Сделано в России: Алмазный тяжеловоз
Речицкий РЭС информирует
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

Сделано в России: Алмазный тяжеловоз

Последнее тво­ре­ние маши­но­стро­и­тель­но­го заво­да «ТОНАР» вызва­ло нешу­точ­ный пере­по­лох в авто­мо­биль­ной сре­де. На пост­со­вет­ском про­стран­стве появи­лось транс­порт­ное сред­ство, како­го еще не было
Трехзвенный авто­по­езд, создан­ный уси­ли­я­ми под-​московных авто­стро­и­те­лей, впе­чат­ля­ет сво­и­ми харак­те­ри­сти­ка­ми. Длина новин­ки состав­ля­ет свы­ше 26 м, шири­на — более 3 м, высо­та — око­ло 5 м, гру­зо­подъ­ем­ность — 130 тонн, объ­ем кузо­ва — поряд­ка 70 кубов!
Сделано в России: Алмазный тяжеловоз авто, тяжеловоз;Алмазный, факты

Сделано в России: Алмазный тяжеловоз авто, тяжеловоз;Алмазный, факты

ОТПРАВНАЯ ТОЧКА

Кому же потре­бо­вал­ся такой гигант­ский транс­пор­тер? В России ока­зал­ся лишь один заказ­чик на подоб­ную тех­ни­ку — круп­ней­шая алма­зо­до­бы­ва­ю­щая ком­па­ния в мире «АЛРОСА». Именно ее пред­ста­ви­те­ли обра­ти­лись к руко­вод­ству «ТОНАРа» с пред­ло­же­ни­ем создать авто­по­езд для пере­воз­ки алма­зо­со­дер­жа­щей руды. Машина нуж­на для Удачнинского гор­но­обо­га­ти­тель­но­го ком­би­на­та (ГОК) — одно­го из струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний «АЛРОСА» в Западной Якутии. Комбинат ведет добы­чу алма­зов на ким­бер­ли­то­вых труб­ках «Удачная» и «Зарница», а так­же дру­гих рос­сып­ных место­рож­де­ни­ях. Руда добы­ва­ет­ся буро­взрыв­ным спо­со­бом, гру­зит­ся экс­ка­ва­то­ра­ми и погруз­чи­ка­ми, а потом достав­ля­ет­ся карьер­ны­ми само­сва­ла­ми на фаб­ри­ку №12. Наряду с откры­той добы­чей на труб­ке «Удачная» стро­ит­ся круп­ней­ший под­зем­ный руд­ник «АЛРОСА», пер­вая оче­редь кото­ро­го вве­де­на в экс­плу­а­та­цию в 2014 году. Ввод вто­рой оче­ре­ди пла­ни­ру­ет­ся в нынеш­нем году. Открытая же добы­ча завер­шит­ся в 2016 году.

Автопоезд состо­ит из седель­но­го тяга­ча и двух­звен­но­го полуприцепа

Сделано в России: Алмазный тяжеловоз авто, тяжеловоз;Алмазный, факты

Чтобы поступ­ле­ние алма­зов в каз­ну госу­дар­ства не умень­ша­лось, «АЛРОСА» обра­ти­ла свои взо­ры к Верхне-​Мунскому место­рож­де­нию, рас­по­ло­жен­но­му в 180 км от фаб­ри­ки Удачнинского ГОКа. Запасы руды в нем оце­ни­ва­ют­ся в 65 млн тонн со сред­ним содер­жа­ни­ем око­ло 0,6 кара­та на тон­ну, или в целом око­ло 40 млн карат алма­зов. Так что «овчин­ка сто­ит выдел­ки». Начать добы­чу алма­зов на новом место­рож­де­нии пла­ни­ру­ет­ся в 2018 году.

Приборная панель отде­ла­на пане­ля­ми из нержа­ве­ю­щей стали

Сделано в России: Алмазный тяжеловоз авто, тяжеловоз;Алмазный, факты

Дальнейшее раз­ви­тие собы­тий мог­ло идти по двум направ­ле­ни­ям: стро­и­тель­ство обо­га­ти­тель­ных мощ­но­стей на самом место­рож­де­нии или карьер­ная добы­ча с после­ду­ю­щей пере­воз­кой руды на фаб­ри­ку Удачнинского ГОКа. Оказалось, что эко­но­ми­че­ски выгод­нее вто­рой вари­ант. Поэтому достав­ку руды на боль­шое рас­сто­я­ние мог обес­пе­чить толь­ко спе­ци­аль­ный транс­порт. Эту функ­цию спо­соб­ны выпол­нять гру­зо­вые авто­мо­би­ли, кон­вей­ер­ная линия или под­вес­ная канат­ная доро­га. Остановились на авто­мо­биль­ном транс­пор­те как наи­бо­лее надеж­ном. Однако обыч­ные дорож­ные авто­по­ез­да име­ют недо­ста­точ­ную гру­зо­подъ­ем­ность , а тра­ди­ци­он­ные карьер­ные само­сва­лы для подоб­ной цели не годят­ся, посколь­ку не при­спо­соб­ле­ны рабо­тать на столь зна­чи­тель­ных рас­сто­я­ни­ях. Естественно, свою леп­ту вно­си­ли дорож­ные и суро­вые при­род­но­кли­ма­ти­че­ские факторы.

