«Майор Гром»: короткометражный экшен по российским комиксам
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение
Ускоряемся вместе
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ

«Майор Гром»: короткометражный экшен по российским комиксам

Факт: после про­смот­ра корот­ко­мет­раж­ки «Майор Гром» я села читать комик­сы изда­тель­ства Bubble, на кото­рых она осно­ва­на. Очнулась в три ночи, про­чи­тав око­ло соро­ка выпус­ков. По-​моему, это пока­за­тель. Показатель не того, что я увле­ка­ю­ща­я­ся нату­ра, но того, что у корот­ко­мет­раж­ки есть увле­ка­тель­ная основа.

Везде этот фильм пре­под­но­сят как «пер­вый бое­вик, сня­тый по все­мир­но извест­ным рус­ским комик­сам». Очевидно, что есть те, кому не дает покоя сла­ва Marvel, DC и его более жесто­ко­го ответв­ле­ния, Vertigo. Издательство Bubble появи­лось в 2012 году и сде­ла­ло став­ку на реа­лизм: герои комик­сов живут и попа­да­ют в при­клю­че­ния в зна­ко­мых мно­гим Москве и Санкт-​Петербурге, шутят с уче­том совре­мен­ных на тот момент тен­ден­ций в масс-​медиа, не забы­ва­ют про мест­ный фольклор.

В филь­ме от это­го не отка­за­лись. На пер­вый взгляд глав­ный герой, Игорь Гром, май­ор МВД, напо­ми­на­ет Илью Курякина, аген­та КГБ в испол­не­нии Арми Хаммера из пере­за­пу­щен­ных Гаем Ричи «Агентов А.Н.К.Л.». После изу­че­ния пер­во­ис­точ­ни­ка ока­за­лось, что в комик­сах май­ор Гром выгля­дит точ­но так же — кепоч­ка и кур­точ­ка, раз­ве что потом еще при­бав­ля­ет к стан­дарт­но­му ком­плек­ту шарф. Тем девоч­кам, кто в свое вре­мя вос­хи­тил­ся Курякиным, Гром при­дет­ся по нраву.

Слева — Игорь Гром, «Майор Гром», спра­ва — Илья Курякин, «Агенты А.Н.К.Л.»

Он пока­зан не супер­ге­ро­ем, но чело­ве­ком, с кото­рым слу­ча­ют­ся и неуда­чи, и осеч­ки. Особенно это замет­но в оче­ред­ной (воз­мож­но, такой же несо­зна­тель­ной) отсыл­ке к Ричи, но уже к его «Шерлоку Холмсу» — Гром про­ду­мы­ва­ет бит­ву с вра­га­ми, пыта­ясь ее пра­виль­но сре­жис­си­ро­вать и вый­ти из нее с наи­мень­ши­ми поте­ря­ми. Он глав­ный герой, поэто­му у него, конеч­но же, в ито­ге полу­ча­ет­ся, но совсем не так, как он планировал.

Хореография драк заме­ча­тель­ная. Каких-​то супер-​сверхъестественных момен­тов нет, кро­ме раз­ве тех, в кото­рых май­ор бьет сто­я­щих во весь рост супо­ста­тов ногой по лицу и при этом сохра­ня­ет целост­ность брюк — насколь­ко я пом­ню, в такие момен­ты джин­сы охот­но рас­хо­дят­ся по шву. Драки дина­мич­ные, шуст­рые, вполне реа­ли­стич­ные (за исклю­че­ни­ем эле­мен­тов пар­ку­ра), опе­ра­тор за дей­стви­ем поспе­ва­ет, слоу-​мо исполь­зу­ет­ся ред­ко и орга­нич­но, мел­кие зву­ко­вые эффек­ты при­хо­дят­ся к месту.

Хореографией зани­мал­ся Александр Стеценко, кото­рый отли­чил­ся в нашу­мев­шей рабо­те Ильи Найшуллера «Хардкор» — отсю­да и дина­мич­ность с эффект­но­стью. Я пом­ню, что мож­но уда­рить так высо­ко и так быст­ро, я знаю, что годы тре­ни­ро­вок поз­во­лят вовре­мя почув­ство­вать супо­ста­та за спи­ной — я вижу, как Гром про­ду­мы­ва­ет свои дей­ствия, соот­но­ся их со сво­им опы­том, оши­ба­ет­ся и дума­ет вновь, и имен­но из-​за это­го про­ис­хо­дя­ще­му хочет­ся верить.

