* не выходя из дома, на экране монитора можно ознакомиться с имеющимся в наличии в интернет-магазине товаром, посмотреть его фотографии в различном ракурсе, ознакомиться с его техническими характеристиками;
* по причине отсутствия торговых площадей затраты на создание и содержание интернет-магазина значительно ниже, чем на содержание обычных магазинов, следовательно, значительно ниже и стоимость продаваемых там товаров;
* доставка товара транспортными или курьерскими компаниями вполне доступна по цене, происходит быстро и, как правило, качественно – следовательно, товар может быть доставлен покупателю быстро и удобным ему способом.
Однако, как известно, где есть преимущества, там обязательно будут и недостатки. К ним можно отнести следующие:
* интернет-магазин может создать любой «продвинутый пользователь», это несложно, а значит, никакого магазина может в реальности не существовать, и проверить это непросто;
* покупатель «приходит» в магазин «виртуально», т.е. работает с магазином на уровне сайта. Следовательно, реального товара он не видит и неизвестно, есть ли указанный товар на самом деле, в каком он техническом состоянии, а главное – насколько заявленные характеристики и фотографии соответствуют реальности;
* покупка товара через Интернет предполагает его полную предоплату, а вопрос отправки товара находится на совести владельца магазина, который, получив деньги, может попросту не выслать товар, или выслать товар ненадлежащего качества или другого типа. Самое интересное, что никакого письменного договора между магазином и покупателем нет, равно как нет кассового чека или иного подтверждения покупки, так что в случае чего отстоять свои права в суде будет весьма непросто (или невозможно).
Как же защитить себя от интернет-мошенников? В первую очередь обратите внимание на сайт продавца товара: с помощью сервисов типа http://leader.ru/secure/ несложно определить все данные о домене магазина, в частности, когда он зарегистрирован и на кого. Стоит внимательно присмотреться к сайту: нет ли там ошибок (грамматических, нерабочих ссылок). Наличие множества подобных ошибок, равно как, скажем, неработоспособность поиска или половины ссылок в глубь сайта должно заставить покупателя серьезно задуматься.
Следует «пробить» URL магазина через крупные поисковики (Яндекс, Рамблер, Google). Анализируя результат, несложно сделать выводы о репутации сайта: нередко в первых 3–5 результатах встречается описание проблем с данным магазином или жалобы обманутых клиентов. Причем следует понимать, что отзывы могут быть и фальшивыми.
Одним из факторов оценки является наличие на сайте множества сторонних баннеров, всевозможной рекламы, кучи кнопок счетчиков и рейтингов – крупные ресурсы таким вещами не занимаются, так как интернет-торговля приносит им доход несопоставимо больший, чем доход от подобной рекламы.
Немаловажное в фирме – это офис. С юридическим адресом (которым не является квартира), телефоном, факсом, банковскими реквизитами. Это совершенно однозначный критерий – у любой реальной фирмы все это есть, и эту информацию реальная фирма не скрывает. И наоборот, если офиса нет, и предлагается связь по ICQ, почте или скайпу (т.е. нет даже телефонов), то это крайне настораживающий фактор. Еще более настораживающим является использование в качестве контактов магазина почтовых адресов на бесплатных сервисах типа mail.ru.
Метод оплаты и доставки товара является одним из самых важных критериев. Существует множество форм оплаты: банковская пластиковая карточка, оплата через банк по платежным реквизитам, оплата с помощью электронных кошельков. Если речь идет о прямом зачислении денег на некий кошелек типа Yandex, WebMoney и т.п., то это крайне подозрительно (такой прямой перевод является аналогом отправки письма «на деревню дедушке», его можно использовать только в полной уверенности в надежности магазина). Причина проста: после банковского перевода или платежа с пластиковой карточки остается хотя бы подтверждение платежа, прямой же перевод можно считать подаренными деньгами. Зачастую на сайте магазина просят ввести номер и код подтверждения кредитной карточки. Этого делать нельзя! Ведь предоставляя номер своей банковской карты и код подтверждения (цифры на обратной стороне), покупатель, по сути, дает возможность списать любую сумму денег с его карты!
О чем необходимо помнить, прежде чем совершить покупки в Интернете? Для начала надо потратить 15 минут, чтобы провести небольшое детективное расследование: выяснить, как давно существует магазин, есть ли у него офис и реальные контактные данные, какие отзывы у магазина существуют в Интернете. Если магазин принимает деньги через электронные платежные системы типа WebMoney – обязательно проверить, есть ли отрицательные данные в арбитраже платежных систем и что дает поиск по номеру кошельков (нередко сразу находятся отзывы типа «Отправил деньги на кошелек xxx и меня кинули»).
