Е.Е. Шингирей: «В работе с обращениями граждан грядут новшества»
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Ускоряемся вместе
Речицкий РЭС информирует

Е.Е. Шингирей: «В работе с обращениями граждан грядут новшества»

Елена Шингирей22 янва­ря 2012 года всту­па­ет в силу Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обра­ще­ни­ях граж­дан и юри­ди­че­ских лиц» (далее – Закон). О том, чем прин­ци­пи­аль­но отли­ча­ет­ся новый Закон от дей­ству­ю­ще­го ныне, наш сего­дняш­ний раз­го­вор с началь­ни­ком отде­ла по рабо­те с обра­ще­ни­я­ми граж­дан и юри­ди­че­ских лиц Речицкого рай-​исполкома Еленой Шингирей.

– Елена Евгеньевна, на Ваш взгляд, чем обу­слов­ле­но появ­ле­ние еще одно­го пра­во­во­го доку­мен­та, каса­ю­ще­го­ся рабо­ты с обра­ще­ни­я­ми?
– Со вре­ме­ни вступ­ле­ния в силу Закона Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обра­ще­ни­ях граж­дан» при­нят ряд зако­но­да­тель­ных актов, регу­ли­ру­ю­щих отно­ше­ния в сфе­ре рабо­ты с обра­ще­ни­я­ми. Это Декрет Президента Республики Беларусь от14 янва­ря 2005 г. № 2 «О совер­шен­ство­ва­нии рабо­ты с насе­ле­ни­ем», Директива Президента Республики Беларусь от 27 декаб­ря 2006 г. № 2 «О мерах по даль­ней­шей дебю­ро­кра­ти­за­ции госу­дар­ствен­но­го аппа­ра­та», Указ Президента Республики Беларусь от 15 декаб­ря 2007 г. № 498 «О допол­ни­тель­ных мерах по рабо­те с обра­ще­ни­я­ми граж­дан и юри­ди­че­ских лиц». Как пока­за­ла прак­ти­ка и объ­ек­тив­ные фак­то­ры раз¬вития наше­го госу­дар­ства повли­я­ли на воз­ник­но­ве­ние новых форм обра­ще­ний граж­дан и мето­дов ра¬боты с ними. Вновь при­ня­тый Закон вклю­чил в себя осно­во­по­ла­га­ю­щие нор­мы назван­ных выше зако­но­да­тель­ных актов и учел реа­лии вре­ме­ни, обес­пе­чи­вая тем самым пол­но­ту и систем­ность пра­во­во­го регу­ли­ро­ва­ния отно­ше­ний в сфе­ре обра­ще­ний граж­дан и юри­ди­че­ских лиц.
– В этой свя­зи, на что в первую оче­редь Вы бы обра­ти­ли вни­ма­ние чита­те­лей нашей газе­ты?
– Таких момен­тов несколь­ко. Закон при­зван регу­ли­ро­вать обще­ствен­ные отно­ше­ния, каса­ю­щи­е­ся обра­ще­ний граж­дан, в том чис­ле инди­ви­ду­аль­ных предпри¬нимателей, и юри­ди­че­ских лиц в госу­дар­ствен­ные ор¬ганы, иные орга­ни­за­ции, граж­дан – к инди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям. В нем про­пи­са­но, что фор­ма обра­ще­ния может быть не толь­ко уст­ной или пись¬менной, а и элек­трон­ной. Электронные обра­ще­ния направ­ля­ют­ся в го¬сударственные орга­ны и иные госу­дар­ствен­ные орга­ни­за­ции посред­ством ком­пью­тер­ной сети Интернет на адрес их электрон¬ной почты либо раз­ме­ща­ют­ся в спе­ци­аль­ной руб­ри­ке на их офи­ци­аль­ных сай­тах. Требования к элек­трон­ным обра¬щениям немно­гим отли­ча­ют­ся от предъ­яв­ля­е­мых к пись­мен­ным. В элек­трон­ных обра­ще­ни­ях не тре­бу­ет­ся про­став­ле­ния лич­ной под­пи­си заяви­те­ля, одна­ко тре­бу­ет­ся ука­за­ние адре­са его элек­трон­ной почты. При этом элек­трон­ные обра­ще­ния под­ле­жат рас­смот­ре­нию в поряд­ке, уста­нов­лен­ном для рас­смот­ре­ния пись­мен­ных обра­ще­ний, с уче­том неко­то­рых осо­бен­но­стей. Так, ответ на элек­трон­ное обра­ще­ние направля¬ется в элек­трон­ном виде, за исклю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда заяви­тель про­сит отве­тить пись­мен­но или в элек­трон­ном обра­ще­нии отсут­ству­ет адрес элек­трон­ной почты, а так­же по реше­нию руко­во­ди­те­ля орга­ни­за­ции или упол­но­мо­чен­но­го им лица, рассматриваю¬щего элек­трон­ное обра­ще­ние.
