В Беларуси планируется масштабная либерализация интернет-торговли
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Ускоряемся вместе
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

В Беларуси планируется масштабная либерализация интернет-​торговли

Министерство анти­мо­но­поль­но­го регу­ли­ро­ва­ния и тор­гов­ли (МАРТ) Беларуси ини­ци­и­ро­ва­ло изме­не­ния в наци­о­наль­ном зако­но­да­тель­стве, кото­рое регу­ли­ру­ет сфе­ру элек­трон­ной ком­мер­ции. Главное тор­го­вое ведом­ство соби­ра­ет­ся вве­сти для интернет-​магазинов мора­то­рий на новые нало­ги до 2020 года и вер­нуть пра­во исполь­зо­ва­ния упро­щен­ной систе­мы нало­го­об­ло­же­ния.

Серьезные изме­не­ния в зако­но­да­тель­стве, кото­рые дела­ют сфе­ру интернет-​торговли при­вле­ка­тель­ной для биз­не­са и инве­сти­ций, в Беларуси пла­ни­ру­ет­ся про­ве­сти через декрет гла­вы госу­дар­ства «О раз­ви­тии пред­при­ни­ма­тель­ства и исклю­че­нии излиш­них тре­бо­ва­ний, предъ­яв­ля­е­мых к биз­не­су». Как ста­ло извест­но Digital.Report, МАРТ уже внес соот­вет­ству­ю­щие пред­ло­же­ния в про­ект доку­мен­та. Чтобы избе­жать задер­жек, новые нор­мы будут про­во­дить через инсти­тут пре­зи­дент­ской вла­сти, а не через обсуж­де­ние и голо­со­ва­ние в пар­ла­мен­те.

В зако­но­да­тель­стве есть поня­тия «интернет-​магазин» и «интернет-​реклама», но нет поня­тия «интернет-​площадка».

По сло­вам заме­сти­те­ля мини­стра анти­мо­но­поль­но­го регу­ли­ро­ва­ния и тор­гов­ли Ирины Наркевич, «наста­ло вре­мя акту­а­ли­зи­ро­вать зако­но­да­тель­ные нор­мы в обла­сти интернет-​торговли». «С 2009 по 2016 годы в Беларуси интернет-​торговля очень актив­но раз­ви­ва­лась. Мы (МАРТ – прим. DR) отно­си­лись к ней очень береж­но. Но есть опре­де­лен­ная заре­гу­ли­ро­ва­ность, и это мы тоже пони­ма­ем», – ска­за­ла она. Замминистра в каче­стве при­ме­ра каче­ствен­но­го под­хо­да к зако­но­да­тель­но­му раз­ви­тию элек­трон­ной ком­мер­ции назы­ва­ет Китай. Власти Поднебесной за послед­ние годы, по сло­вам Наркевич, устра­ни­ли все зако­но­да­тель­ные барье­ры, кото­рые меша­ли интернет-​торговле, и доби­лись бур­но­го роста в этой сфе­ре.

Рекордный рост

Стоит отме­тить, что рынок интернет-​торговли Беларуси пере­жи­ва­ет сей­час рекорд­ный рост. «По ста­ти­сти­ке, в 2010 году в Беларуси было 1198 интернет-​магазинов, в 2014 году их чис­ло вырос­ло на 40% – до 3072 мага­зи­нов, в 2015 – 3431, а на 30 мар­та 2017 года в стране уже заре­ги­стри­ро­ва­но 14482 интернет-​магазина», – ска­за­ла Наркевич. Резкий рост реги­стра­ций замм­ми­ни­стра свя­зы­ва­ет с низ­ким поро­гом вхо­да в интернет-​бизнес. По ее сло­вам, начать тор­го­вать в интер­не­те зна­чи­тель­но про­ще, чем раз­ви­вать тор­го­вую точ­ку в оффлайне.

В свою оче­редь пред­ста­ви­те­ли круп­ных пло­ща­док счи­та­ют, что зако­но­да­тель­ство долж­но менять­ся более кар­ди­наль­но. Руководитель Deal.by счи­та­ет, что «в зако­но­да­тель­стве есть поня­тия “интернет-​магазина” и “интернет-​рекламы”, но нет поня­тия “интернет-​площадки”. Рынок созрел, что­бы вве­сти такое опре­де­ле­ние».

Не исклю­че­но, что тер­ми­но­ло­гия в соот­вет­ству­ю­щих регу­ли­ру­ю­щих актах изме­нит­ся. По край­ней мере, Ирина Наркевич соглас­на, что бело­рус­ский рынок «про­шел пери­од ста­нов­ле­ния и до это­го дорос». С дру­гой сто­ро­ны, мини­стер­ство при­зна­ет, что бело­рус­ская элек­трон­ная ком­мер­ция силь­но отста­ет от евро­пей­ской и китай­ской по уров­ню тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия.

Нет денег – нет инно­ва­ций

По сло­вам пред­ста­ви­те­ля компании-​члена Парка высо­ких тех­но­ло­гий (ПВТ) Анастасии Паньшиной, «в Беларуси прак­ти­че­ски не вос­тре­бо­ва­ны серьез­ные тех­но­ло­ги­че­ские раз­ра­бот­ки». У ком­па­ний про­сто нет денег, что­бы инве­сти­ро­вать их в серьез­ные тех­ни­че­ские про­ек­ты. При этом бело­рус­ские раз­ра­бот­чи­ки успеш­но созда­ют про­ек­ты в обла­сти элек­трон­ной ком­мер­ции для запад­ных ком­па­ний, вклю­чая Amazon. «Разработки и про­ек­ты есть. Сегодня мож­но гово­рить о при­ме­не­нии в элек­трон­ной ком­мер­ции тех­но­ло­гии машин­но­го обу­че­ния, созда­ния авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных служб по обра­бот­ке зака­зов и достав­ке про­дук­тов. Другое дело, что эти про­ек­ты тре­бу­ют серьез­ных инве­сти­ций, а их на бело­рус­ском рын­ке про­сто нет», – отме­ти­ла Паньшина.

В Беларуси нет инве­сти­ций в тех­но­ло­ги­че­ское раз­ви­тие интернет-​торговли.

Руководитель само­го круп­но­го онлайн-​гипермаркета 21vek.by Сергей Вайнилович это под­твер­жда­ет. Он уве­рен, что оку­пить любую тех­но­ло­ги­че­скую нова­цию в Беларуси очень слож­но. «Бюджет для тех­но­ло­ги­че­ских плат­форм оди­на­ко­вый  и для аме­ри­кан­ско­го, и для бело­рус­ско­го рын­ков. На аме­ри­кан­ском рын­ке мы вло­же­ния в инно­ва­ции оку­пим, а на бело­рус­ском срок оку­па­е­мо­сти рас­тя­нет­ся за пре­де­лы жиз­нен­но­го цик­ла самой тех­но­ло­гии», – ска­зал Вайнилович.

Держатели тор­го­вых пло­ща­док гото­вы обсуж­дать тех­ни­че­скую рево­лю­цию толь­ко вку­пе с зако­но­да­тель­ной либе­ра­ли­за­ци­ей и ростом поку­па­тель­ской спо­соб­но­сти бело­ру­сов. Ожидается, что декрет, сни­ма­ю­щий огра­ни­че­ния в элек­трон­ной тор­гов­ле, будет под­пи­сан в бли­жай­шее вре­мя.

Источник: digital.report