На чте­ние: 0.6 mintue
Александр УТКИНКаждый из авто­мо­би­ли­стов (кто – раз в два года, а боль­шин­ство – раз в год) стал­ки­ва­ет­ся с доста­точ­но обре­ме­ни­тель­ной про­це­ду­рой – про­хож­де­ни­ем госте­х­осмот­ра. Проходя его, кому-​то жаль поте­рян­но­го вре­ме­ни, кому-​то – денег, но все же подав­ля­ю­щее боль­шин­ство из нас пре­крас­но пони­ма­ет, что такой тех­осмотр необ­хо­дим. Ведь от тех­ни­че­ско­го состо­я­ния авто­мо­би­ля зави­сит в первую оче­редь без­опас­ность как его води­те­ля и пас­са­жи­ров, так и дру­гих участ­ни­ков дорож­но­го дви­же­ния. Но быва­ет очень обид­но, когда после про­хож­де­ния всех про­ве­рок на стен­дах диа­гно­сти­че­ской стан­ции, на послед­нем рубе­же, где про­ве­ря­ет­ся «внеш­ний облик» авто­мо­би­ля, его вла­дель­ца вдруг заво­ра­чи­ва­ют обрат­но, обна­ру­жив то ли вмя­ти­ну на капо­те, то ли что-​то еще, нико­им обра­зом не вли­я­ю­щее на без­опас­ность дви­же­ния, но не впи­сы­ва­ю­ще­е­ся в какой-​либо пункт мно­го­чис­лен­ных инструк­ций, регла­мен­ти­ру­ю­щих поря­док про­хож­де­ния тех­осмот­ра. С 1 июля, похо­же, слу­ча­ев отка­за в полу­че­нии завет­ной наклей­ки на лобо­вое стек­ло по таким при­чи­нам ста­нет мень­ше: изме­нил­ся сам поря­док про­хож­де­ния тех­ни­че­ско­го осмот­ра транс­порт­ных средств (ТС). Об этом в бесе­де с началь­ни­ком диа­гно­сти­че­ской стан­ции №106 фили­а­ла «Автобусный парк №3» ОАО «Гомельоблавтотранс» Александром УТКИНЫМ (на снимке).

- Александр Анатольевич, с чем свя­за­но изме­не­ние поряд­ка про­хож­де­ния техосмотра?
– С вступ­ле­ни­ем в силу с 1 июля теку­ще­го года Технического кодек­са уста­но­вив­шей­ся прак­ти­ки «Государственный тех­ни­че­ский осмотр транс­порт­ных средств. Порядок про­ве­де­ния про­вер­ки тех­ни­че­ско­го состо­я­ния транс­порт­ных средств» (ТКП). Теперь работ­ни­ки диа­гно­сти­че­ских стан­ций в сво­ей дея­тель­но­сти будут руко­вод­ство­вать­ся не десят­ка­ми ранее дей­ство­вав­ших раз­роз­нен­ных тех­ни­че­ских нор­ма­тив­ных актов, а имен­но этим документом.
- И что же меняется?
– Сразу хочу ска­зать: ника­ких рево­лю­ци­он­ных изме­не­ний не про­изо­шло. Остались преж­ни­ми тре­бо­ва­ния к основ­ным систе­мам и узлам авто­мо­би­ля, обес­пе­чи­ва­ю­щим бе-​зопасность участ­ни­ков дорож­но­го дви­же­ния (тор­моз­ная систе­ма, руле­вое управ­ле­ние), к систе­мам, обес­пе­чи­ва­ю­щим эко­ло­ги­че­скую без­опас­ность. Произошла неко­то­рая либе­ра­ли­за­ция в поряд­ке допус­ка ТС к уча­стию в дорож­ном дви­же­нии в части, каса­ю­щей­ся, преж­де все­го, внеш­не­го вида авто­мо­би­ля. Так, наконец-​то решил­ся вопрос с пре­сло­ву­ты­ми наклей­ка­ми на кузов и стек­ла авто­мо­би­лей, кото­рые для неко­то­рых авто­мо­би­ли­стов, как пока­за­ла прак­ти­ка, очень доро­ги. Правила Дорожного дви­же­ния (ПДД) запре­ща­ют уча­стие в дорож­ном дви­же­нии авто­мо­би­лей «с внешне види­мы­ми наклей­ка­ми (изоб­ра­же­ни­я­ми)». Но поня­тие «внешне види­мые» нигде регла­мен­ти­ро­ва­но не было. Сейчас к уча­стию в дорож­ном дви­же­нии не допус­ка­ют­ся лишь те ТС с наклей­ка­ми, если «их содер­жа­ние (над­пись) раз­ли­ча­ет­ся с рас­сто­я­ния более 10 метров».
Но наи­бо­лее зна­чи­мы­ми для авто­мо­би­ли­стов ста­ли изме­не­ния, каса­ю­щи­е­ся допус­ка к уча­стию в дорож­ном дви­же­нии ТС, име­ю­щих повре­жде­ния дета­лей кузо­ва и окрас­ки. ПДД запре­ща­ют экс­плу­а­та­цию авто­мо­би­лей со «зна­чи­тель­ны­ми внеш­ни­ми повре­жде­ни­я­ми дета­лей кузо­ва (каби­ны), окрас­ки ТС». Но, как и в слу­чае с наклей­ка­ми, регла­мен­та­ция тер­ми­на «зна­чи­тель­ность» отсут­ство­ва­ла. Сейчас кри­те­рии сте­пе­ни повре­жде­ний кузо­ва и окрас­ки ТС есть, но, по прав­де ска­зать, вопро­сы по их прак­ти­че­ско­му при­ме­не­нию у работ­ни­ков диа­гно­сти­че­ских стан­ций оста­лись. Если с опре­де­ле­ни­ем зна­чи­тель­но­сти повре­жде­ния окрас­ки все более-​менее понят­но, то с повре­жде­ни­я­ми дета­лей кузо­ва (каби­ны), к сожа­ле­нию, нет.
