Спорт с риском для жизни: самые известные аварии в «Формуле-1» — televid.by
Новая аптека в Речице
АПТЕКА

Спорт с риском для жизни: самые известные аварии в «Формуле-​1»

«Королевские гон­ки» все­гда при­вле­ка­ли людей, для кото­рых порог, свя­зан­ный с риском погиб­нуть, намно­го ниже, чем у дру­гих. Sputnik собрал топ-​5 самых зна­ко­вых ава­рий в «Формуле-​1».

Всего за вре­мя суще­ство­ва­ния после­во­ен­ной «Формулы-​1» погиб­ли 47 гон­щи­ков, сре­ди кото­рых 33 — непо­сред­ствен­но на трас­се, десять раз­би­лись во вре­мя тестов, а жиз­ни еще пяте­рых пило­тов унес­ли ава­рии на эта­пах, не вошед­ших в зачет Чемпионата мира.

Стоит отме­тить пер­во­го гон­щи­ка, погиб­ше­го в «Ф-​1» в самом пер­вом ее сезоне в 1950 году — фран­цуз Райан Соммер, дву­крат­ный побе­ди­тель «24 часов Ле-​Мана», раз­бил­ся на домаш­ней трас­се в Кадуре. Затем после­до­ва­ли еще 46 смер­тей, и каж­дый раз фана­там авто­спор­та кажет­ся, что оче­ред­ная гибель на трас­се ста­нет послед­ней.

«Серебряные стрелы»

Эпоха Mercedes нача­лась в «Ф-​1» еще задол­го до Второй миро­вой и свя­за­на с таки­ми зна­ко­вы­ми име­на­ми как Рудольфо Караччола, Альфред Розенбергер, Манфред фон Браухич, Тацио Нуволари и Герман Ланг. Эти гон­щи­ки одер­жа­ли мно­же­ство побед, про­сла­вив штут­гарт­скую мар­ку, одна­ко 1955-​й стал пере­лом­ным момен­том для немец­кой конюш­ни, поки­нув­шей «коро­лев­ский спорт» на десят­ки лет после тра­ге­дии, кото­рая про­изо­шла в совсем дру­гом чем­пи­о­на­те.

11 июня 1955 про­хо­ди­ла оче­ред­ная суточ­ная гон­ка в Ле-​Мане. Нанятый три года назад Mercedes в каче­стве испы­та­те­ля 49-​летний фран­цуз Пьер Левег на штут­гарт­ском боли­де пре­сле­до­вал Jaguar аме­ри­кан­ца Майка Хоторна, шед­ше­го пер­вым и вне­зап­но нажав­ше­го на тор­моз, что­бы избе­жать столк­но­ве­ния с кру­го­вой маши­ной. Левег не успел сре­а­ги­ро­вать, и его маши­на на ско­ро­сти более 200 кило­мет­ров в час выле­те­ла с трас­сы и вре­за­лась в насыпь. Обломки маши­ны поле­те­ли в зри­те­лей, а топ­лив­ный бак взо­рвал­ся. Всего, по офи­ци­аль­ным дан­ным, погиб­ли 83 зри­те­ля, 120 чело­век полу­чи­ли ране­ния. Сам Левег погиб в ДТП, полу­чив смер­тель­ную трав­му.

Авария Пьера Левега
© AFP/​
Авария Пьера Левега

Эта ава­рия поста­ви­ла крест на исто­рии Mercedes в «Формуле-​1» и вооб­ще авто­спор­те на дол­гие годы. После тра­ге­дии гла­ва коман­ды Альфред Нойбауэр объ­явил об ухо­де «конюш­ни», и штут­гарт­ский кон­церн вер­нул­ся в авто­спорт толь­ко в 80-​х про­шло­го века. В «Формулу-​1» Mercedes начал воз­вра­щать­ся сна­ча­ла в каче­стве постав­щи­ка мото­ров, на кото­рых выиг­ры­ва­лись чем­пи­о­на­ты в 1990-​х. В 2009-​м кон­церн выку­пил чем­пи­он­скую коман­ду Brawn GP, и с 2010-​го звез­да Mercedes сно­ва заси­я­ла на кок­пи­тах фор­муль­ных машин, и имен­но в этой коман­де самый титу­ло­ван­ный гон­щик Михаэль Шумахер про­вел свои послед­ние годы в «Королеве авто­спор­та».

Чемпион мира посмертно

Австриец Йохен Риндт явля­ет­ся един­ствен­ным пило­том «Ф-​1», кото­рый полу­чил чем­пи­он­ский титул посмерт­но. Он набрал доста­точ­ное коли­че­ство очков для того, что­бы даже после его гибе­ли бли­жай­шим сопер­ни­кам не уда­лось пере­крыть его дости­же­ние в сезоне 1970-​го.

