«Планшет вредит, а тяжелый портфель нет?» Когда школьники могут использовать электронные книги
Речицкий РЭС информирует
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

«Планшет вредит, а тяжелый портфель нет?» Когда школьники могут использовать электронные книги

В редак­цию TUT.BY обра­ти­лась чита­тель­ни­ца Алеся, сын кото­рой учит­ся в 5 клас­се одной из школ мин­ско­го Уручья. Алеся реши­ла раз­гру­зить 5-​килограммовый порт­фель ребен­ка и зака­ча­ла в план­шет элек­трон­ные учеб­ни­ки для шести пред­ме­тов. Однако поль­зо­вать­ся план­ше­том раз­ре­ши­ла лишь одна учи­тель­ни­ца. TUT.BY разо­брал­ся, могут ли школь­ни­ки учить­ся толь­ко по элек­трон­ным учебникам.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото носит иллю­стра­тив­ный харак­тер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Электронные учеб­ни­ки пол­но­стью дуб­ли­ру­ют бумаж­ные, я ска­ча­ла их на офи­ци­аль­ном сай­те Национального инсти­ту­та обра­зо­ва­ния, и даже стра­ни­цы пол­но­стью соот­вет­ство­ва­ли бумаж­ным. Но даже после объ­яс­не­ния с дирек­то­ром нам не раз­ре­ши­ли поль­зо­вать­ся план­ше­том: мол, по сани­тар­ным нор­мам ребе­нок может поль­зо­вать­ся элек­трон­ным гад­же­том толь­ко 7−10 минут, ина­че это будет вре­дить его зре­нию. Зато носить пяти­ки­ло­грам­мо­вый порт­фель со спор­тив­ной фор­мой он может, и это не вре­дит его здо­ро­вью! Но полу­ча­ет­ся, что даже читал­ка, кото­рая, по идее, не вре­дит зре­нию и по ощу­ще­ни­ям срав­ни­ма с бума­гой, тоже отно­сит­ся к элек­трон­ным гад­же­там, — сету­ет Алеся.

Мама школь­ни­ка рас­ска­зы­ва­ет, что ее муж пред­ло­жил адми­ни­стра­ции шко­лы хра­нить бумаж­ные учеб­ни­ки в школе.

— Это не запре­ти­ли, но под­черк­ну­ли, что ответ­ствен­но­сти в этом слу­чае шко­ла за учеб­ни­ки не несет. То есть если они или спор­тив­ная фор­ма поте­ря­ют­ся, вино­ва­ты будем толь­ко мы.

При этом, гово­рит Алеся, даже для нее, взрос­лой жен­щи­ны, порт­фель сына тяжелый.

Однако не в каж­дой шко­ле так стро­го отно­сят­ся к совре­мен­ным гад­же­там. Виктория, мама 7-​классницы одной из сто­лич­ных гим­на­зий, рас­ска­за­ла, что в клас­се ее доче­ри око­ло поло­ви­ны уче­ни­ков поль­зу­ют­ся на уро­ке планшетами.

— В про­шлом году было боль­ше, но мно­гие дети игра­ли на пере­ме­нах или план­ше­ты лома­лись, поэто­му про­изо­шел есте­ствен­ный пере­ход на книж­ки, — гово­рит Виктория.

По ее сло­вам, прак­ти­че­ски все пре­по­да­ва­те­ли лояль­но отно­сят­ся к план­ше­там на уро­ках. Есть несколь­ко про­тив­ни­ков, но «пас­сив­ных»: они не одоб­ря­ют сло­жив­шей­ся ситу­а­ции, но и не про­ти­во­дей­ству­ют ей.

У доче­ри Виктории в план­шет загру­же­ны все учеб­ни­ки, кро­ме одно­го — он не нашел­ся на сай­те в элек­трон­ной вер­сии. Тем не менее девоч­ка счи­та­ет, что по бумаж­ным кни­гам учить­ся удобнее.

— Дома она рабо­та­ет с ними: лег­че искать отры­вок в прой­ден­ном мате­ри­а­ле, мож­но быст­ро про­ли­стать вперед-​назад, зало­жив нуж­ное место.

Ольга, мама пяти­класс­ни­ка дру­гой мин­ской шко­лы, рас­ска­за­ла, что поль­зо­вать­ся элек­трон­ны­ми вер­си­я­ми учеб­ни­ков им пред­ло­жи­ла сама учи­тель­ни­ца. В их шко­ле не было несколь­ких учеб­ни­ков, купить их, по сло­вам мамы, не уда­лось, в ито­ге роди­те­ли зака­ча­ли учеб­ни­ки в план­шет. В клас­се маль­чи­ка еще несколь­ко детей ходит с элек­трон­ны­ми кни­га­ми — тоже из-​за нехват­ки учеб­ни­ков. У учи­те­лей, по сло­вам Ольги, нет ника­ких претензий.

Фото digitaltrends.com
Фото носит иллю­стра­тив­ный харак­тер. Фото с сай­та digitaltrends.com

Центр гигиены и эпидемиологии: не было бы таких жестких правил, если бы дети не сидели с гаджетами все время

Завотделением гиги­е­ны детей и под­рост­ков Республиканского цен­тра гиги­е­ны и эпи­де­мио­ло­гии Алла Малахова объ­яс­ня­ет, что сле­ду­ет раз­де­лять поня­тие «элек­трон­ный учеб­ник» и «элек­трон­ная вер­сия учеб­ни­ка». Электронный учеб­ник явля­ет­ся допол­не­ни­ем к бумаж­но­му учеб­ни­ку и спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан для кон­крет­но­го пред­ме­та. Электронная вер­сия учеб­ни­ка пол­но­стью дуб­ли­ру­ет бумаж­ную вер­сию. Но в любом слу­чае элек­трон­ное изда­ние счи­та­ет­ся учеб­ным, толь­ко если там есть помет­ка «одоб­ре­но Министерством обра­зо­ва­ния». При этом элек­трон­ны­ми носи­те­ля­ми поль­зо­вать­ся не запре­ще­но, но вре­мя поль­зо­ва­ния ими огра­ни­че­но сани­тар­ны­ми нормами.