Сделано в России: Алмазный тяжеловоз авто, тяжеловоз;Алмазный, факты

Работа над новым про­ек­том стар­то­ва­ла в нача­ле 2015 года, когда пред­ста­ви­те­ли «АЛРОСА» пред­ло­жи­ли «ТОНАРу» создать само­сваль­ный авто­по­езд высо­кой гру­зо­подъ­ем­но­сти. Правда, спе­ци­а­ли­стам обе­их сто­рон при­шлось фор­ми­ро­вать осо­бые тре­бо­ва­ния к буду­ще­му тяже­ло­во­зу. Задачу облег­чал опыт австра­лий­ских авто­транс­порт­ни­ков, кото­рые уже дав­но и успеш­но экс­плу­а­ти­ру­ют мно­го­звен­ные авто­по­ез­да типа Road Тrain для пере­воз­ки гор­но­руд­но­го сырья. Важно, что дело нача­ли не на пустом месте, да и соб­ствен­ные воз­мож­но­сти мно­го­го сто­и­ли. Взять тот же авто­по­езд ТОНАР-​9540 гру­зо­подъ­ем­но­стью 95,7 т, опыт­ная экс­плу­а­та­ция кото­ро­го пока­за­ла его при­спо­соб­лен­ность к рабо­те в суро­вых усло­ви­ях Севера.

Собственно про­цесс пошел летом про­шло­го года. Отталкиваясь от австра­лий­ских нара­бо­ток, опре­де­ли­ли ком­по­нов­ку соб­ствен­но­го само­сваль­но­го авто­по­ез­да. А она виде­лась такой: капот­ный седель­ный тягач ТОНАР-​45252 с колес­ной фор­му­лой 6х4 и двух­звен­ный полуприцеп-​самосвал ТОНАР-​95405. Итак, восемь осей для пере­воз­ки 130 тонн гру­за. По рас­че­там такое тех­ни­че­ское реше­ние обе­ща­ло дать нуж­ный результат.

Несущие рамы тяга­ча и при­це­па выпол­не­ны с вну­ши­тель­ным запа­сом прочности

Сделано в России: Алмазный тяжеловоз авто, тяжеловоз;Алмазный, факты

ДЕЛО ТЕХНИКИ

Транспортер при­шлось про­ек­ти­ро­вать с чисто­го листа, посколь­ку из серий­ных узлов и агре­га­тов для тяже­ло­во­за ниче­го не уда­лось подо­брать. Кабину хоте­ли было зака­зать у аме­ри­кан­цев, но цена ока­за­лась неподъ­ем­ной, да и эко­но­ми­че­ские санк­ции не гаран­ти­ро­ва­ли надеж­ность постав­ки. Чтобы изба­вить себя от непри­ят­но­стей, при­об­ре­ли робот FANUC с про­грамм­ным обес­пе­че­ни­ем, и теперь все рабо­ты по кабине, от изго­тов­ле­ния пресс-​форм до изго­тов­ле­ния пане­лей, могут выпол­нять­ся на «ТОНАРе».

Позади каби­ны тяга­ча раз­ме­ще­ны устрой­ства, обес­пе­чи­ва­ю­щие рабо­то­спо­соб­ность цело­го ряда систем автопоезда

Сделано в России: Алмазный тяжеловоз авто, тяжеловоз;Алмазный, факты

Кабинный модуль мас­сой все­го лишь 700 кг выпол­ни­ли из алю­ми­ни­е­во­го спла­ва. В нем преду­смот­ре­ли все, что может потре­бо­вать­ся води­те­лю в даль­ней доро­ге: регу­ли­ру­е­мое сиде­нье на пнев­мо­под­вес­ке, холо­диль­ник, СВЧ-​печь, очи­сти­тель воз­ду­ха. Имеются места для тахо­гра­фа, рации и маг­ни­то­лы. В двух­мест­ной кабине, кото­рая для повы­ше­ния ком­фор­та кре­пит­ся к раме с помо­щью пнев­мо­эле­мен­тов, мож­но сто­ять в пол­ный рост.

