Спорт с риском для жизни: самые известные аварии в "Формуле-1" | televid.by
 
SUPER грузчики. Речица
Вкусно каждый день!

Спорт с риском для жизни: самые известные аварии в «Формуле-1»

«Королевские гонки» всегда привлекали людей, для которых порог, связанный с риском погибнуть, намного ниже, чем у других. Sputnik собрал топ-5 самых знаковых аварий в «Формуле-1».

Всего за время существования послевоенной «Формулы-1» погибли 47 гонщиков, среди которых 33 — непосредственно на трассе, десять разбились во время тестов, а жизни еще пятерых пилотов унесли аварии на этапах, не вошедших в зачет Чемпионата мира.

Стоит отметить первого гонщика, погибшего в «Ф-1» в самом первом ее сезоне в 1950 году — француз Райан Соммер, двукратный победитель «24 часов Ле-Мана», разбился на домашней трассе в Кадуре. Затем последовали еще 46 смертей, и каждый раз фанатам автоспорта кажется, что очередная гибель на трассе станет последней.

«Серебряные стрелы»

Эпоха Mercedes началась в «Ф-1» еще задолго до Второй мировой и связана с такими знаковыми именами как Рудольфо Караччола, Альфред Розенбергер, Манфред фон Браухич, Тацио Нуволари и Герман Ланг. Эти гонщики одержали множество побед, прославив штутгартскую марку, однако 1955-й стал переломным моментом для немецкой конюшни, покинувшей «королевский спорт» на десятки лет после трагедии, которая произошла в совсем другом чемпионате.

11 июня 1955 проходила очередная суточная гонка в Ле-Мане. Нанятый три года назад Mercedes в качестве испытателя 49-летний француз Пьер Левег на штутгартском болиде преследовал Jaguar американца Майка Хоторна, шедшего первым и внезапно нажавшего на тормоз, чтобы избежать столкновения с круговой машиной. Левег не успел среагировать, и его машина на скорости более 200 километров в час вылетела с трассы и врезалась в насыпь. Обломки машины полетели в зрителей, а топливный бак взорвался. Всего, по официальным данным, погибли 83 зрителя, 120 человек получили ранения. Сам Левег погиб в ДТП, получив смертельную травму.

Авария Пьера Левега
© AFP/
Авария Пьера Левега

Эта авария поставила крест на истории Mercedes в «Формуле-1» и вообще автоспорте на долгие годы. После трагедии глава команды Альфред Нойбауэр объявил об уходе «конюшни», и штутгартский концерн вернулся в автоспорт только в 80-х прошлого века. В «Формулу-1» Mercedes начал возвращаться сначала в качестве поставщика моторов, на которых выигрывались чемпионаты в 1990-х. В 2009-м концерн выкупил чемпионскую команду Brawn GP, и с 2010-го звезда Mercedes снова засияла на кокпитах формульных машин, и именно в этой команде самый титулованный гонщик Михаэль Шумахер провел свои последние годы в «Королеве автоспорта».

Чемпион мира посмертно

Австриец Йохен Риндт является единственным пилотом «Ф-1», который получил чемпионский титул посмертно. Он набрал достаточное количество очков для того, чтобы даже после его гибели ближайшим соперникам не удалось перекрыть его достижение в сезоне 1970-го.

Смертельная авария Йохена Риндта в Монце
© AP/ L. Gomez
Смертельная авария Йохена Риндта в Монце

Пилотируя, наверное, одну из лучших машин за всю историю чемпионата — Lotus-72 — во время тренировочной сессии на трассе в итальянской Монце Риндт вылетел с трассы. Его «Лотус» поднырнул под отбойник и врезался в стойку. Риндта отвезли в госпиталь, где медики констатировали смерть гонщика.

До конца сезона оставалось всего три гонки, и бельгиец Жаки Икс теоретически мог сократить отставание для того, чтобы стать чемпионом. Однако написать печальную строчку в статистике чемпионов помог напарник Риндта, бразилец Эмерсон Фиттипальди, выигравший один из оставшихся Гран-при. Победный кубок в итоге получила вдова чемпиона «Формулы», Нина Риндт.

Экранизированный пожар

Благодаря киношникам весь мир узнал еще об одной аварии в истории «Формулы-1».

Однако эта авария со счастливым концом — пилот не только выжил, но и вернулся в чемпионат, а потом завоевал еще два титула. Она произошла на фоне соперничества двух кандидатов в чемпионы мира сезона-1976 — на тот момент лидера, южноафриканца Джоди Шектера и австрийца Ники Лауды.

Авария, которая была экранизирована в фильме «Гонка», произошла на втором круге трассе Нюрбургринг. Ferrari действующего чемпиона мира вылетела с трассы, ударилась в отбойник, и уже охваченную огнем ее выбросило назад на трек, где в нее врезался Surtees американца Брета Ланджера. Лауду зажало между обломками, пилоты пытались вытащить своего коллегу самостоятельно, однако это заняло много времени, и когда австрийца достали из кокпита, он уже сильно обгорел.

