Семь способов увидеть, что интернет знает о вас всё
Речицкий РЭС информирует
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

Семь способов увидеть, что интернет знает о вас всё

В сере­дине мар­та ком­па­ния Facebook ока­за­лась в цен­тре скан­да­ла из-​за исполь­зо­ва­ния лич­ных дан­ных поль­зо­ва­те­лей без их ведо­ма. 42.TUT.BY собрал несколь­ко при­ме­ров того, как круп­ные сер­ви­сы откры­то рас­ска­зы­ва­ют о собран­ных пер­со­наль­ных дан­ных — но это все рав­но может вызвать тревогу.

Фото: Reuters

Что случилось?

Британская The Guardian и аме­ри­кан­ская The New York Times опуб­ли­ко­ва­ли серию рас­сле­до­ва­ний о ком­па­нии Cambridge Analytica. Издания утвер­жда­ют, что ком­па­ния при­ме­ни­ла пси­хо­ло­ги­че­ский тест, кото­рый помог точ­но клас­си­фи­ци­ро­вать поль­зо­ва­те­лей. Тест плат­но про­шли 270 тысяч чело­век, кото­рые откры­ли инфор­ма­цию о сво­их дру­зьях в соц­се­ти. Таким обра­зом Cambridge Analytica полу­чи­ла дан­ные о 50 мил­ли­о­нах аме­ри­кан­цев и смог­ла пока­зы­вать им крайне точ­но настро­ен­ную поли­ти­че­скую рекла­му. После ком­па­ния ока­за­лась задей­ство­ва­на в пред­вы­бор­ной гон­ке в США.

Наверняка неиз­вест­но, насколь­ко Cambridge Analytica повли­я­ла на ход выбо­ров в США и како­ва ее заслу­га в побе­де Дональда Трампа. Однако скан­дал серьез­но уда­рил по Facebook: акции ком­па­нии упа­ли в цене при­мер­но на 9 про­цен­тов за два дня, Марк Цукерберг поте­рял более 6 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. Федеральная тор­го­вая комис­сия США нача­ла про­вер­ку Facebook на пред­мет нару­ше­ний в исполь­зо­ва­нии пер­со­наль­ных дан­ных, один из инве­сто­ров подал на ком­па­нию в суд, а запад­ные поль­зо­ва­те­ли актив­но обсуж­да­ют, как уда­лить­ся из соцсети.

Позже Марк Цукерберг при­знал, что ком­па­ния не оправ­да­ла дове­рие поль­зо­ва­те­лей и пообе­щал испра­вить ситуацию.

Вряд ли кто-​то решит исполь­зо­вать Facebook, что­бы повли­ять на бело­рус­ские выбо­ры. Однако мы тоже остав­ля­ем очень мно­го инфор­ма­ции о себе в онлайне — и не все­гда это замечаем.

Ваши инте­ре­сы, кли­ки по реклам­ным объ­яв­ле­ни­ям, пере­ме­ще­ния, дру­зья — все это очень цен­ная инфор­ма­ция. Мы выбра­ли семь спо­со­бов уви­деть, как мы дарим соб­ствен­ные лич­ные дан­ные круп­ным сер­ви­сам. Переходите по ссыл­кам и смот­ри­те, каки­ми сво­и­ми дан­ны­ми вы поделились.

1. «Секретный файл» с поисковыми запросами

Фото: Reuters

Где рабо­та­ет: Google

Как уви­деть: по ссыл­ке

Корпорация Google поз­во­ля­ет ска­чать абсо­лют­но все ваши дан­ные, кото­рые у нее хра­нят­ся. В архи­ве будут все ваши поис­ко­вые запро­сы, ссыл­ки на видео, про­смот­рен­ные на YouTube, вза­и­мо­дей­ствие с рекла­мой, а так­же все марш­ру­ты, про­ло­жен­ные на кар­тах, и мест­но­сти, в кото­рых вы откры­ва­ли сервис.

2. Ваша анкета, которую вы не заполняли

Где рабо­та­ет: Google

Как уви­деть: по ссыл­ке

Из огром­но­го мас­си­ва собран­ной инфор­ма­ции Google состав­ля­ет ваш при­мер­ный «порт­рет». У ком­па­нии есть инфор­ма­ция не толь­ко о поле и воз­расте, но так­же длин­ный спи­сок ваших воз­мож­ных инте­ре­сов — хоб­би, филь­мов, игр и увлечений.

