О семье и женщине в современном мире
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Ускоряемся вместе
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

О семье и женщине в современном мире

Восточные женщины в европейской аудитории выглядят весьма экзотичноВ про­шлый чет­верг в боль­шом зале Президиума Национальной ака­де­мии наук Беларуси состо­я­лась Международная науч­ная кон­фе­рен­ция на тему «Семья и жен­щи­на в совре­мен­ном мире: соци­аль­ные и куль­тур­ные аспек­ты», орга­ни­зо­ван­ная НАН Беларуси и Посольством Исламской Республики Иран в Минске. В рабо­те кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие спе­ци­а­ли­сты в обла­сти фило­со­фии и социо­ло­гии, пси­хо­ло­гии и эко­но­ми­ки, семей­ной и ген­дер­ной поли­ти­ки, дипло­ма­ты, иран­ские и бело­рус­ские пар­ла­мен­та­рии, обще­ствен­ные дея­те­ли и сту­ден­ты. Иранская сто­ро­на при­уро­чи­ла кон­фе­рен­цию к сво­е­му наци­о­наль­но­му празд­ни­ку – Дню мате­ри. Видимо, этим обсто­я­тель­ством и темой фору­ма объ­яс­ня­ет­ся коли­че­ствен­ное пре­вос­ход­ство на нем жен­щин. По при­гла­ше­нию ООО СП «Катех-​Полесье» в каче­стве гостей на кон­фе­рен­ции при­сут­ство­ва­ли и 22 пред­ста­ви­тель­ни­цы речиц­ких пред­при­я­тий и орга­ни­за­ций.

В чере­де науч­ных докла­дов, с кото­ры­ми высту­па­ли уче­ные Беларуси, Ирана и Болгарии, шло обсуж­де­ние при­чин, повлек­ших не все­гда пози­тив­ные изме­не­ния в раз­ви­тии наид­рев­ней­ше­го обще­ствен­но­го инсти­ту­та, кото­рым явля­ет­ся семья. Отмечалось, что во все вре­ме­на клю­че­вую роль в жиз­ни обще­ства и его изме­не­ни­ях игра­ет жен­щи­на. А социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния наших дней, по сло­вам заме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля Президиума НАН Беларуси Александра Цыганова, сви­де­тель­ству­ют о зна­чи­тель­ных изме­не­ни­ях поло­же­ния жен­щин в семье, что свя­зы­ва­ют с изме­не­ни­я­ми поло­же­ния жен­щи­ны в обще­стве. Последние деся­ти­ле­тия уве­ли­чи­ва­ет­ся про­фес­си­о­наль­ная и обще­ствен­ная зна­чи­мость жен­щин, рас­тет их обра­зо­ван­ность, рас­ши­ря­ют­ся инте­ре­сы. Семьи все мень­ше зави­сят от дав­ле­ния обще­ства, мне­ний, тра­ди­ций и все боль­ше – от меж­лич­ност­ных отно­ше­ний, вза­им­ной при­вя­зан­но­сти и вза­и­мо­по­ни­ма­ния.
Доктор фило­соф­ских наук, пер­вый про­рек­тор Белорусской госу­дар­ствен­ной ака­де­мии искусств Светлана Винокурова отме­ти­ла, что уже более 160 стран мира рати­фи­ци­ро­ва­ли кон­вен­цию от 1979 года, суть кото­рой в лик­ви­да­ции всех форм дис­кри­ми­на­ции в отно­ше­нии к жен­щине, что сви­де­тель­ству­ет о реаль­ном сдви­ге в пони­ма­нии места и роли жен­щи­ны в жиз­ни и семье. Вместе с тем ряд стран не сде­ла­ли это­го, а достичь реаль­но­го равен­ства полов в эко­но­ми­че­ской, соци­аль­ной, поли­ти­че­ской, куль­тур­ной и семейно-​бытовой обла­сти пока не уда­лось ни одно­му госу­дар­ству.
И не надо, навер­ня­ка гото­вы были ска­зать по это­му пово­ду участ­во­вав­шие в рабо­те кон­фе­рен­ции иран­ские жен­щи­ны. В част­но­сти, член жен­ской фрак­ции Парламента Исламской Республики Иран док­тор Фатиме Рахбар сооб­щи­ла, что в соот­вет­ствии с ислам­ски­ми кано­на­ми основ­ной функ­ци­ей жен­щи­ны явля­ет­ся вос­пи­та­ние и раз­ви­тие под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния. При этом откло­не­ни­ем от нор­мы счи­та­ет­ся навя­зы­ва­ние жен­щи­нам муж­ских обя­за­тельств под пред­ло­гом рав­но­пра­вия муж­чин и жен­щин, в резуль­та­те чего, одно­вре­мен­но с выпол­не­ни­ем сво­их обя­зан­но­стей в семье, они вынуж­де­ны зани­мать­ся и рабо­той в обще­стве. Участие жен­щи­ны в дея­тель­но­сти обще­ства не долж­но мешать ей испол­нять свои глав­ные обя­зан­но­сти хра­ни­тель­ни­цы семей­но­го оча­га в каче­стве жены и мате­ри, под­черк­ну­ла Ф. Рахбар и пред­ло­жи­ла око­ло 20 мер для укреп­ле­ния поло­же­ния жен­щи­ны и семьи в совре­мен­ном обще­стве. В чис­ле тако­вых – раз­ра­бот­ка кон­цеп­ции успеш­ной моде­ли семьи и успеш­ных жен­щин, повы­ше­ние зна­че­ния роли жен­щи­ны как мате­ри и муж­чи­ны как отца в семье, вне­се­ние попра­вок в поли­ти­че­ский курс эко­но­ми­ки в целом и эко­но­ми­ки семьи в част­но­сти.
Ансамбль «Авиндар» и его руководитель Масуд ТалибаниЗначительное вни­ма­ние на кон­фе­рен­ции было уде­ле­но пре­зен­та­ции Сборника зако­нов о жен­щине и семье в Исламской Республике Иран. По мне­нию пред­се­да­те­ля Правления Национального бан­ка РБ, пред­се­да­те­ля Белорусского сою­за жен­щин Надежды Ермаковой, это изда­ние будет иметь серьез­ное под­спо­рье для наше­го зако­но­да­тель­ства. Не пред­ста­ви­лось воз­мож­ным узнать, что кон­крет­но име­ла в виду Надежда Андреевна, но иран­ская нор­ма­тив­ная база семей­ных отно­ше­ний, хоть и состав­ле­на в соот­вет­ствии с ислам­ской рели­ги­ей, содер­жит не безын­те­рес­ные и для нас вещи. Например, до заклю­че­ния брач­но­го дого­во­ра от буду­щих супру­гов тре­бу­ет­ся меди­цин­ская справ­ка об отсут­ствии неко­то­рых инфек­ци­он­ных и наслед­ствен­ных болез­ней. К сожа­ле­нию, пока остал­ся без отве­та вопрос в руб­ри­ку «133», есть ли у нас служ­ба, зани­ма­ю­ща­я­ся уре­гу­ли­ро­ва­ни­ем семей­ных кон­флик­тов. А в Иране, похо­же, этим зани­ма­ет­ся Департамент по настав­ле­нию и содей­ствию при спе­ци­аль­ных граж­дан­ских судах, одной из функ­ций кото­ро­го явля­ет­ся при­ми­ре­ние супру­гов с целью сохра­не­ния семьи и предот­вра­ще­ния раз­во­да.
Алла Федосенко