Смертельная авария Йохена Риндта в Монце
© AP/​ L. Gomez
Смертельная ава­рия Йохена Риндта в Монце

Пилотируя, навер­ное, одну из луч­ших машин за всю исто­рию чем­пи­о­на­та — Lotus-​72 — во вре­мя тре­ни­ро­воч­ной сес­сии на трас­се в ита­льян­ской Монце Риндт выле­тел с трас­сы. Его «Лотус» под­ныр­нул под отбой­ник и вре­зал­ся в стой­ку. Риндта отвез­ли в гос­пи­таль, где меди­ки кон­ста­ти­ро­ва­ли смерть гон­щи­ка.

До кон­ца сезо­на оста­ва­лось все­го три гон­ки, и бель­ги­ец Жаки Икс тео­ре­ти­че­ски мог сокра­тить отста­ва­ние для того, что­бы стать чем­пи­о­ном. Однако напи­сать печаль­ную строч­ку в ста­ти­сти­ке чем­пи­о­нов помог напар­ник Риндта, бра­зи­лец Эмерсон Фиттипальди, выиг­рав­ший один из остав­ших­ся Гран-​при. Победный кубок в ито­ге полу­чи­ла вдо­ва чем­пи­о­на «Формулы», Нина Риндт.

Экранизированный пожар

Благодаря кинош­ни­кам весь мир узнал еще об одной ава­рии в исто­рии «Формулы-​1».

Однако эта ава­рия со счаст­ли­вым кон­цом — пилот не толь­ко выжил, но и вер­нул­ся в чем­пи­о­нат, а потом заво­е­вал еще два титу­ла. Она про­изо­шла на фоне сопер­ни­че­ства двух кан­ди­да­тов в чем­пи­о­ны мира сезона-​1976 — на тот момент лиде­ра, южно­аф­ри­кан­ца Джоди Шектера и австрий­ца Ники Лауды.

Авария, кото­рая была экра­ни­зи­ро­ва­на в филь­ме «Гонка», про­изо­шла на вто­ром кру­ге трас­се Нюрбургринг. Ferrari дей­ству­ю­ще­го чем­пи­о­на мира выле­те­ла с трас­сы, уда­ри­лась в отбой­ник, и уже охва­чен­ную огнем ее выбро­си­ло назад на трек, где в нее вре­зал­ся Surtees аме­ри­кан­ца Брета Ланджера. Лауду зажа­ло меж­ду облом­ка­ми, пило­ты пыта­лись выта­щить сво­е­го кол­ле­гу само­сто­я­тель­но, одна­ко это заня­ло мно­го вре­ме­ни, и когда австрий­ца доста­ли из кок­пи­та, он уже силь­но обго­рел.

Ники Лауда в кокпите Ferrari спустя несколько недель после аварии
© AP/​ Fornezza
Ники Лауда в кок­пи­те Ferrari спу­стя несколь­ко недель после ава­рии

Пережив ава­рию, кому и слож­ную реа­би­ли­та­цию, Лауда вер­нул­ся в гон­ки «Формулы», про­пу­стив все­го два эта­па. Этот чем­пи­о­нат в ито­ге выиг­рал бри­та­нец Джеймс Хант, одна­ко Лауда вер­нул себе чем­пи­он­ство в сле­ду­ю­щем году и выиг­рал еще один титул в 1984-​м. Сейчас трех­крат­ный чем­пи­он явля­ет­ся неис­пол­ни­тель­ным дирек­то­ром коман­ды Mercedes, кото­рая в сво­ей новей­шей исто­рии уже выиг­ра­ла четы­ре Кубка кон­струк­то­ров.

Легендарный бразилец

Эту ава­рию мог­ли наблю­дать уже и фана­ты «Формулы-​1» на про­сто­рах быв­ше­го СССР — в 1994-​м чем­пи­о­нат транс­ли­ро­ва­ли по теле­ви­де­нию в стра­нах раз­ва­лив­ше­го­ся Союза. Участником смер­тель­но­го инци­ден­та стал леген­дар­ный бра­зиль­ский пилот, имя кото­ро­го зна­ют даже те, кто не осо­бо сле­дил за авто­спор­том — Айртон Сенна.

Роковая авария Сенны в Имоле
© AFP/​ JEAN-​LOUP GAUTREAU
Роковая ава­рия Сенны в Имоле

Уик-​энд в Имоле унес жизнь еще одно­го гон­щи­ка — в суб­бот­ней ква­ли­фи­ка­ции во вре­мя сво­ей тре­тьей гон­ки в «Формуле-​1» погиб 33-​летний австри­ец Роланд Ратценбергер, и опе­ча­лен­ный гибе­лью пило­та Сенна лич­но поехал на место ава­рии. До это­го, в пят­нич­ных тре­ни­ров­ках, в тяже­лую ава­рию попал бра­зи­лец Рубенс Баррикелло, счи­тав­ший­ся про­те­же Сенны. В вос­кре­се­нье на седь­мом кру­ге погиб и сам Сенна — его McLaren на ско­ро­сти более 200 кило­мет­ров в час вынес­ло в пово­ро­те «Тамбурелло» пря­мо в бетон­ную сте­ну. Бразилец, заво­е­вав­ший до это­го три титу­ла, погиб на месте.

