Почему бензин не дешевеет вследа за нефтью?
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение
Ускоряемся вместе
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ

Почему нефть дешевеет, а бензин — нет?

Беларусь пла­тит России за нефть по спе­ци­аль­ной фор­му­ле, из-​за нало­го­во­го манев­ра цена «чер­но­го золо­та» для Минска вырос­ла за тон­ну почти на 100 долларов.

Стоимость бен­зи­на не деше­ве­ет при сни­же­нии цен на нефть по цело­му ряду при­чин, пояс­ни­ли Sputnik экс­пер­ты в неф­те­га­зо­вой отрасли.

Sputnik про­дол­жа­ет отве­чать на акту­аль­ные вопро­сы бело­ру­сов. Читатель Сергей обра­тил­ся в редак­цию с вопро­сом: поче­му нефть деше­ве­ет, а бен­зин — нет?

«Беларусь полу­ча­ет нефть из России и пла­тит за нее в рос­сий­ских руб­лях, хотя сто­и­мость сырья рас­счи­ты­ва­ет­ся в дол­ла­рах. Те миро­вые цены, о кото­рых мож­но читать в свод­ках ново­стей — это цены экс­пор­та, в том чис­ле и для России, к постав­ля­е­мой в Беларусь неф­ти они име­ют не самое пря­мое отно­ше­ние», — пояс­ни­ли Sputnik участ­ни­ки бело­рус­ско­го рын­ка нефтепереработки.

Они отме­ти­ли, что для Беларуси цена рос­сий­ской неф­ти фор­ми­ру­ет­ся по осо­бой фор­му­ле, кото­рая дав­но согла­со­ва­на сторонами.

Кроме того, с 2015 года в России про­хо­дит нало­го­вый маневр в неф­тя­ной сфе­ре. Его конеч­ная цель — сни­зить для неф­те­до­бы­ва­ю­щих ком­па­ний при­вле­ка­тель­ность экс­пор­та сырой неф­ти и занять­ся модер­ни­за­ци­ей рос­сий­ских НПЗ. Поэтому экс­порт­ные пошли­ны на сырую нефть в рам­ках нало­го­во­го манев­ра рас­тут, а на свет­лые неф­те­про­дук­ты падают.

Беларусь же с 2010 года уни­фи­ци­ро­ва­ла с РФ экс­порт­ные пошли­ны на нефть и неф­те­про­дук­ты, поэто­му ее рос­сий­ский нало­го­вый маневр затро­нул самым пря­мым образом.

«Из-​за так назы­ва­е­мо­го нало­го­во­го манев­ра цена неф­ти для Беларуси в про­шлом году уве­ли­чи­лась на 100 дол­ла­ров за тон­ну, хотя экс­порт­ные цены и сни­жа­лись в соот­вет­ствии с трен­да­ми миро­во­го рын­ка»,доба­ви­ли специалисты.
Кроме того, они обра­ти­ли вни­ма­ние на меха­низм цено­об­ра­зо­ва­ния на бен­зин на внут­рен­нем рын­ке. Сегодня в роз­нич­ной цене топ­ли­ва льви­ную долю — до 60% в раз­ные годы — зани­ма­ют акци­зы, нало­ги и сбо­ры, в нее так­же закла­ды­ва­ет­ся при­быль НПЗ и реа­ли­зу­ю­щих организаций.

По клас­си­че­ской схе­ме, для бело­рус­ских НПЗ про­да­жи топ­ли­ва внут­ри стра­ны выгод­ны тогда, когда литр бен­зи­на АИ-​92 сто­ит око­ло дол­ла­ра. Сегодня же сто­и­мость этой мар­ки бен­зи­на состав­ля­ет 1,11 руб­ля за литр.

Ранее пред­ста­ви­те­ли бело­рус­ских НПЗ и ПО «Белоруснефть», кото­рая явля­ет­ся лиде­ром внут­рен­не­го рын­ка топ­ли­ва, неод­но­крат­но отме­ча­ли, что про­да­жи топ­ли­ва внут­ри стра­ны дав­но пере­ста­ли быть при­быль­ны­ми. Заводы полу­ча­ют при­быль исклю­чи­тель­но от экс­пор­та, а АЗС «Белоруснефти» — от рабо­ты мага­зи­нов на авто­за­прав­ках и допол­ни­тель­но­го сервиса.

Цены на топ­ли­во не меня­лись в Беларуси с янва­ря 2015 года.

Источник: sputnik.by