Все это нуж­но ком­па­нии для более точ­но­го пока­за рекла­мы. Отключить пер­со­на­ли­за­цию рекла­мы в Google для акка­ун­та мож­но по ссыл­ке. Любопытно, что порт­рет состав­ля­ют даже для тех, кто не заре­ги­стри­ро­ван в сер­ви­сах Google. Такие поль­зо­ва­те­ли могут выклю­чить пер­со­на­ли­за­цию с помо­щью спе­ци­аль­но­го рас­ши­ре­ния для бра­у­зе­ра.

3. «Жучок» в кармане

Фото: Reuters

Где рабо­та­ет: Android

Как уви­деть: по ссыл­ке

Еще одна впе­чат­ля­ю­щая воз­мож­ность — про­смотр всех ваших пере­ме­ще­ний, о кото­рых зна­ет Google. Если у вас смарт­фон Android, то, ско­рее все­го, это будут вооб­ще все ваши пере­ме­ще­ния. Google хра­нит их, что­бы «резуль­та­ты поис­ка, све­де­ния о марш­ру­тах и дру­гая инфор­ма­ция в сер­ви­сах ста­ли точнее».

Отключить эту опцию мож­но здесь.

4. Социальное досье

Фото: Reuters

Где рабо­та­ет: Facebook

Как уви­деть: по ссыл­ке

Вы може­те полу­чить копию всех ваших дан­ных, кото­рые есть у Facebook. Для это­го нуж­но в деск­топ­ной вер­сии сай­та нажать на малень­кий тре­уголь­ник в верх­нем пра­вом углу стра­ни­цы, а даль­ше выбрать «Настройки» — «Общие» — «Скачать копию ваших дан­ных на Facebook».

После под­твер­же­ния лич­но­сти на вашу элек­трон­ную почту при­дет вну­ши­тель­ный архив. Там есть абсо­лют­но все: фото­гра­фии, дру­зья, сооб­ще­ния, кон­так­ты из почты, актив­ность с раз­ных устройств и даже все реклам­ные объ­яв­ле­ния, на кото­рые вы когда-​либо кликали.

5. Очень точная реклама

Фото: Reuters

Любой поль­зо­ва­тель Facebook может посмот­реть, по каким фак­то­рам его выбра­ли для пока­за рекла­мы. Для это­го нуж­но нажать мно­го­то­чие в пра­вом верх­нем углу реклам­но­го поста и выбрать пункт «Почему я это вижу?».

Иногда в под­бо­ре рекла­мы ока­зы­ва­ют­ся задей­ство­ва­ны ваши дру­зья, исто­рия путе­ше­ствий или под­пис­ки на стра­ни­цы. Здесь же вы може­те отка­зать­ся от кон­крет­ных объявлений.

6. «Портрет» для маркетологов

Фото: Reuters

Где рабо­та­ет: Facebook

Как уви­деть: по ссыл­ке

Еще в настрой­ках акка­ун­та Facebook есть вся инфор­ма­ция о вас, кото­рую могут исполь­зо­вать рекла­мо­да­те­ли. Ее очень мно­го — это дан­ные о вашей био­гра­фии, инте­ре­сах, устрой­ствах и друзьях.

Здесь же мож­но запре­тить сер­ви­су учи­ты­вать те или иные дан­ные. Например, если запре­тить «Рекламу с ваши­ми соци­аль­ны­ми дей­стви­я­ми», то ваше имя не будут исполь­зо­вать в объ­яв­ле­ни­ях стра­ниц, кото­рые вы до это­го лайк­ну­ли. Да-​да, без это­го запре­та ваше имя исполь­зу­ют для реко­мен­да­ции стра­ниц дру­гим пользователям.

7. Дневник перемещений

Изображение: appleinsider.ru

Где рабо­та­ет: «ВКонтакте»

Как уви­деть: по ссыл­ке

Самая попу­ляр­ная в Беларуси соц­сеть соби­ра­ет и хра­нит ваши дан­ные, но посмот­реть их не дает.

Все, что мож­но узнать — это исто­рия вхо­дов. Для это­го нуж­но нажать на малень­кую стрел­ку в пра­вом верх­нем углу стра­ни­цы, затем — «Настройки» — «Безопасность» — «Последняя актив­ность» — «Показать исто­рию актив­но­сти». Вы уви­ди­те неболь­шой спи­сок устройств из место­по­ло­же­ний, из кото­рых вхо­ди­ли в ваш аккаунт.

Любопытная деталь: «ВКонтакте» поз­во­ля­ет объ­яв­ле­ни­ям от рекла­мо­да­те­лей «дого­нять» людей с опре­де­лен­ным номе­ром теле­фо­на или адре­сом элек­трон­ной почты. Вспомните об этом в сле­ду­ю­щий раз, когда буде­те запол­нять в мага­зине анке­ту с тре­бо­ва­ни­ем ука­зать свои кон­такт­ные данные.