На чтение: 0.1 mintue
Каждый год на протяжении многих веков в этот день люди приходят на могилы своих близких, чтобы почтить их память. Радуница – праздник, известный с языческих времен. С приходом на наши земли христианства Радуница стала отмечаться во вторник, на десятый день после Пасхи. Некоторые исследователи уверяют, что для белорусов (в отличие от русских и украинцев) Радуница – особый, весьма почитаемый праздник. Так, исследователь белорусской истории Вадим Деружинский в книге «Тайны белорусской истории» объясняет уникальность Радуницы тем, что в давние времена только наши предки хоронили тела умерших родичей в земляных ямах. Отсюда и традиция навещать усопших. Остальные восточные славяне кремировали умерших. Кремация прекратилась только с приходом христианства, потому что она противоречила учению о воскрешении из мертвых.
Известный русский фольклорист-этнограф Иван Сахаров в «Сказаниях русского народа» так описывал Радуницу, отмечаемую на белорусских землях в начале 19-го века: «Люди приходят во вторник на могилы своих родителей, в 2 часа пополудни, обедать и поминать их за упокой. Сначала начинается катание на могилах красных яиц, потом обливание могил медом и вином. Яйца раздаются нищим. Могилы накрываются белым столечником, устанавливаются кушанья. По старым приметам, кушанье должно состоять из нечетных блюд. Приветствуют родителей: «Святые радзицели, хадзице к нам хлеба-соли кушаць!». Садятся на могилах поминать их. По окончании поминок говорят: «Мои радзицели, выбачайте, не дзивицесь, чым хата багата, тым и рада». Остатки кушанья раздаются нищим». С этими утверждениями наверняка можно поспорить, но бесспорным остается следующий факт: в наше время только в Беларуси день Радуницы является нерабочим днем.
– Церковь не одобряет традицию приносить на могилы еду и спиртное, – сказал настоятель Свято-Успенского собора протоиерей Алексей Пешко. – Это язычество, ничего общего не имеющее с христианским вероучением. В день Радуницы христианин должен сначала придти в храм, подать записку о покаянии своих умерших родных, а уж затем пойти на кладбище. По возвращении домой можно и потрапезничать.
Традиционно могилы убираются накануне праздника. Побывав в минувший понедельник на Старорусском кладбище, с удовлетворением отметил, что абсолютное большинство могил прибрано и ухожено. А ведь захоронения на этом кладбище датированы 50–70-ми годами прошлого века, многие из близких родственников похороненных здесь и сами нашли свой последний приют на «новом» кладбище. Значит, внуки и правнуки помнят вековые традиции, что не может не радовать.
Старались и коммунальные службы. По информации главного инженера филиала «Речицаблагоустройство» КУП «Речицкий райжилкомхоз» Анатолия Гапоненко, работы по уборке двух городских кладбищ начались еще 16 апреля. На протяжении 8 дней на кладбищах трудились 22 работника предприятия, были задействованы 4 погрузчика и 8 грузовых автомобилей.
Влад Макаревич
– Церковь не одобряет традицию приносить на могилы еду и спиртное, – сказал настоятель Свято-Успенского собора протоиерей Алексей Пешко. – Это язычество, ничего общего не имеющее с христианским вероучением. В день Радуницы христианин должен сначала придти в храм, подать записку о покаянии своих умерших родных, а уж затем пойти на кладбище. По возвращении домой можно и потрапезничать.
Традиционно могилы убираются накануне праздника. Побывав в минувший понедельник на Старорусском кладбище, с удовлетворением отметил, что абсолютное большинство могил прибрано и ухожено. А ведь захоронения на этом кладбище датированы 50–70-ми годами прошлого века, многие из близких родственников похороненных здесь и сами нашли свой последний приют на «новом» кладбище. Значит, внуки и правнуки помнят вековые традиции, что не может не радовать.
Старались и коммунальные службы. По информации главного инженера филиала «Речицаблагоустройство» КУП «Речицкий райжилкомхоз» Анатолия Гапоненко, работы по уборке двух городских кладбищ начались еще 16 апреля. На протяжении 8 дней на кладбищах трудились 22 работника предприятия, были задействованы 4 погрузчика и 8 грузовых автомобилей.
Влад Макаревич