Сохранится ли дорожный сбор: депутаты хотят изменить систему уплаты
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Речицкий РЭС информирует
Речицкий РЭС информирует

Сохранится ли дорожный сбор: депутаты хотят изменить систему уплаты

За сохра­не­ние дорож­но­го нало­га рату­ет Минфин и про­из­во­ди­те­ли топ­ли­ва, но все мень­ше авто­вла­дель­цев гото­вы его пла­тить, и все чаще слыш­ны жало­бы на его неспра­вед­ли­вое рас­пре­де­ле­ние.

Депутаты Палаты пред­ста­ви­те­лей Национального собра­ния Беларуси при­сту­пи­ли к рас­смот­ре­нию паке­та бюд­жет­ных зако­но­про­ек­тов, в чис­ле кото­рых и поправ­ки в Налоговый кодекс.

Нулевое чте­ние бюд­же­та про­шло за закры­ты­ми две­ря­ми. Но если вспом­нить хро­ни­ку обсуж­де­ний этих доку­мен­тов год назад, мож­но пред­по­ло­жить, что одним из кам­ней пре­ткно­ве­ния ста­нет вопрос упла­ты и рас­пре­де­ле­ния меж­ду рес­пуб­ли­кан­ским и мест­ны­ми бюд­же­та­ми гос­по­шли­ны за допуск авто­мо­би­лей к уча­стию в дорож­ном дви­же­нии.

В 2016 и 2017 годах «дорож­ный сбор», кото­рый был вве­ден в 2014 году, в пол­ном объ­е­ме зачис­лял­ся в рес­пуб­ли­кан­ский бюд­жет, и уже отту­да необ­хо­ди­мые суб­вен­ции пере­чис­ля­лись в реги­о­ны для ремон­та мест­ных дорог. Однако, как еще в нача­ле это­го года заяв­ля­ли бело­рус­ские вла­сти, глав­ная зада­ча дорож­ни­ков — при­ве­сти в поря­док рес­пуб­ли­кан­ские доро­ги и постро­ить новые авто­ма­ги­стра­ли госу­дар­ствен­но­го зна­че­ния.

В декаб­ре 2016 года, во вре­мя пер­во­го чте­ния бюд­же­та, депу­тат Ольга Политико под­ня­ла вопрос спра­вед­ли­во­го рас­пре­де­ле­ния дорож­но­го сбо­ра. Она отме­ти­ла, что для мно­гих авто­вла­дель­цев эти тра­ты на содер­жа­ние авто­мо­би­ля непо­силь­ны. Кроме того, в реги­о­нах люди тоже упла­чи­ва­ют сбор, а улуч­ше­ния состо­я­ния дорог не видят.

Однако после дли­тель­ных дис­кус­сий было реше­но на 2017 год меха­низм рас­пре­де­ле­ния сбо­ра не менять и вер­нуть­ся к это­му вопро­су при обсуж­де­нии ново­го про­ек­та бюд­же­та.

И вот этот момент настал.

Автовладельцы уклоняются от уплаты

По дан­ным УП «Белтехосмотр», на сего­дняш­ний день поряд­ка тре­ти авто­вла­дель­цев укло­ня­ют­ся от упла­ты дорож­но­го сбо­ра. Его упла­та про­ис­хо­дит при про­хож­де­нии тех­осмот­ра.

В стране заре­ги­стри­ро­ва­но более 3,5 мил­ли­о­нов лич­ных авто­мо­би­лей, при этом в сред­нем для оформ­ле­ния авто­мо­би­ля сред­не­го клас­са гос­по­шли­на состав­ля­ет поряд­ка 140 руб­лей, сто­и­мость тех­осмот­ра — 20 руб­лей, обя­за­тель­ное стра­хо­ва­ние граж­дан­ской ответ­ствен­но­сти обхо­дит­ся авто­вла­дель­цу еще в 80 руб­лей. Таким обра­зом, все тра­ты выли­ва­ют­ся почти в 240 руб­лей.

Между тем, сред­няя пен­сия в Беларуси — немно­гим боль­ше 300 руб­лей. Таким обра­зом, авто­вла­дель­цы пен­си­он­но­го воз­рас­та, кото­рые поль­зу­ют­ся авто­мо­би­лем в основ­ном в дач­ный сезон, вынуж­де­ны пла­тить за это пра­во почти месяч­ную пен­сию.

При этом в Беларуси нет диф­фе­рен­ци­а­ции ста­вок дорож­но­го сбо­ра для физ­лиц и инди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, для пен­си­о­не­ров не суще­ству­ет ника­ких льгот.

В «Белтехосмотре» отме­ча­ют, что чис­лен­ность граж­дан, кото­рые про­хо­дят тех­осмотр и затем упла­чи­ва­ют дорож­ный сбор, посте­пен­но сокра­ща­ет­ся начи­ная с 2014 года, и сего­дня поряд­ка 35% авто­вла­дель­цев отка­зы­ва­ют­ся от этих обя­за­тель­ных меро­при­я­тий.

Что предлагают депутаты?

Как сооб­щи­ли Sputnik в пар­ла­мент­ской комис­сии по про­мыш­лен­но­сти, ТЭК, транс­пор­ту и свя­зи, уже под­го­тов­ле­ны пред­ло­же­ния по изме­не­нию меха­низ­ма сбо­ра гос­по­шли­ны.

Там напом­ни­ли, что в апре­ле 2017 года во вре­мя посла­ния к пар­ла­мен­ту и наро­ду пре­зи­дент по прось­бе депу­та­тов дал пору­че­ние госор­га­нам про­ра­бо­тать дру­гие вари­ан­ты взи­ма­ния дорож­но­го сбо­ра. В тече­ние лета Минфин, Минтранс, МНС и МВД вме­сте с депу­та­та­ми рабо­та­ли над этим вопро­сом.

