя под вопро­сом. Пытаясь рас­кре­по­стить­ся, что­бы вопло­тить обе сто­ро­ны сво­е­го пер­со­на­жа, бале­ри­на ока­зы­ва­ет­ся на гра­ни поте­ри рас­суд­ка. Натали Портман полу­чи­ла «Оскар» за изоб­ра­же­ние глав­ной геро­и­ни фильма.

6. «Двойная рокировка/​ Infernal Affairs» (2002)

Голливудский ремейк под назва­ни­ем «Отступники» потес­нил из зри­тель­ской памя­ти пре­вос­ход­ное гон­конг­ское полот­но Эндрю Лау и Алана Мака, но для нас «Двойная роки­ров­ка» куда цен­нее, чем фильм, кото­рый при­нес Мартину Скорсезе дол­го­ждан­ный режис­сер­ский «Оскар». Основные пер­со­на­жи «Рокировки» – бан­дит, внед­рен­ный в поли­цей­ское управ­ле­ние, и поли­цей­ский, внед­рен­ный в бан­ду нар­ко­тор­гов­цев. Проходят годы, и судь­ба сво­дит «кро­тов» вме­сте, когда они оба ока­зы­ва­ют­ся вовле­че­ны в охо­ту на пре­да­те­лей – то есть на самих себя. Главные роли в филь­ме сыг­ра­ли гон­конг­ские звез­ды Энди Лау и Тони Люн.

5. «Семь/​ Se7en» (1995)

Преступник для поли­цей­ско­го – это не толь­ко объ­ект охо­ты, но и иску­ше­ние. Мрачнейшая лен­та Дэвида Финчера отмен­но иссле­ду­ет эту тему в исто­рии о детек­ти­вах, кото­рые рас­сле­ду­ют пре­ступ­ле­ния серий­но­го манья­ка, нака­зы­ва­ю­ще­го сво­их жертв за смерт­ные гре­хи. Полицейские мнят себя охот­ни­ка­ми, но на деле они сами явля­ют­ся дичью для зло­дея, отлич­но зна­ю­ще­го, как ими мани­пу­ли­ро­вать. После срав­ни­тель­ной неуда­чи «Чужого 3» «Семь» убе­дил зри­те­лей и кри­ти­ков, что Финчер – выда­ю­щий­ся начи­на­ю­щий поста­нов­щик, за карье­рой кото­ро­го сто­ит при­сталь­но наблюдать.

4. «Помни/​ Memento» (2000)

Как жить чело­ве­ку, кото­рый не может удер­жать в памя­ти почти ниче­го из того, что с ним про­ис­хо­дит? Насколько дей­ствия тако­го чело­ве­ка будут опре­де­лять­ся не его мыс­ля­ми, а внеш­ни­ми обсто­я­тель­ства­ми, фор­ми­ру­ю­щи­ми его оцен­ки забы­тых собы­тий? Самый ори­ги­наль­ный фильм наше­го хит-​парада, поста­нов­ка Кристофера Нолана повест­ву­ет о муж­чине, кото­рый после тяже­лой трав­мы утра­тил спо­соб­ность созда­вать дол­го­вре­мен­ные вос­по­ми­на­ния. Он пом­нит все, что было до трав­мы, но после­ду­ю­щие собы­тия в его памя­ти не задер­жи­ва­ют­ся. Тем не менее это его не оста­нав­ли­ва­ет. Он ищет того, кто вино­вен в его болез­ни и в гибе­ли его жены, и он создал для себя целую систе­му мен­таль­ных «под­по­рок», что­бы не сбить­ся с пути. Но надеж­на ли эта систе­ма? Большой вопрос… Главную роль в филь­ме испол­нил Гай Пирс.

3. «Олдбой/​ Oldboy» (2003)

Самый мощ­ный фильм за всю исто­рию южно­ко­рей­ско­го кино, кар­ти­на Пак Чхан Ука рас­ска­зы­ва­ет о муж­чине, кото­рый 15 лет про­вел в част­ной тюрь­ме, так и не узнав, поче­му его схва­ти­ли и запер­ли за решет­ку. Все эти годы герой обду­мы­вал месть и гото­вил себя к побе­гу и рас­пра­ве над теми, кто вино­вен в его бедах. Но когда герой ока­зы­ва­ет­ся на сво­бо­де, он обна­ру­жи­ва­ет, что мно­го­лет­нее заклю­че­ние было лишь пер­вым эта­пом изощ­рен­ных изде­ва­тельств, кото­рые ему пред­сто­ит пере­жить… Центрального пер­со­на­жа филь­ма сыг­рал Чхве Мин Сик.

2. «Молчание ягнят/​ The Silence of the Lambs» (1991)

Чтобы побе­дить манья­ка, охот­ник на зло­де­ев дол­жен научить­ся мыс­лить как пре­ступ­ник. Фильм Джонатана Демми изу­ча­ет этот пуга­ю­щий про­цесс на при­ме­ре моло­дой жен­щи­ны – ста­же­ра ФБР, кото­рой пору­че­но подру­жить­ся с маньяком-​каннибалом и узнать у него все, что он может ска­зать о дру­гом убий­це, с кото­рым он, воз­мож­но, пере­се­кал­ся, когда еще был на сво­бо­де. «Молчание ягнят» было не пер­вым филь­мом о Ганнибале Лектере, но имен­но эта потря­са­ю­щая, без­упреч­но стиль­ная кар­ти­на сде­ла­ла Лектера одним из самых жут­ких и оба­я­тель­ных зло­де­ев миро­во­го кино. Картина была удо­сто­е­на пяти «Оскаров». Два из них полу­чи­ли испол­ни­те­ли глав­ных ролей Джоди Фостер и Энтони Хопкинс.

1. «Головокружение/​ Vertigo» (1958)

Честно гово­ря, мы не были до кон­ца уве­ре­ны, что вышед­ший более полу­ве­ка назад фильм Альфреда Хичкока все еще заслу­жи­ва­ет места на вер­шине хит-​парада пси­хо­ло­ги­че­ских трил­ле­ров. Но когда мы его пере­смот­ре­ли, все сомне­ния отпа­ли. Это в самом деле изу­ми­тель­ное полот­но о запу­тан­ной пси­хо­ло­ги­че­ской игре, кото­рую пре­ступ­ни­ки ведут с част­ным сыщи­ком, стра­да­ю­щим от чув­ства вины, стра­ха высо­ты и при­сту­пов голо­во­кру­же­ния. Да, «Головокружение» может пока­зать­ся совре­мен­но­му зри­те­лю слиш­ком мед­ли­тель­ным. Но это неболь­шая пла­та за воз­мож­ность при­ча­стить­ся к одно­му из самых извест­ных, вли­я­тель­ных и мно­го­зна­чи­тель­ных филь­мов в исто­рии миро­во­го кинематографа.

Источник: fishki.net