Помощь в опре­де­ле­нии зна­чи­тель­но­сти или незна­чи­тель­но­сти повре­жде­ния окрас­ки работ­ни­ку диа­гно­сти­че­ской стан­ции будут ока­зы­вать два шаб­ло­на диа­мет­ром 50 мм и 20 мм. Итак, если на внешне види­мом участ­ке кузо­ва (каби­ны) ТС будет отсут­ство­вать лако­кра­соч­ное покры­тие, раз­мер поверх­но­сти кото­ро­го поз­во­ля­ет впи­сать в него окруж­ность диа­мет­ром 50 мм, или на трех и более таких участ­ках, раз­мер поверх­но­сти каж­до­го из кото­рых поз­во­ля­ет впи­сать в него окруж­ность диа­мет­ром 20 мм, то такие повре­жде­ния при­зна­ют­ся незна­чи­тель­ны­ми. Если повре­жде­ния пре­вы­ша­ют раз­ме­ры шаб­ло­нов, авто­вла­дель­цу при­дет­ся занять­ся «маляр­ны­ми работами».
Сложнее с опре­де­ле­ни­ем значительности-​незначительности меха­ни­че­ских повре­жде­ний дета­лей кузо­ва (каби­ны). Есть смысл про­ци­ти­ро­вать соот­вет­ству­ю­щий раз­дел ТКП. Согласно нему «зна­чи­тель­ные повре­жде­ния дета­лей кузо­ва (каби­ны) – это нали­чие сквоз­ных (меха­ни­че­ских) или кор­ро­зий­ных повре­жде­ний внешне види­мых эле­мен­тов кузо­ва (каби­ны), а так­же нали­чие участ­ка кузо­ва (каби­ны), име­ю­ще­го повре­жде­ния, раз­мер поверх­но­сти кото­ро­го поз­во­ля­ет впи­сать в него окруж­ность диа­мет­ром 100 мм или трех и более таких участ­ков, раз­мер поверх­но­сти каж­до­го из кото­рых поз­во­ля­ет впи­сать в него окруж­ность диа­мет­ром 50 мм». Получается, что со сквоз­ной дырой диа­мет­ром до 10 см тех­осмотр прой­ти мож­но, а с тре­мя вмя­ти­на­ми с диа­мет­ром каж­дой чуть более 5 см – нет? Согласитесь, что-​то здесь не так. Надеемся в бли­жай­шее вре­мя полу­чить от «Белтехосмотра» разъяснения.
- Есть еще какие-​нибудь суще­ствен­ные изменения?
– На мой взгляд, оста­но­вить­ся мож­но еще на двух. Первое каса­ет­ся «раз­но­цвет­но­сти» ТС. Теперь не явля­ет­ся при­чи­ной для непро­хож­де­ния госте­х­осмот­ра нали­чие участ­ков кузо­ва (каби­ны), окра­шен­ных в цвет, отлич­ный от ука­зан­но­го в реги­стра­ци­он­ных доку­мен­тах, если такие участ­ки зани­ма­ют менее 1/​3 пло­ща­ди види­мой поверхности.
Еще одно изме­не­ние преду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность полу­че­ния заклю­че­ния о про­хож­де­нии тех­осмот­ра с фор­му­ли­ров­кой «соот­вет­ству­ет с заме­ча­ни­я­ми». Бывает, что недо­стат­ки, обна­ру­жи­ва­е­мые работ­ни­ка­ми диа­гно­сти­че­ской стан­ции, явля­ют­ся незна­чи­тель­ны­ми, нико­им обра­зом не вли­я­ю­щи­ми на без­опас­ность дви­же­ния или эко­ло­ги­че­скую без­опас­ность ТС. Теперь в таких слу­ча­ях ТС допус­ка­ет­ся к уча­стию в дорож­ном дви­же­нии с выше­ука­зан­ной фор­му­ли­ров­кой. Например, реги­стра­ци­он­ный знак ТС под­све­чи­ва­ет­ся толь­ко одной лам­поч­кой, а вто­рая пере­го­ре­ла или мас­ло где-​то нача­ло выде­лять­ся, но паде­ние капель еще не нача­лось – такие незна­чи­тель­ные неис­прав­но­сти поз­во­лят прой­ти гостехосмотр.
- В заклю­че­ние, Александр Анатольевич, напом­ни­те нашим чита­те­лям о сро­ках про­хож­де­ния тех­осмот­ра и об ответ­ствен­но­сти за уча­стие в дорож­ном дви­же­нии ТС, не про­шед­ших гостехосмотр.
– Сроки оста­лись преж­ни­ми: для лег­ко­вых авто­мо­би­лей «воз­рас­том» до 10 лет – раз в 2 года, стар­ше 10 лет – еже­год­но, гру­зо­вые авто­мо­би­ли – 1 раз в год, мик­ро­ав­то­бу­сы (авто­бу­сы) – 2 раза в год. Остались преж­ни­ми и меры ответ­ствен­но­сти: уча­стие в дорож­ном дви­же­нии ТС, не про­шед­ше­го госте­х­осмотр, вле­чет адми­ни­стра­тив­ную ответ­ствен­ность в виде пре­ду­пре­жде­ния или штра­фа в раз­ме­ре до 2‑х базо­вых вели­чин (ч.5 ст. 18.12 КоАП РБ).
Беседовал Влад Макаревич

admin
Author: admin