— Когда изу­ча­ли этот вопрос при состав­ле­нии норм, смот­ре­ли, сколь­ко вре­ме­ни ребе­нок про­во­дит за элек­трон­ны­ми гад­же­та­ми дома. Если пока­за­те­ли осан­ки у нас в стране улуч­ша­ют­ся, то пока­за­тель остро­ты зре­ния ухуд­ша­ет­ся. Может, никто бы так жест­ко не огра­ни­чи­вал вре­мя, если бы дети не сиде­ли с гад­же­та­ми целы­ми дня­ми вне учеб­но­го времени.

Алла Малахова так­же обра­ти­ла вни­ма­ние на реаль­ное вре­мя, кото­рое школь­ник про­во­дит за учеб­ни­ком в шко­ле. Он пишет в тет­ра­ди, смот­рит на дос­ку, а в учеб­ник лишь загля­ды­ва­ет. В ито­ге он и будет поль­зо­вать­ся элек­трон­ной кни­гой те же 5−7 минут, а не весь урок.

— Мы реко­мен­ду­ем школь­ни­кам дого­ва­ри­вать­ся и носить учеб­ни­ки по одно­му на пар­ту. Они так и дела­ют, но начи­ная со стар­ших клас­сов. Проблема тяже­лых порт­фе­лей каса­ет­ся 3−5 клас­сов: дети еще зако­но­по­слуш­ные, а учи­те­ля им про­сто не гово­рят об этом, — рас­ска­зы­ва­ет Алла Малахова.

Кроме того, спе­ци­а­лист обра­ти­ла вни­ма­ние, что элек­трон­ную кни­гу кате­го­ри­че­ски не реко­мен­ду­ет­ся исполь­зо­вать при под­го­тов­ке домаш­не­го зада­ния. А для рабо­ты на уро­ках целе­со­об­раз­но хра­нить допол­ни­тель­ный ком­плект в классе.

Но даже если речь идет об элек­трон­ной кни­ге, кото­рая, по идее, мини­ми­зи­ру­ет нагруз­ку на зре­ние и при­рав­ни­ва­ет­ся к бумаж­но­му носи­те­лю, вста­ет про­бле­ма шриф­та, гово­рит спе­ци­а­лист. По тре­бо­ва­ни­ям к элек­трон­ным учеб­ни­кам из-​за раз­ни­цы вос­при­я­тия шрифт дол­жен быть гораз­до боль­ше, чем на бумаж­ном носи­те­ле. В ска­чан­ных учеб­ни­ках никто не регу­ли­ру­ет этот момент, и учи­тель дол­жен объ­яс­нить, какой раз­мер шриф­та выставить.

Минобразования: только 4% учителей считают, что электронный учебник должен заменить бумажный

Замминистра обра­зо­ва­ния Раиса Сидоренко пояс­ни­ла, что исполь­зо­ва­ние элек­трон­ных вер­сий учеб­ни­ков в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се воз­мож­но по согла­со­ва­нию с учи­те­лем и при соблю­де­нии сани­тар­ных норм и пра­вил. Иных усло­вий нет. Статистика о том, сколь­ко школ и клас­сов учат­ся по элек­трон­ным учеб­ни­кам, не ведется.

По сани­тар­ным нор­мам, коли­че­ство заня­тий (учеб­ных и факуль­та­тив­ных) с исполь­зо­ва­ние ком­пью­те­ров, план­ше­тов, ноут­бу­ков в тече­ние учеб­но­го дня долж­но состав­лять: для уче­ни­ков 1−4 клас­сов — не более одно­го заня­тия; для уче­ни­ков 5−9 клас­сов — не более двух заня­тий; для уче­ни­ков 10−11 клас­сов — не более трех.

Плотность заня­тий с элек­трон­ны­ми гад­же­та­ми не долж­на пре­вы­шать 55% вре­ме­ни уро­ка в 1−4 клас­сах, 70% в 5−9 клас­сах и 80% в 10−11 классах.

Регламентировано так­же вре­мя, в тече­ние кото­ро­го уче­ник непре­рыв­но может смот­реть на экран план­ше­та или элек­трон­ной кни­ги. Для пер­во­кла­шек это 7 минут; для уче­ни­ков 2−4 клас­сов — 10 минут; для уче­ни­ков 5−7 клас­сов — 15 минут; для уче­ни­ков 8−11 клас­сов — 20 минут.

— Анализ миро­вой обра­зо­ва­тель­ной прак­ти­ки пока­зы­ва­ет, что боль­ший эффект дает парал­лель­ное исполь­зо­ва­ние бумаж­ных и элек­трон­ных учеб­ни­ков, допол­ня­ю­щих друг дру­га. По дан­ным рес­пуб­ли­кан­ско­го мони­то­рин­га, 68% опро­шен­ных бело­рус­ских педа­го­гов счи­та­ют, что в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се долж­ны исполь­зо­вать­ся как элек­трон­ные учеб­ни­ки, так и учеб­ни­ки на печат­ной осно­ве. И толь­ко 4% учи­те­лей счи­та­ют, что элек­трон­ный учеб­ник со вре­ме­нем дол­жен пол­но­стью заме­нить тра­ди­ци­он­ный бумаж­ный учеб­ник, — заклю­чи­ла замминистра.

Источник: news.tut.by