Письменные обра­ще­ния могут быть пода­ны нароч­ным (курье­ром), по почте, в ходе лич­но­го при­е­ма, а так­же путем вне­се­ния заме­ча­ний и (или) предло¬жений в Книгу заме­ча­ний и пред­ло­же­ний. Язык пись­мен­но­го обра­ще­ния дол­жен быть рус­ским или бело­рус­ским. И совер­шен­но новая нор­ма: ответ дает­ся на язы­ке обра­ще­ния. Написал чело­век нам или в дру­гую орга­ни­за­цию на бело­рус­ском язы­ке – рас­смат­ри­ва­ю­щие это обра­ще­ние обя­за­ны дать ответ на бело­рус­ском язы­ке. И еще один малень­кий штри­шок: руко­пис­ное обра­ще­ние долж­но быть напи­са­но чет­ким, раз­бор­чи­вым почер­ком, что тоже нигде ранее не про­пи­сы­ва­лось.
Грядут нов­ше­ства и в орга­ни­за­ции лич­но­го при­е­ма. Начиная с 22 янва­ря, во вре­мя тако­го при­е­ма по реше­нию руко­во­ди­те­ля орга­ни­за­ции мож­но вести аудио- и видео­за­пись, фото- и кино­съем­ку. Только о воз­мож­ном при­ме­не­нии соот­вет­ству­ю­щих тех­ни­че­ских средств обя­за­тель­но нуж­но уве­до­мить заяви­те­лей до нача­ла лич­но­го при­е­ма. Вводятся и огра­ни­че­ния. Если рань­ше было про­пи­са­но, что мы не впра­ве отка­зать в лич­ном при­е­ме при обра­ще­нии по вопро­сам, отно­ся­щим­ся к нашей ком­пе­тен­ции, то теперь эта нор­ма несколь­ко уточ­ня­ет­ся. Нельзя отка­зать, за исклю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда заяви­те­лю в ходе лич­но­го при­е­ма уже был дан исчер­пы­ва­ю­щий ответ на инте­ре­су­ю­щие его вопро­сы либо когда пере­пис­ка с этим заяви­те­лем по таким вопро­сам была пре­кра­ще­на.
– А по какой при­чине она пре­кра­ща­ет­ся?
– Решение об этом при­ни­ма­ет руко­вод­ство орга­ни­за­ции, в кото­рую чело­век подал повтор­ное обра­ще­ние, если оно уже было рас­смот­ре­но по суще­ству и в нем не содер­жат­ся новые аргу­мен­ты.
К сло­ву, поря­док рас­смот­ре­ния обра­ще­ний не пре­тер­пел суще­ствен­ных изме­не­ний. Вместе с тем Закон рас­ши­ря­ет пол­но­мо­чия орга­ни­за­ций по остав­ле­нию обра­ще­ний без рас­смот­ре­ния по суще­ству, без отве­та и по пре­кра­ще­нию пере­пис­ки. При нали­чии послед­не­го аргу­мен­та, мы будем впра­ве оста­вить без отве­та оче­ред­ное обра­ще­ние по одно­му и тому же вопро­су. А еще с 22 янва­ря на закон­ных осно­ва­ни­ях мож­но остав­лять без отве­та и ряд обра­ще­ний ино­го харак­те­ра. К тако­вым отно­сят­ся бла­го­дар­ность и обра­ще­ния, кото­рые не содер­жат каких-​либо реко­мен­да­ций, тре­бо­ва­ний, хода­тайств, сооб­ще­ний о нару­ше­нии зако­но­да­тель­ства, недо­стат­ках в рабо­те орга­ни­за­ций. Такие обра­ще­ния при­ни­ма­ют­ся к све­де­нию и отве­ты на них не направ­ля­ют­ся. Примером слу­чая, когда ответ не обя­за­те­лен, может быть заяв­ле­ние с прось­бой спи­лить ава­рий­ное дере­во воз­ле дво­ра. Спилили, заяви­тель в акте выпол­нен­ных работ рас­пи­сал­ся, так какой смысл еще уве­дом­лять его о резуль­та­те реа­ги­ро­ва­ния на обра­ще­ние, если он об этом уже зна­ет.
И обжа­ло­ва­ние обра­ще­ний – новый момент. Мы рань­ше разъ­яс­ня­ли (и пока про­дол­жа­ем это делать) поря­док обжа­ло­ва­ния в каж­дом пись­мен­ном отве­те. С 22 янва­ря в этом не будет надоб­но­сти, если удо­вле­тво­ри­ли или частич­но удо­вле­тво­ри­ли прось­бу чело­ве­ка.
– Спасибо, Елена Евгеньевна, за содер­жа­тель­ную бесе­ду.
Интервью вела Алла Федосенко