Первый раз в году и не последний: почему бензин в Беларуси будет дорожать | televid.by
 
Автосервис ГАСС − вакансии
Пространство для рекламы

Первый раз в году и не последний: почему бензин в Беларуси будет дорожать

Почему в Беларуси доро­жа­ет бен­зин, и до какой отмет­ки могут «под­прыг­нуть» цены на заправ­ках, выяс­нял Sputnik.

В ночь со сре­ды на чет­верг в Беларуси про­изо­шло пер­вое за год подо­ро­жа­ние авто­мо­биль­но­го топ­ли­ва.

В сред­нем топ­ли­во подо­ро­жа­ло на 1,6 %. Сейчас сто­и­мость на авто­за­прав­ках состав­ля­ет: бен­зин АИ-​92 — 1,21 руб­ля, АИ-​95 — 1,29 руб­ля, АИ-​98 — 1,5 руб­ля, дизель­ное топ­ли­во — 1,31 руб­ля. При этом по сво­ей сто­и­мо­сти топ­ли­во в Беларуси оста­ет­ся самым доступ­ным в Европе.

В России, отку­да мы полу­ча­ем основ­ной объ­ем неф­ти, авто­мо­биль­ное топ­ли­во по раз­лич­ным видам бен­зи­нов и дизтоп­ли­ва доро­же в рай­оне 7-​11 %.

Почему дорожает бензин

На про­тя­же­нии про­шло­го года на миро­вых рын­ках сто­и­мость неф­ти рос­ла. Только с авгу­ста по декабрь цена на «чер­ное золо­то» вырос­ла на 25,8 %.

При этом в Беларуси в 2018 году повы­ша­ет­ся на 10 % акциз на мотор­ное топ­ли­во. В сло­жив­ших­ся усло­ви­ях бело­рус­ские неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щие заво­ды долж­ны сле­до­вать логи­ке повы­ше­ния цен на топ­ли­во, что сохра­нить рен­та­бель­ность пере­ра­бот­ки неф­ти.

Выгодной для НПЗ пере­ра­бот­ка была в усло­ви­ях, когда нефть на миро­вых рын­ках сто­и­ла 45 дол­ла­ров на бар­рель, а рав­но­вес­ный курс состав­лял 1,4 бело­рус­ско­го руб­ля за дол­лар.

Сейчас нефть при пико­вых ценах дости­га­ет сто­и­мо­сти в 70 дол­ла­ров за бар­рель. Курс дол­ла­ра колеб­лет­ся в рай­оне двух бело­рус­ских руб­лей.

Насколько должен подорожать бензин

Ранее зам­пред кон­цер­на Белнефтехим Андрей Рыбаков заяв­лял, что для ком­пен­са­ции роста цен на нефть топ­ли­во в Беларуси долж­но подо­ро­жать на 23%.

Белнефтехим ста­вит перед собой цель выров­нять сто­и­мость бен­зи­на в Беларуси с рос­сий­ским уров­нем, где цена выше. Учитывая повы­ше­ние цен на евро­пей­ском рын­ке, рос­сий­ские про­из­во­ди­те­ли зна­чи­тель­но нарас­ти­ли постав­ки бен­зи­на в ЕС.

Кстати, к 2020 году Россия пла­ни­ру­ет урав­нять цены на нефть для Беларуси и зару­беж­ных потре­би­те­лей. Тренд на рост сто­и­мо­сти топ­ли­ва в стране будет неиз­мен­ным на про­тя­же­нии несколь­ких лет.

НПЗ хотят еще больше денег

Переработка неф­ти — крайне капи­та­ло­ем­кий про­цесс, что­бы сохра­нять рен­та­бель­ность пере­ра­бот­ки необ­хо­ди­мо посто­ян­но модер­ни­зи­ро­вать про­из­вод­ство.

Сегодня бело­рус­ские НПЗ нуж­да­ют­ся еще в 1,3 млрд. дол­ла­ров допол­ни­тель­ных инве­сти­ций. Если два наших флаг­ма­на в Новополоцке и Мозыре оста­нут­ся без этих капи­та­ло­вло­же­ний в 2020 году в усло­ви­ях рав­но­вес­ных цен с миро­вы­ми потре­би­те­ля­ми, они ста­нут некон­ку­рен­то­спо­соб­ны­ми.

В этих усло­ви­ях бело­рус­ские неф­тя­ни­ки не могут бес­ко­неч­но суб­си­ди­ро­вать цены на авто­мо­биль­ное топ­ли­во для внут­рен­них потре­би­те­лей. Белорусам уже в бли­жай­шее вре­мя сто­ит начать при­смат­ри­вать­ся к мало­лит­раж­кам.

Источник: sputnik.by