В чис­ле пред­ла­га­е­мых вари­ан­тов была идея при­вя­зать упла­ту гос­по­шли­ны к доб­ро­воль­но­му стра­хо­ва­нию или раз­де­лить пла­теж на две части, одна­ко эти вари­ан­ты не про­шли.

Большинство депу­та­тов по ито­гам обсуж­де­ний при­шли к выво­ду о том, что упла­та дорож­но­го сбо­ра долж­на быть отвя­за­на от про­хож­де­ния тех­осмот­ра и при­об­ре­сти фор­му отдель­но­го пла­те­жа.

Таким обра­зом, у физ­лиц появит­ся воз­мож­ность про­хо­дить раз в год тех­осмотр и не рис­ко­вать при уча­стии в дорож­ном дви­же­нии, а гос­по­шли­ну упла­чи­вать поме­сяч­но и толь­ко за те меся­цы, в кото­рые они поль­зо­ва­лись авто­мо­би­лем.

Контролировать факт упла­ты дорож­но­го нало­га рабо­чая груп­па пред­ла­га­ет через каме­ры фото­фик­са­ции, кото­рые в насто­я­щее вре­мя исполь­зу­ют­ся для кон­тро­ля ско­рост­но­го режи­ма.

В насто­я­щее вре­мя эти пред­ло­же­ния депу­та­ты гото­вят­ся пред­ста­вить пре­зи­ден­ту стра­ны. Однако про­гно­зи­ро­вать, будут ли одоб­ре­ны эти изме­не­ния и в какие сро­ки, в комис­сии посчи­та­ли преж­де­вре­мен­ным.

Почему Минфин против отмены сбора?

По дан­ным Минфина, в 2016 году доход­ная часть рес­пуб­ли­кан­ско­го дорож­но­го фон­да, в кото­рый и посту­па­ют сред­ства от упла­ты дорож­но­го сбо­ра, соста­ви­ла 394 мил­ли­о­на руб­лей. При этом соб­ствен­но дорож­ный сбор был собран в раз­ме­ре 278 мил­ли­о­нов руб­лей, а это три чет­вер­ти все­го дорож­но­го фон­да.

В нор­ме дорож­ный сбор посту­па­ет в рес­пуб­ли­кан­ский бюд­жет в пол­ном объ­е­ме, и уже отту­да в виде суб­вен­ций пере­да­ет­ся в мест­ные бюд­же­ты — фор­маль­но, для ремон­та мест­ных дорог. Однако на прак­ти­ке мест­ные вла­сти зна­чи­тель­ную часть этих отчис­ле­ний направ­ля­ют на дру­гие нуж­ды, посколь­ку прак­ти­че­ски все реги­о­ны в Беларуси, кро­ме Минской обла­сти, явля­ют­ся дота­ци­он­ны­ми, и рес­пуб­ли­кан­ских суб­вен­ций и транс­фер­тов на все нуж­ды попро­сту не хва­та­ет.

Если дорож­ный сбор, а вме­сте с ним и дорож­ные суб­вен­ции в мест­ные бюд­же­ты отме­нить, фис­каль­ная нагруз­ка на рес­пуб­ли­кан­ский бюд­жет ста­нет непо­мер­но высо­кой.

Одним из спо­со­бов сохра­нить дохо­ды и не уве­ли­чи­вать фис­каль­ную нагруз­ку на бюд­жет мог­ло бы стать пере­ло­же­ние сум­мы дорож­но­го сбо­ра на акци­зы на топ­ли­во.

Однако в этом слу­чае цена на дизтоп­ли­во и бен­зин суще­ствен­но вырас­тет — не про­пор­ци­о­наль­но, но зна­чи­тель­но.

Поскольку про­пор­ци­о­наль­но­го роста сто­и­мо­сти топ­ли­ва вла­сти не допу­стят, часть этой нагруз­ки будут вынуж­де­ны взять на себя про­из­во­ди­те­ли. Между тем, бело­рус­ские НПЗ в послед­ние несколь­ко лет несут суще­ствен­ную нагруз­ку из-​за рос­сий­ско­го нало­го­во­го манев­ра в неф­тя­ной сфе­ре и вынуж­де­ны само­сто­я­тель­но финан­си­ро­вать про­ек­ты по модер­ни­за­ции сво­их мощ­но­стей.

Кроме того, рез­кое уве­ли­че­ние акци­зов при­ве­дет к тому, что этот источ­ник попол­не­ния доход­ной части бюд­же­та будет исчер­пан на несколь­ко лет впе­ред, что так­же не устра­и­ва­ет Минфин.

Поэтому, как выска­зал­ся во вре­мя недав­ней пря­мой теле­фон­ной линии зам­ми­ни­стра финан­сов Владислав Татаринович, изме­не­ния в систе­ме дорож­но­го сбо­ра будут воз­мож­ны не рань­ше 2019 года — к это­му вре­ме­ни Беларусь прой­дет оче­ред­ной пик выплат по внеш­не­му дол­гу.

«Механизм упла­ты в несколь­ко частей мы рас­смат­ри­ва­ем. Помимо это­го, есть пред­ло­же­ние взи­мать пла­ту при фак­ти­че­ском исполь­зо­ва­нии дорож­ной сети. Чтобы рам­ки BelToll или каме­ры фик­са­ции ско­ро­сти счи­ты­ва­ли, упла­че­на пошли­на или нет. Пока мы рас­смат­ри­ва­ем, воз­мож­но ли это тех­ни­че­ски. Однако ого­во­рюсь, пока что речь идет о про­ек­те и пред­ло­же­ни­ях», — ска­зал он.

Источник: sputnik.by