Праздник из глубины веков
Ускоряемся вместе
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

Праздник из глубины веков

 Коляда – празд­ник, отме­ча­е­мый в Беларуси еще с язы­че­ских вре­мен. В дохри­сти­ан­ские вре­ме­на празд­но­ва­ние Коляды было посвя­ще­но богу неба, све­та и теп­ла (Даждьбогу). С при­хо­дом на бело­рус­ские зем­ли хри­сти­ан­ства празд­ник Коляды не исчез, как с ним пред­ста­ви­те­ли пра­во­слав­ной и като­ли­че­ской церк­вей ни боро­лись. В кон­це кон­цов, церк­вям при­шлось сми­рить­ся, про­ти­во­по­ста­вив свой рож­де­ствен­ский цикл ново­ле­тия, язы­че­ские вос­по­ми­на­ния заме­нив хри­сти­ан­ски­ми леген­да­ми, древ­ние мас­ки и игры – хож­де­ни­ем с царями-​волхвами и звездой.
Празднуют Коляду в раз­ных сла­вян­ских стра­нах по-​разному и в раз­ное вре­мя. На восто­ке Беларуси тра­ди­ци­он­но Коляда отме­ча­ет­ся в ночь на 14 янва­ря (на так назы­ва­е­мый Старый Новый год). Еще одно назва­ние у это­го празд­ни­ка – Щедруха (Щедрый вечер). В совет­ские вре­ме­на щед­ро­вать не запре­ща­лось, для моло­де­жи это было дело и весе­лое, и при­быль­ное. Сейчас с подъ­ез­да­ми, обо­ру­до­ван­ны­ми домо­фо­на­ми, не каж­дый щед­ров­щик добе­рет­ся до госте­при­им­но рас­пах­ну­той две­ри, так что празд­ник с мно­го­ве­ко­вы­ми тра­ди­ци­я­ми из горо­дов поти­хонь­ку сме­ща­ет­ся в дерев­ни, где еще есть молодежь. 

 Но в Речице этот празд­ник не забыт. Традиционно стар­ту­ет он в семь часов вече­ра на цен­траль­ной пло­ща­ди горо­да, где сила­ми само­де­я­тель­ных арти­стов раз­во­ра­чи­ва­ет­ся тра­ди­ци­он­ное теат­ра­ли­зо­ван­ное пред­став­ле­ние. В этом году оно полу­чи­ло назва­ние «Рождественский при­ем у Солохи». Режиссер-​постановщик, мето­дист ГДК Людмила Горелова ото­шла от клас­си­че­ской гого­лев­ской трак­тов­ки встре­чи Рождества, взяв из пер­со­на­жей «Вечеров на хуто­ре близ Диканьки», кро­ме Солохи, лишь ее под­руч­но­го – Черта. Остальными пер­со­на­жа­ми были Коза (в коляд­ный вечер без нее никак, ведь она – сим­вол буду­ще­го щед­ро­го уро­жая), Баба Яга (куда ж в сказ­ке без нее) и коля­дов­щи­ки со звез­дой (в язы­че­ские вре­ме­на звез­да была сим­во­лом солн­ца, сей­час она сим­во­ли­зи­ру­ет Вифлеемскую звез­ду, воз­ве­стив­шую о рож­де­нии Христа).
Колядные пес­ни в испол­не­нии вокаль­но­го ансам­бля Зареченского ДК «Радзейка», жен­ской груп­пы хора ансам­бля «Дняпро» пере­ме­жа­лись со сцен­ка­ми, где глав­ным пер­со­на­жем, несо­мнен­но, была Солоха, роль кото­рой очень талант­ли­во сыг­ра­ла Наталья Ушкина. Ведущие вече­ра не забы­ва­ли при­вле­кать к сце­ни­че­ско­му дей­ству и зри­те­лей, кото­рых в этот зим­ний вечер собра­лось чело­век сто. Легкий моро­зец (было гра­ду­сов 7), пол­ное отсут­ствие вет­ра – все это спо­соб­ство­ва­ло тому, что на пло­ща­ди собра­лись не толь­ко взрос­лые, но и дети. А самы­ми актив­ны­ми зри­те­ля­ми ста­ли речиц­кие пен­си­о­не­ры, не толь­ко друж­но под­пе­вав­шие арти­стам, но и с удо­воль­стви­ем пля­сав­шие вме­сте с ними.
Особый коло­рит коляд­но­му вече­ру доба­вил зво­нарь Свято-​Успенского собо­ра: мали­но­вый пере­звон коло­ко­лов, орга­нич­но впи­сав­ший­ся в теат­ра­ли­зо­ван­ное пред­став­ле­ние, несо­мнен­но, стал свое­об­раз­ным «гвоз­дем» всей коляд­ной программы.
Влад Макаревич