"Первому игроку приготовиться": добро пожаловать в детство
Речицкий РЭС информирует
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

«Первому игроку приготовиться»: добро пожаловать в детство

Режиссер Стивен Спилберг — «папа» все­го совре­мен­но­го Голливуда, и фильм «Первому игро­ку при­го­то­вить­ся» вновь напо­ми­на­ет об этом.

В про­ка­те идет фан­та­сти­че­ский бое­вик «Первому игро­ку при­го­то­вить­ся» — новый фильм гол­ли­вуд­ско­го стол­па Стивена Спилберга. Снятая по не самой удач­ной кни­ге, лен­та вновь напо­ми­на­ет зри­те­лям о гени­аль­но­сти режис­се­ра. Оценил «Первому игро­ку при­го­то­вить­ся» и колум­нист Sputnik Евгений Казарцев.

В гостях у сказки

Сюжет «Первому игро­ку при­го­то­вить­ся», при­ду­ман­ный писа­те­лем Эрнестом Клайном, буд­то создан для буй­ства фан­та­зии и кра­сок: дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в 2045 году, когда бук­валь­но все «живут» в онлайн-​игре под назва­ни­ем «Оазис».

Созданная гиком-​гением игра поз­во­ля­ет про­во­дить вре­мя в сот­нях раз­ных миров — с бит­ва­ми, тан­ца­ми, по моти­вам извест­ных все­лен­ных игр или книг; где захо­ти­те побы­вать — там и буде­те. Но часть игро­ков заня­та не про­сто раз­вле­че­ни­ем — они ищут «пас­хал­ку», кото­рую в вир­ту­аль­но­сти спря­тал почив­ший созда­тель «Оазиса». Тот, кто ее най­дет, полу­чит в наслед­ство игру и будет ей руководить.

Такая фабу­ла поз­во­ля­ет в одной исто­рии объ­еди­нить и Кинг-​Конга, и Годзиллу, и все, что толь­ко душе угод­но. Многие не вери­ли, что юри­сты раз­ных сту­дий смо­гут дого­во­рить­ся, но, когда при­шел Спилберг, все поня­ли: вот кто-​кто, а он смо­жет вопло­тить эту сказ­ку. И дей­стви­тель­но смог.

В пер­вые же мину­ты филь­ма зри­тель настоль­ко погру­жа­ет­ся в про­ис­хо­дя­щее на экране, что забы­ва­ет про суще­ство­ва­ние дру­гих фан­та­сти­че­ских лент послед­не­го вре­ме­ни. Будем чест­ны, и «Бегущий в лаби­рин­те», и «Излом вре­ме­ни», и еще сот­ня вышед­ших за год фан­та­сти­че­ских филь­мов на фоне «Первому игро­ку при­го­то­вить­ся» выгля­дят блек­ло и вто­рич­но. И тут важ­но вспом­нить: имен­но со Спилберга когда-​то во мно­гом начал­ся совре­мен­ный Голливуд — с его «Инопланетянином», «Парком Юрского пери­о­да» и «Индианой Джонсом». Ничего не поде­ла­ешь, Спилберг — визи­о­нер, кото­рый созда­ет обра­зы для сотен после­до­ва­те­лей. И в этом филь­ме вновь про­яв­ля­ет­ся его величие.

«Пасхалки» в истории про «пасхалки»

«Пасхалкой», или «пас­халь­ным яйцом», часто назы­ва­ют сек­рет в игре или дру­гом пред­ме­те куль­ту­ры — то, что мож­но най­ти слу­чай­но и от чего основ­ной сюжет никак не зави­сит. Своего рода приз для человека.

Весь сюжет «Первому игро­ку при­го­то­вить­ся» кру­тит­ся вокруг тако­го при­за — за него сра­жа­ет­ся и коман­да моло­дых игро­ков, и жела­ю­щая «под­мять» под себя «Оазис» кор­по­ра­ция. Конечно, свои «пас­хал­ки» есть и для зри­те­ля филь­ма — десят­ки отсы­лок и аллю­зий на мас­со­вую куль­ту­ру послед­не­го сто­ле­тия, от «Властелина колец» до «Монти Пайтона». Разгадывать и узна­вать эти наме­ки, не все­гда пря­мые и оче­вид­ные — еще одно удовольствие.

Кадр из фильма Стивена Спилберга Первому игроку приготовиться

© Фото: Warner Bros. Pictures (2018)

Кадр из филь­ма Стивена Спилберга «Первому игро­ку приготовиться»

Отдельный вос­торг ожи­да­ет всех люби­те­лей кино — гени­аль­но впле­тен­ное в фильм «Сияние» Стэнли Кубрика. Если вы не зна­ко­мы с этой кар­ти­ной — обя­за­тель­но вос­пол­ни­те про­бел, что­бы потом насла­дить­ся тем, как все повер­нет­ся у Спилберга.

Для кого-​то оби­лие мас­со­вой куль­ту­ры и ярких момен­тов — оче­ред­ной зре­лищ­ный аттрак­ци­он, для кого-​то — яркий при­мер пост­мо­дер­низ­ма и созда­ния уни­каль­но­го нар­ра­ти­ва из цитат. Режиссер смог «упа­ко­вать» все так, что удо­воль­ствие полу­чат и пер­вые, и вторые.

Из всех недав­но вышед­ших филь­мов «Первому игро­ку при­го­то­вить­ся» ско­рее мож­но срав­нить с «Валерианом и горо­дом тыся­чи пла­нет» — кра­соч­ной и меч­та­тель­ной рабо­той Люка Бессона. И та, и дру­гая кар­ти­на пол­ны кра­со­ты, фан­та­зии и избав­ле­ны от штам­пов. Только если у Бессона кра­со­та исклю­чи­тель­но ради кра­со­ты, Спилберг акку­рат­но пря­чет в нее смыс­лы и за кра­си­вой оберт­кой дер­жит глав­ный тезис всей исто­рии — «Реальность реальна».

Конечно, в таком мас­штаб­ном полотне не уда­лось избе­жать «про­ви­сов» с точ­ки зре­ния сюже­та или моти­ва­ции геро­ев, но об этом вспо­ми­на­ешь толь­ко после финаль­ных тит­ров, когда изо всех сил пыта­ешь­ся хоть к чему-​нибудь у Спилберга при­драть­ся. И «Первому игро­ку при­го­то­вить­ся» сла­бые сто­ро­ны мож­но про­стить — их не так мно­го, и заслу­ги режис­се­ра в кар­тине силь­но пере­ве­ши­ва­ют все воз­мож­ные недостатки.

Словом, если вы уста­ли от фаб­рич­но штам­по­ван­ных грез и жде­те от фан­та­сти­ки све­же­го воз­ду­ха — обя­за­тель­но посмот­ри­те «Первому игро­ку при­го­то­вить­ся». Тем более что боль­ше­го визу­аль­но­го насла­жде­ния в бли­жай­шее вре­мя кино­те­ат­ры нам и не обещают.

Источник: Sputnik Беларусь