- Александр Анатольевич, с чем связано изменение порядка прохождения техосмотра?
– С вступлением в силу с 1 июля текущего года Технического кодекса установившейся практики «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств» (ТКП). Теперь работники диагностических станций в своей деятельности будут руководствоваться не десятками ранее действовавших разрозненных технических нормативных актов, а именно этим документом.
- И что же меняется?
– Сразу хочу сказать: никаких революционных изменений не произошло. Остались прежними требования к основным системам и узлам автомобиля, обеспечивающим бе-зопасность участников дорожного движения (тормозная система, рулевое управление), к системам, обеспечивающим экологическую безопасность. Произошла некоторая либерализация в порядке допуска ТС к участию в дорожном движении в части, касающейся, прежде всего, внешнего вида автомобиля. Так, наконец-то решился вопрос с пресловутыми наклейками на кузов и стекла автомобилей, которые для некоторых автомобилистов, как показала практика, очень дороги. Правила Дорожного движения (ПДД) запрещают участие в дорожном движении автомобилей «с внешне видимыми наклейками (изображениями)». Но понятие «внешне видимые» нигде регламентировано не было. Сейчас к участию в дорожном движении не допускаются лишь те ТС с наклейками, если «их содержание (надпись) различается с расстояния более 10 метров».
Но наиболее значимыми для автомобилистов стали изменения, касающиеся допуска к участию в дорожном движении ТС, имеющих повреждения деталей кузова и окраски. ПДД запрещают эксплуатацию автомобилей со «значительными внешними повреждениями деталей кузова (кабины), окраски ТС». Но, как и в случае с наклейками, регламентация термина «значительность» отсутствовала. Сейчас критерии степени повреждений кузова и окраски ТС есть, но, по правде сказать, вопросы по их практическому применению у работников диагностических станций остались. Если с определением значительности повреждения окраски все более-менее понятно, то с повреждениями деталей кузова (кабины), к сожалению, нет.
Помощь в определении значительности или незначительности повреждения окраски работнику диагностической станции будут оказывать два шаблона диаметром 50 мм и 20 мм. Итак, если на внешне видимом участке кузова (кабины) ТС будет отсутствовать лакокрасочное покрытие, размер поверхности которого позволяет вписать в него окружность диаметром 50 мм, или на трех и более таких участках, размер поверхности каждого из которых позволяет вписать в него окружность диаметром 20 мм, то такие повреждения признаются незначительными. Если повреждения превышают размеры шаблонов, автовладельцу придется заняться «малярными работами».
Сложнее с определением значительности-незначительности механических повреждений деталей кузова (кабины). Есть смысл процитировать соответствующий раздел ТКП. Согласно нему «значительные повреждения деталей кузова (кабины) – это наличие сквозных (механических) или коррозийных повреждений внешне видимых элементов кузова (кабины), а также наличие участка кузова (кабины), имеющего повреждения, размер поверхности которого позволяет вписать в него окружность диаметром 100 мм или трех и более таких участков, размер поверхности каждого из которых позволяет вписать в него окружность диаметром 50 мм». Получается, что со сквозной дырой диаметром до 10 см техосмотр пройти можно, а с тремя вмятинами с диаметром каждой чуть более 5 см – нет? Согласитесь, что-то здесь не так. Надеемся в ближайшее время получить от «Белтехосмотра» разъяснения.
- Есть еще какие-нибудь существенные изменения?
– На мой взгляд, остановиться можно еще на двух. Первое касается «разноцветности» ТС. Теперь не является причиной для непрохождения гостехосмотра наличие участков кузова (кабины), окрашенных в цвет, отличный от указанного в регистрационных документах, если такие участки занимают менее 1/3 площади видимой поверхности.
Еще одно изменение предусматривает возможность получения заключения о прохождении техосмотра с формулировкой «соответствует с замечаниями». Бывает, что недостатки, обнаруживаемые работниками диагностической станции, являются незначительными, никоим образом не влияющими на безопасность движения или экологическую безопасность ТС. Теперь в таких случаях ТС допускается к участию в дорожном движении с вышеуказанной формулировкой. Например, регистрационный знак ТС подсвечивается только одной лампочкой, а вторая перегорела или масло где-то начало выделяться, но падение капель еще не началось – такие незначительные неисправности позволят пройти гостехосмотр.
- В заключение, Александр Анатольевич, напомните нашим читателям о сроках прохождения техосмотра и об ответственности за участие в дорожном движении ТС, не прошедших гостехосмотр.
– Сроки остались прежними: для легковых автомобилей «возрастом» до 10 лет – раз в 2 года, старше 10 лет – ежегодно, грузовые автомобили – 1 раз в год, микроавтобусы (автобусы) – 2 раза в год. Остались прежними и меры ответственности: участие в дорожном движении ТС, не прошедшего гостехосмотр, влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 2‑х базовых величин (ч.5 ст. 18.12 КоАП РБ).
Беседовал Влад Макаревич