Кабина седель­но­го тяга­ча ТОНАР-​45252 выпол­не­на из алю­ми­ни­е­во­го спла­ва, а створ­ки капо­та под­ве­ше­ны на рояль­ных петлях

Сделано в России: Алмазный тяжеловоз авто, тяжеловоз;Алмазный, факты

В зим­нюю сту­жу не лиш­ним ока­жет­ся двой­ное остек­ле­ние, прав­да, боко­вые стек­ла не опус­ка­ют­ся, вме­сто это­го уста­нов­ле­ны сдвиж­ные фор­точ­ки. Внимание уде­ли­ли тепло- и зву­ко­изо­ля­ции. По зака­зу появят­ся кон­ди­ци­о­нер, допол­ни­тель­ный ото­пи­тель и обо­грев наруж­ных зер­кал зад­не­го вида. Имеются внут­рен­ние и наруж­ный про­ти­во­сол­неч­ные козырь­ки. Панель при­бо­ров по обра­зу и подо­бию «аме­ри­кан­цев» выпол­не­на из нержа­ве­ю­щей ста­ли. Неповторимый коло­рит гру­зо­ви­ку при­да­ют длин­ню­щий капот (око­ло 2,5 м) с фигур­кой мед­ве­дя на самом носу, мас­сив­ный бам­пер, наруж­ная обли­цов­ка кры­льев из риф­ле­но­го листа и отдель­но рас­по­ло­жен­ные фары.

Звенья само­сваль­но­го полу­при­це­па свя­зы­ва­ет под­кат­ная тележка

Сделано в России: Алмазный тяжеловоз авто, тяжеловоз;Алмазный, факты

Уже на ста­дии про­ек­ти­ро­ва­ния по сооб­ра­же­ни­ям проч­но­сти отка­за­лись от исполь­зо­ва­ния кле­па­ной несу­щей рамы типа лон­же­рон в лон­же­роне в поль­зу свар­ной кон­струк­ции с бал­ка­ми пере­мен­но­го сече­ния по высо­те и попе­реч­ны­ми эле­мен­та­ми. Мощные лон­же­ро­ны изго­то­ви­ли из хла­до­стой­кой ста­ли клас­са 16 мар­ки 09Г2С, кото­рая выдер­жи­ва­ет любые моро­зы. Еще более вну­ши­тель­но выгля­дит рама полу­при­це­па, обла­да­ю­щая боль­шим запа­сом прочности.

Разгрузка само­сваль­но­го полу­при­це­па про­ис­хо­дит на боко­вую сторону

Сделано в России: Алмазный тяжеловоз авто, тяжеловоз;Алмазный, факты

В мотор­ном отсе­ке рас­по­ло­жил­ся ряд­ный 6-​цилиндровый Cummins QSK19(18,9 л) мощ­но­стью 600 л. с. и мак­си­маль­ным кру­тя­щим момен­том 2644 Нм (1300–1500 мин-​1). Пару ему соста­ви­ла авто­ма­ти­че­ская короб­ка пере­дач Allison 4700, обо­ру­до­ван­ная ретар­де­ром и име­ю­щая 7 пере­дач перед­не­го хода и 2 зад­не­го. И дви­га­те­лем, и транс­мис­си­ей управ­ля­ет элек­тро­ни­ка. Подобный тан­дем спо­со­бен обес­пе­чить устой­чи­вое дви­же­ние авто­по­ез­да пол­ной мас­сой око­ло 190 тонн. Ведущие мосты, выдер­жи­ва­ю­щие нагруз­ку 25 тонн каж­дый, поста­ви­ла китай­ская фир­ма Handle Axle, перед­няя 13-​тонная ось так­же ее.

Заказчиком бога­тыр­ско­го само­сва­ла ста­ла алма­зо­до­бы­ва­ю­щая ком­па­ния «АЛРОСА»