По сути сво­ей вся корот­ко­мет­раж­ка — это одна огром­ная экшен-​сцена, в кото­рую умуд­ри­лись вме­стить и кучу-​малу с несколь­ки­ми вра­га­ми, и пого­ню, и напря­жен­ные момен­ты, и финаль­ную бит­ву с глав­ным зло­де­ем в эсте­ти­че­ски при­ят­ном месте. Все это пере­ме­жа­лось шут­ка­ми, неко­то­рые из кото­рых смот­ре­лись орга­нич­но (злоб­ный бан­ко­мат!), а неко­то­рые все же каза­лись излишне плос­ки­ми. Но этот фильм и не дол­жен быть серьезным.

Сами созда­те­ли корот­ко­мет­раж­ки гово­рят: «Такой экшен, как сня­ли мы, в России вооб­ще никто не сни­ма­ет. Это не бахваль­ство, а факт». А в экшене места серьез­но­му сюже­ту обыч­но нет. Вдохновлялись авто­ры даже не совре­мен­ны­ми кино­лен­та­ми Marvel или DC, а бое­ви­ка­ми девя­но­стых, вро­де «Крепкого ореш­ка» и «Смертельного ору­жия». И это логич­но, если учи­ты­вать пер­во­ис­точ­ник. Комикс «Майор Гром», хоть он и о сле­до­ва­те­ле, нель­зя назвать детек­тив­ным — в первую оче­редь это при­клю­чен­че­ские исто­рии со взры­ва­ми, дра­ка­ми, жут­ки­ми заго­во­ра­ми и ужас­ны­ми зло­де­я­ми, а в буду­щем даже и с мистикой.

Второстепенные пер­со­на­жи в корот­ко­мет­раж­ке немно­гим отли­ча­ют­ся от кар­то­нок. Они гротескно-​стереотипные, при­чем это отно­сит­ся как к доб­рой мас­сов­ке, так и к зло­де­ям. В ком­мен­та­ри­ях к само­му филь­му кто-​то ска­зал, что они буд­то бы игра­ют в КВН, а не в кино, и в этом есть толи­ка прав­ды. От это­го Гром выгля­дит чуть более выпук­лым, хотя сам состо­ит из малень­ких кусоч­ков извест­ных пер­со­на­жей. Что-​то от Бэтмена, что-​то от Холмса, что-​то от того же Джона Макклейна и даже от L из «Death Note».

Именно на фоне кар­ти­ны, состо­я­щей из кли­ше, но сдоб­рен­ной забав­ны­ми тви­ста­ми, Гром смот­рит­ся непло­хим геро­ем. И не супер­ге­ро­ем, а обыч­ным таким, кото­рый еже­днев­но, рутин­но осво­бож­да­ет залож­ни­ков в бан­ках и слу­чай­но предот­вра­ща­ет тер­ак­ты, а не раз в пол­го­да спа­са­ет мир или целую вселенную.

Издательство Bubble реши­ло начать путе­ше­ствие на экра­ны имен­но с «Грома» как раз из-​за того, что Игорь Гром — тот пер­со­наж, кото­ро­го мож­но без про­блем встре­тить в чебу­реч­ной на Пушкинской. Вот толь­ко если встре­тив­ший после это­го пой­дет про­си­жи­вать шта­ны в бли­жай­шем офи­се, то Гром побе­жит ловить злоб­но­го маньяка-​психопата. Об этом же гово­рит режис­сер филь­ма, Владимир Беседин: «Успех Грома свя­зан в том чис­ле с тем, что это про­ме­жу­точ­ный этап меж­ду тем, что это что-​то новое, дру­гая реаль­ность, но при этом доволь­но близ­ко к рос­сий­ской действительности».

Слов в кар­тине мало, их место зани­ма­ет музы­ка. И подо­бра­на она хоро­шо: в филь­ме мож­но услы­шать и The Heavy, и FatBoy Slim, и «Move Like A Devil» от David Mead Jr. в каче­стве темы пер­со­на­жа. Мелодии, при­зван­ные нагнать немнож­ко жути и саспен­са, не очень справ­ля­ют­ся со сво­ей зада­чей — момен­ты слиш­ком корот­кие, — но зву­чат приятно.

