Скутера и «блатные» номера

С мая этого года все водители скутеров (мопедов) обязаны иметь водительские удостоверения категории «АМ». Тем, у кого уже есть водительское удостоверение любой категории или удостоверение тракториста-машиниста, для открытия категории «АМ» необходимо предоставить в МРЭО паспорт, медицинскую справку о годности к управлению транспортным средством и водительское удостоверение (удостоверение тракториста-машиниста). А вот тем водителям скутеров, у которых еще нет «прав», но уже исполнилось 16 лет, необходимо самостоятельно изучить Правила дорожного движения, предоставить медсправку о годности к управлению транспортным средством и сдать теоретический экзамен в МРЭО по месту жительства (практический экзамен сдавать не нужно).
Скутеры пользуются особой популярностью у молодежи, но не обходят их своим вниманием и пожилые люди. Один из таких скутеристов-пенсионеров речичанин Жуков Александр Сергеевич поинтересовался, а можно ли открыть категорию «АМ» без медсправки, мол, в столь почтенном возрасте получить ее будет весьма проблематично. Нет, Александр Сергеевич, Вы такой же участник дорожного движения, как и более молодые водители, а возраст – не приговор, вдруг медкомиссию и пройдете. Но если и дальше будете управлять скутером без водительского удостоверения, то готовьтесь к штрафу, размер которого составляет от 5 до 20 базовых величин.
Еще двое водителей скутеров задали, по сути, один и тот же вопрос, касающийся регистрации этого транспортного средства. С 22 апреля вступило в силу Постановление Совета Министров РБ от 4 апреля 2011 года № 443 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств». Согласно ему скутера (мопеды) подлежат обязательной регистрации. До 1 августа такая регистрация была упрощенной, т.е. осуществлялась без предоставления в МРЭО правоустанавливающих документов. Владелец в заявлении указывал лишь обстоятельства приобретения скутера (мопеда). А регистрация осуществляется с ограничениями, запрещающими снятие его с учета в течение трех лет (за исключением случаев выбраковки), с внесением соответствующей записи в свидетельство о регистрации.
После 1 августа для регистрации нужно предоставить таможенный документ (копию), подтверждающий легальное пересечение таможенной границы Беларуси, и документ, подтверждающий законность приобретения транспортного средства (договор купли-продажи, сервисная книжка и т.п.). И если с последним документом, как правило, проблем нет, то с бумагой из таможни они, как показывает практика, возникают. Так, один из позвонивших, представившийся Черепановым Владимиром Ивановичем, рассказал, что в марте нынешнего года приобрел новый скутер у индивидуального предпринимателя. Никаких таможенных документов на него у ИП нет, а без них нет и регистрации. Как быть?
Вновь обращаться к ИП и требовать, другого выхода нет, сказал А.Н.Князев. Если ИП самостоятельно заво-зил скутера на территорию РБ, то таможенные документы обязаны быть у него. Если покупал у импортера, достаточно взять у него копию таможенного документа и заверить либо печатью импортера, либо самого ИП. В ином случае получается, что ИП торговал контрабандным товаром со всеми вытекающими из этого последствиями.
Заканчивая тему регистрации скутеров (мопедов), хочется напомнить их владельцам, что согласно КоАП за несвоевременную регистрацию или перерегистрацию транспортного средства штраф может составить до 2 базовых величин.
Еще один вопрос касался возможности получения при регистрации автомобиля так называемого «блатного» номера. Позвонивший речичанин (представиться он отказался) поинтересовался, почему такие номера, как правило, установлены либо на машинах успешных речицких предпринимателей, либо на личном транспорте бывших и действующих сотрудников милиции?
Такой номер может получить любой желающий вне зависимости от своего социального статуса, пояснил Александр Николаевич. Согласно Указу Президента от 26 апреля 2010 года № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» подбор регистрационных знаков желаемой комбинации цифр и букв (из имеющихся в наличии) стоит 10 базовых величин (350 тыс. рублей), а изготовление в индивидуальном порядке регистрационных знаков с желаемой комбинацией цифр и букв обойдется в 60 базовых величин (2 млн. 100 тыс. рублей).
Влад Макаревич