Сделано в России: Алмазный тяжеловоз авто, тяжеловоз;Алмазный, факты

Установленная на пер­вом образ­це тяга­ча перед­няя пнев­мо­гид­рав­ли­че­ская под­вес­ка с реак­тив­ны­ми штан­га­ми ста­ла пло­дом тру­да спе­ци­а­ли­стов из Голландии. В даль­ней­шем «ТОНАР» пла­ни­ру­ет изго­тав­ли­вать перед­нюю под­вес­ку само­сто­я­тель­но при содей­ствии ита­льян­ской ком­па­нии Penta. Заднюю под­вес­ку, вклю­ча­ю­щую рези­но­вые упру­гие эле­мен­ты и реак­тив­ные штан­ги, созда­ли в Австралии, а ком­плект доку­мен­та­ции при­об­рел «ТОНАР». Аналогичное реше­ние при­ме­не­но и в под­вес­ке полу­при­це­па, толь­ко бал­ка каж­дой оси выпол­не­на в виде нераз­рез­ной тру­бы круг­ло­го сече­ния. Двухконтурная тор­моз­ная систе­ма тяга­ча WABCO с бара­бан­ны­ми рабо­чи­ми меха­низ­ма­ми снаб­же­на раз­дель­ным при­во­дом на перед­нюю ось и зад­ние мосты. Двухконтурный тор­моз­ной при­вод с регу­ля­то­ром тор­моз­ных сил исполь­зо­ван и на полу­при­це­пе. Рулевое управ­ле­ние осна­сти­ли основ­ным и вспо­мо­га­тель­ным гид­ро­уси­ли­те­ля­ми. На все коле­са уста­но­ви­ли вынос­ли­вые ради­аль­ные шины раз­ме­ром 14,00R25.

Колеса «обу­ли» в ради­аль­ные шины раз­ме­ром 14,00R25

Сделано в России: Алмазный тяжеловоз авто, тяжеловоз;Алмазный, факты

Автопоезд обо­ру­до­ван дву­мя седельно-​сцепными устрой­ства­ми (ССУ), скон­стру­и­ро­ван­ны­ми австра­лий­ски­ми инже­не­ра­ми, но изго­тов­лен­ны­ми на «ТОНАРе». Одно из них уста­нов­ле­но на тяга­че, дру­гое — на трех­ос­ной под­кат­ной тележ­ке. Нагрузка на каж­дое ССУ под 4-​дюймовый шкво­рень дости­га­ет 60 тонн, хотя на дан­ной моде­ли эта вели­чи­на не пре­вы­ша­ет 43 тонн. Воплотить в метал­ле ССУ, а заод­но и неко­то­рые дета­ли под­вес­ки, помо­га­ет спе­ци­аль­но при­об­ре­тен­ный гори­зон­таль­но­рас­точ­ной станок.

Разгрузка само­сваль­ных плат­форм общей вме­сти­мо­стью 70 м3 осу­ществ­ля­ет­ся на левую по ходу дви­же­ния сто­ро­ну. Для это­го на тор­це­вых бор­тах каж­до­го из кузо­вов закреп­ле­ны четы­ре гид­ро­ци­лид­ра, два из кото­рых накло­ня­ют плат­фор­му, а остав­ша­я­ся пара воз­дей­ству­ет на боко­вые откид­ные бор­та с ниж­ней навес­кой, кото­рые исклю­ча­ют под­сы­па­ние гру­за под коле­са. Гидрооборудование поста­ви­ла фир­ма Penta. Внутренние поверх­но­сти кузо­ва обли­цо­ва­ны сверх­вы­со­ко­мо­ле­ку­ляр­ным поли­эти­ле­ном Окулен, кото­рый пре­пят­ству­ет при­ли­па­нию (при­мер­за­нию) поро­ды к кузо­ву и замет­но облег­ча­ет раз­груз­ку. «ТОНАР», кста­ти, готов изго­то­вить кузов из алю­ми­ни­е­во­го спла­ва. Да и гру­зо­подъ­ем­ность авто­по­ез­да могут еще увеличить.

Самая серьез­ная про­вер­ка ждет опыт­ный авто­по­езд в Якутии. В ходе экс­плу­а­та­ци­он­ных испы­та­ний на «ТОНАРе» рас­счи­ты­ва­ют опре­де­лить все «узкие» места сво­е­го пер­вен­ца, что­бы при необ­хо­ди­мо­сти дора­бо­тать сле­ду­ю­щие образ­цы. Но уже сей­час под­мос­ков­ные маши­но­стро­и­те­ли пла­ни­ру­ют вне­сти неко­то­рые изме­не­ния в кон­струк­цию перед­ней части рамы и управ­ля­е­мой оси, бал­ку кото­рой будут выпус­кать у себя, а сту­пич­ные узлы при­об­ре­тать у Handle Axle. В пла­нах заво­да — осво­е­ние про­из­вод­ства новой каби­ны, вклю­чая ее окрас­ку. Необходимое обо­ру­до­ва­ние уже закуп­ле­но, теперь речь идет о под­го­тов­ке пер­со­на­ла. Кабину хотят уста­но­вить на 45-​тонный само­свал ТОНАР-​4525 и более мощ­ную модель гру­зо­подъ­ем­но­стью 60 тонн, кото­рая, ско­рее все­го, появит­ся через год.

В под­вес­ке веду­щих мостов тяга­ча и осей полу­при­це­па исполь­зу­ют­ся рези­но­вые упру­гие элементы.

Источник: fishki.net