Без ляпов, конеч­но же, не обо­шлось: куда-​то про­па­да­ет ору­жие, мгно­вен­но сох­нет одеж­да, тай­мин­ги не все­гда сов­па­да­ют, да и в целом сце­на­рий — сла­бое место кар­ти­ны. Но это для авто­ров — про­ба пера: они хоте­ли пока­зать, на что спо­соб­ны. Это был боль­шой экс­пе­ри­мент, в кото­ром опро­бо­ва­ли свет и цвет, опе­ра­тор­ские фиш­ки и дру­гие инте­рес­ные ходы в съем­ке, сюжет­ные момен­ты. И авто­ры про­ек­та смог­ли создать кар­ти­ну, в кото­рой есть вполне при­лич­ный, я бы даже ска­за­ла гол­ли­вуд­ский экшен (со все­ми его плю­са­ми и мину­са­ми), сим­па­тич­ные деко­ра­ции, под­хо­дя­щий саунд­трек. Сейчас авто­ры ведут пере­го­во­ры со сту­ди­ей Silver Pictures, кото­рая как раз и сня­ла куль­то­вые бое­ви­ки девя­но­стых, вклю­чая «Смертельное ору­жие», «Крепкого ореш­ка» и «Матрицу». По сло­вам Артема Габрелянова, ини­ци­а­то­ра про­ек­та, этим «людям, кото­рые что-​то пони­ма­ют в жан­ре раз­вле­ка­тель­ных экше­нов», очень понра­ви­лись рабо­чие мате­ри­а­лы «Майора Грома», и в даль­ней­шем коман­де хочет­ся имен­но с ними рабо­тать над пол­ным мет­ром, а в иде­а­ле — снять его на англий­ском язы­ке и ори­ен­ти­ро­вать на запад­ный рынок.

Сюжет корот­ко­мет­раж­ки не повто­ря­ет опи­сан­ных в комик­сах собы­тий, а явля­ет­ся ско­рее при­кве­лом, кото­рый зна­ко­мит с пер­со­на­жем тех, кто о его суще­ство­ва­нии и не подо­зре­вал. Просто май­ор совер­шен­но слу­чай­но ока­зы­ва­ет­ся в бан­ке, кото­рый реша­ют захва­тить гра­би­те­ли, и спа­са­ет залож­ни­ков. Где-​то мы такое уже встре­ча­ли, да, но и три­бью­ты Led Zeppelin мы тоже слу­ша­ли сот­ни раз, и неко­то­рые из них нас даже раду­ют (меня, по край­ней мере, точ­но). Но сами комик­сы бога­ты раз­лич­ны­ми дела­ми, как про­сты­ми и баналь­ны­ми, так и инте­рес­ны­ми, не лише­ны занят­ных ходов, так что у «Грома» дей­стви­тель­но есть увле­ка­тель­ная сюжет­ная основа.

За те пол­ча­са, что длит­ся корот­ко­мет­раж­ка, мне ни разу не захо­те­лось при­крыть лицо рука­ми и уда­вить­ся от сты­да за рос­сий­ский кине­ма­то­граф. Мне, наобо­рот, захо­те­лось пой­ти и озна­ко­мить­ся с оригиналом.

Полнометражный фильм обе­ща­ют в 2018 году, и я его буду ждать. Интересно ведь, хва­тит ли у коман­ды запа­ла и задо­ра на полтора-​два часа экран­но­го вре­ме­ни и какие выво­ды она сде­ла­ет из корот­ко­мет­ра­жеч­ных экс­пе­ри­мен­тов. Хотя, как мне кажет­ся, фор­мат сери­а­ла такой исто­рии подо­шел бы лучше.

Сам фильм досту­пен на офи­ци­аль­ном Youtube-​канале сту­дии Bubble в каче­стве Full HD. В кино­те­ат­ры его не запу­сти­ли — это, мож­но ска­зать, демо-​версия, и их при­ня­то рас­про­стра­нять бесплатно.

Источник: жур­нал Stereo&Video