На чте­ние: 0.1 mintue
 Каждый год на про­тя­же­нии мно­гих веков в этот день люди при­хо­дят на моги­лы сво­их близ­ких, что­бы почтить их память. Радуница – празд­ник, извест­ный с язы­че­ских вре­мен. С при­хо­дом на наши зем­ли хри­сти­ан­ства Радуница ста­ла отме­чать­ся во втор­ник, на деся­тый день после Пасхи. Некоторые иссле­до­ва­те­ли уве­ря­ют, что для бело­ру­сов (в отли­чие от рус­ских и укра­ин­цев) Радуница – осо­бый, весь­ма почи­та­е­мый празд­ник. Так, иссле­до­ва­тель бело­рус­ской исто­рии Вадим Деружинский в кни­ге «Тайны бело­рус­ской исто­рии» объ­яс­ня­ет уни­каль­ность Радуницы тем, что в дав­ние вре­ме­на толь­ко наши пред­ки хоро­ни­ли тела умер­ших роди­чей в зем­ля­ных ямах. Отсюда и тра­ди­ция наве­щать усоп­ших. Остальные восточ­ные сла­вяне кре­ми­ро­ва­ли умер­ших. Кремация пре­кра­ти­лась толь­ко с при­хо­дом хри­сти­ан­ства, пото­му что она про­ти­во­ре­чи­ла уче­нию о вос­кре­ше­нии из мертвых.

 Известный рус­ский фольклорист-​этнограф Иван Сахаров в «Сказаниях рус­ско­го наро­да» так опи­сы­вал Радуницу, отме­ча­е­мую на бело­рус­ских зем­лях в нача­ле 19-​го века: «Люди при­хо­дят во втор­ник на моги­лы сво­их роди­те­лей, в 2 часа попо­лу­дни, обе­дать и поми­нать их за упо­кой. Сначала начи­на­ет­ся ката­ние на моги­лах крас­ных яиц, потом обли­ва­ние могил медом и вином. Яйца раз­да­ют­ся нищим. Могилы накры­ва­ют­ся белым сто­леч­ни­ком, уста­нав­ли­ва­ют­ся куша­нья. По ста­рым при­ме­там, куша­нье долж­но состо­ять из нечет­ных блюд. Приветствуют роди­те­лей: «Святые рад­зи­це­ли, хад­зи­це к нам хлеба-​соли куша­ць!». Садятся на моги­лах поми­нать их. По окон­ча­нии поми­нок гово­рят: «Мои рад­зи­це­ли, выба­чай­те, не дзи­ви­цесь, чым хата бага­та, тым и рада». Остатки куша­нья раз­да­ют­ся нищим». С эти­ми утвер­жде­ни­я­ми навер­ня­ка мож­но поспо­рить, но бес­спор­ным оста­ет­ся сле­ду­ю­щий факт: в наше вре­мя толь­ко в Беларуси день Радуницы явля­ет­ся нера­бо­чим днем.
– Церковь не одоб­ря­ет тра­ди­цию при­но­сить на моги­лы еду и спирт­ное, – ска­зал насто­я­тель Свято-​Успенского собо­ра про­то­и­е­рей Алексей Пешко. – Это язы­че­ство, ниче­го обще­го не име­ю­щее с хри­сти­ан­ским веро­уче­ни­ем. В день Радуницы хри­сти­а­нин дол­жен сна­ча­ла прид­ти в храм, подать запис­ку о пока­я­нии сво­их умер­ших род­ных, а уж затем пой­ти на клад­би­ще. По воз­вра­ще­нии домой мож­но и потрапезничать.
 Традиционно моги­лы уби­ра­ют­ся нака­нуне празд­ни­ка. Побывав в минув­ший поне­дель­ник на Старорусском клад­би­ще, с удо­вле­тво­ре­ни­ем отме­тил, что абсо­лют­ное боль­шин­ство могил при­бра­но и ухо­же­но. А ведь захо­ро­не­ния на этом клад­би­ще дати­ро­ва­ны 50–70-ми года­ми про­шло­го века, мно­гие из близ­ких род­ствен­ни­ков похо­ро­нен­ных здесь и сами нашли свой послед­ний при­ют на «новом» клад­би­ще. Значит, вну­ки и пра­вну­ки пом­нят веко­вые тра­ди­ции, что не может не радовать.
Старались и ком­му­наль­ные служ­бы. По инфор­ма­ции глав­но­го инже­не­ра фили­а­ла «Речицаблагоустройство» КУП «Речицкий рай­жил­ком­хоз» Анатолия Гапоненко, рабо­ты по убор­ке двух город­ских клад­бищ нача­лись еще 16 апре­ля. На про­тя­же­нии 8 дней на клад­би­щах тру­ди­лись 22 работ­ни­ка пред­при­я­тия, были задей­ство­ва­ны 4 погруз­чи­ка и 8 гру­зо­вых автомобилей.
Влад Макаревич
admin
Author: admin