Ники Лауда в кокпите Ferrari спустя несколько недель после аварии
© AP/ Fornezza
Ники Лауда в кокпите Ferrari спустя несколько недель после аварии

Пережив аварию, кому и сложную реабилитацию, Лауда вернулся в гонки «Формулы», пропустив всего два этапа. Этот чемпионат в итоге выиграл британец Джеймс Хант, однако Лауда вернул себе чемпионство в следующем году и выиграл еще один титул в 1984-м. Сейчас трехкратный чемпион является неисполнительным директором команды Mercedes, которая в своей новейшей истории уже выиграла четыре Кубка конструкторов.

Легендарный бразилец

Эту аварию могли наблюдать уже и фанаты «Формулы-1» на просторах бывшего СССР — в 1994-м чемпионат транслировали по телевидению в странах развалившегося Союза. Участником смертельного инцидента стал легендарный бразильский пилот, имя которого знают даже те, кто не особо следил за автоспортом — Айртон Сенна.

Роковая авария Сенны в Имоле
© AFP/ JEAN-LOUP GAUTREAU
Роковая авария Сенны в Имоле

Уик-энд в Имоле унес жизнь еще одного гонщика — в субботней квалификации во время своей третьей гонки в «Формуле-1» погиб 33-летний австриец Роланд Ратценбергер, и опечаленный гибелью пилота Сенна лично поехал на место аварии. До этого, в пятничных тренировках, в тяжелую аварию попал бразилец Рубенс Баррикелло, считавшийся протеже Сенны. В воскресенье на седьмом круге погиб и сам Сенна — его McLaren на скорости более 200 километров в час вынесло в повороте «Тамбурелло» прямо в бетонную стену. Бразилец, завоевавший до этого три титула, погиб на месте.

Авария Сенны привела к значительным подвижкам в области безопасности, которые инициировал еще сам бразилец незадолго до своей гибели. И аварий, приводивших к смерти гонщиков, «Формула-1» не знала на протяжении последующих 20 лет.

Гоночная семья

Француз Жюль Бьянки — потомственный гонщик. Его дед Мауро — трижды чемпион GT, двоюродный дед Люсьен — победитель 24 часов Ле-Мана и экс-гонщик «Ф-1» 1950-х — 60-х. До «Формулы-1» Жюль прошел ряд «младших формул», выиграв несколько чемпионатов и, будучи слушателем академии Ferrari, попал в «Ф-1» в качестве гонщика команды-аутсайдера Marussia и в своем втором сезоне добыл для нее единственное очко за всю историю британской «конюшни» с российской лицензией. Этот же сезон — 2014-го стал последним для пилота: во время дождливого Гран-при Японии Бьянки вылетел с трассы и врезался в спецмашину, эвакуировавшую разбитый болид Адриана Сутиля, попавшего в аварию на этом же участке трассы.

Медики на месте аварии Бьянки в Сузуке
© AP/ The Asahi Shimbum
Медики на месте аварии Бьянки в Сузуке

Француз получил тяжелую травму головы и больше месяца находился в коме. 17 июля 2015 года Бьянки скончался. 17-й номер (под ним выступал пилот) Федерация автоспорта изъяла из обращения.

Вне топа «Формулы»

Женщины в «Формуле-1» — довольно редкое явление, и представительниц слабого пола, участвовавших в «королевских гонках» в качестве основных пилотов, можно пересчитать по пальцам одной руки, и только одна из них набрала пол-очка. Однако все же одна серьезная авария произошла с гонщицей, которая была тест-пилотом все той же Marussia.

Уроженка Мадрида Мария де Вильота в 2012-м пришла в «Ф-1» из кузовных чемпионатов, и 3 июля того же года произошла авария, повлиявшая на ее дальнейшую судьбу. Пилотесса во время очередных тестов британской команды с российской лицензией «поднырнула» под грузовик в боксах на скорости около 60 километров в час. Гонщица с травмами головы была госпитализирована, а на следующий день руководитель «конюшни» Джон Бут сообщил, что де Вильота лишилась одного глаза.

Мария де Вильота
© AFP/ PAUL CROCK
Мария де Вильота

Испанка прошла реабилитацию после аварии и продолжила свою деятельность в автоспорте в качестве посла комиссии FIA. Она написала автобиографию «Жизнь — это дар», однако скончалась в 2013 году незадолго до презентации книги — причиной смерти назвали кровоизлияние в мозг вследствие ранее полученной травмы.

Автоспорт всегда связан с риском, и многие гонщики, особенно тогда, когда о серьезных мерах в области безопасности речи ни шло, гибли в погоне за высокими результатами. И несмотря на очень жестокие современные требования по безопасности иногда все же случаются трагедии, хотя их периодичность со временем все больше увеличивается.