Авария Сенны при­ве­ла к зна­чи­тель­ным подвиж­кам в обла­сти без­опас­но­сти, кото­рые ини­ци­и­ро­вал еще сам бра­зи­лец неза­дол­го до сво­ей гибе­ли. И ава­рий, при­во­див­ших к смер­ти гон­щи­ков, «Формула-​1» не зна­ла на про­тя­же­нии после­ду­ю­щих 20 лет.

Гоночная семья

Француз Жюль Бьянки — потом­ствен­ный гон­щик. Его дед Мауро — три­жды чем­пи­он GT, дво­ю­род­ный дед Люсьен — побе­ди­тель 24 часов Ле-​Мана и экс-​гонщик «Ф-​1» 1950-​х — 60-​х. До «Формулы-​1» Жюль про­шел ряд «млад­ших фор­мул», выиг­рав несколь­ко чем­пи­о­на­тов и, будучи слу­ша­те­лем ака­де­мии Ferrari, попал в «Ф-​1» в каче­стве гон­щи­ка команды-​аутсайдера Marussia и в сво­ем вто­ром сезоне добыл для нее един­ствен­ное очко за всю исто­рию бри­тан­ской «конюш­ни» с рос­сий­ской лицен­зи­ей. Этот же сезон — 2014-​го стал послед­ним для пило­та: во вре­мя дожд­ли­во­го Гран-​при Японии Бьянки выле­тел с трас­сы и вре­зал­ся в спец­ма­ши­ну, эва­ку­и­ро­вав­шую раз­би­тый болид Адриана Сутиля, попав­ше­го в ава­рию на этом же участ­ке трас­сы.

Медики на месте аварии Бьянки в Сузуке
© AP/​ The Asahi Shimbum
Медики на месте ава­рии Бьянки в Сузуке

Француз полу­чил тяже­лую трав­му голо­вы и боль­ше меся­ца нахо­дил­ся в коме. 17 июля 2015 года Бьянки скон­чал­ся. 17-​й номер (под ним высту­пал пилот) Федерация авто­спор­та изъ­яла из обра­ще­ния.

Вне топа «Формулы»

Женщины в «Формуле-​1» — доволь­но ред­кое явле­ние, и пред­ста­ви­тель­ниц сла­бо­го пола, участ­во­вав­ших в «коро­лев­ских гон­ках» в каче­стве основ­ных пило­тов, мож­но пере­счи­тать по паль­цам одной руки, и толь­ко одна из них набра­ла пол-​очка. Однако все же одна серьез­ная ава­рия про­изо­шла с гон­щи­цей, кото­рая была тест-​пилотом все той же Marussia.

Уроженка Мадрида Мария де Вильота в 2012-​м при­шла в «Ф-​1» из кузов­ных чем­пи­о­на­тов, и 3 июля того же года про­изо­шла ава­рия, повли­яв­шая на ее даль­ней­шую судь­бу. Пилотесса во вре­мя оче­ред­ных тестов бри­тан­ской коман­ды с рос­сий­ской лицен­зи­ей «под­ныр­ну­ла» под гру­зо­вик в бок­сах на ско­ро­сти око­ло 60 кило­мет­ров в час. Гонщица с трав­ма­ми голо­вы была гос­пи­та­ли­зи­ро­ва­на, а на сле­ду­ю­щий день руко­во­ди­тель «конюш­ни» Джон Бут сооб­щил, что де Вильота лиши­лась одно­го гла­за.

Мария де Вильота
© AFP/​ PAUL CROCK
Мария де Вильота

Испанка про­шла реа­би­ли­та­цию после ава­рии и про­дол­жи­ла свою дея­тель­ность в авто­спор­те в каче­стве посла комис­сии FIA. Она напи­са­ла авто­био­гра­фию «Жизнь — это дар», одна­ко скон­ча­лась в 2013 году неза­дол­го до пре­зен­та­ции кни­ги — при­чи­ной смер­ти назва­ли кро­во­из­ли­я­ние в мозг вслед­ствие ранее полу­чен­ной трав­мы.

Автоспорт все­гда свя­зан с риском, и мно­гие гон­щи­ки, осо­бен­но тогда, когда о серьез­ных мерах в обла­сти без­опас­но­сти речи ни шло, гиб­ли в погоне за высо­ки­ми резуль­та­та­ми. И несмот­ря на очень жесто­кие совре­мен­ные тре­бо­ва­ния по без­опас­но­сти ино­гда все же слу­ча­ют­ся тра­ге­дии, хотя их пери­о­дич­ность со вре­ме­нем все боль­ше уве­ли­чи­ва­ет­ся.