Никогда не вводите на сайте магазина параметры своей пластиковой карточки. Исключением может быть хорошо известный и давно существующий интернет-магазин. Если оплата ведется путем расчета кредитной картой, стоит завести отдельную карту специально для покупок через Интернет и не держать на ней значительных сумм денег. В такой ситуации риск потерять деньги в результате кражи параметров карты минимален.
Внося предоплату, следует четко понимать, что деньги переводятся «под честное слово» (причина проста – нет подписанного двустороннего договора между продавцом и покупателем).
Следует помнить, что задача любого магазина – продать товар. Поэтому обязательно нужно перепроверить все характеристики заказываемого товара, уточнить его среднюю цену и внешний вид из различных источников. Радикальные расхождения в описании товара являются тревожным признаком.
Не следует верить отзывам о магазине и товаре на самом сайте магазина. Однозначно следует поискать более или менее независимые отзывы в Интернете и изучить их.
Перед заказом следует очень внимательно изучить правила обмена, возврата, гарантийного ремонта товара. Если таковые операции не описаны и (или) не предусматриваются интернет-магазином, то однозначно лучше не рисковать.
Работая с малоизвестным магазином, постарайтесь хотя бы найти знакомых, которые уже работали с ним, и спросите их мнение. Мнение знакомого незаинтересованного человека и его реальный опыт ценнее десятков отзывов в Интернете.
Игорь Алимов, заместитель управляющего ЦБУ №327 ОАО «БПС-Сбербанк»
Статья г‑на Алимова подвигла и вашего корреспондента, откинув, возможно, надуманное предубеждение к различным компьютерным новациям и реальный страх потерять деньги, воспользоваться возможностями Интернета и купить с его помощью билеты на футбольный матч сборных Беларуси и Финляндии, который пройдет в Гомеле 11 июня. Любой футбольный болельщик подтвердит, что такие матчи в Гомеле – большая редкость. Но ехать в областной центр специально, чтобы купить билеты – жалко и времени, и денег. А тут такая возможность: ехать никуда не надо, можно просто воспользоваться услугой, предоставляемой одним из сайтов по продаже билетов, перевести на его счет деньги с зарплатной карточки с помощью системы ЕРИП, и билеты у тебя в кармане.
Сама процедура проведения платежей с помощью системы ЕРИП проста, надежна и незатейлива. Благодаря ей многие пользователи (в том числе и ваш покорный слуга) осуществляют коммунальные платежи. Быстро, выгодно, удобно – этот лозунг для ЕРИП актуален, как никакой другой. Минут за двадцать, не выходя из дома, можно всю коммуналку оплатить, не трепля нервы и не тратя время в очередях у касс банков и в отделениях почты. Но это проверенные годами получатели типа райжилкомхоза, водоканала или горгаза. Случись какой-то сбой, всегда можно «найти концы» в бухгалтериях этих предприятий. А тут какая-то фирма, где-то в Минске…
Для начала, как и советует банкир, почитал отзывы в Интернете. Что ж, негатива размещено довольно много, но весь он датируется 2011‑м годом. Из позитива можно отметить следующее: кроме e‑mail, фирма имеет адрес, на ее сайте указан стационарный номер телефона, да и федерация футбола Беларуси вряд ли на матч сборной заключила бы договор с недобросовестным партнером.
Билеты на матч на сайте фирмы стоят от 70 до 180 тыс. рублей. Это максимум на 15 тыс. рублей дороже, чем в кассах стадиона. Но время – тоже деньги, а оно экономится. Выбираю сектор, места, перехожу к бронированию билетов, заполняя соответствующие графы таблицы, и на этой стадии меня поджидает первая (к счастью, она оказалась и последней) неудача: после заполнения всех необходимых граф и ввода защитного кода система вместо того, чтобы предоставить персональный ЕРИП-код, отбрасывает меня на предыдущую стадию. Неоднократные попытки преодолеть этот барьер ни к чему не приводят. Звоню в службу поддержки сайта. Тамошний компьютерщик, внимательно выслушав, посоветовал перезапустить браузер. Сказано – сделано, результат – ноль. Неужели придется ехать в Гомель? И вдруг, о чудо! В который раз, поменяв места на секторе и вновь заполнив необходимые графы, компьютер наконец-то выдает мой персональный ЕРИП-код. Дальше дело техники: проплата через систему ЕРИП и вот они, заветные билеты, распечатанные на редакционном принтере на обычной бумаге формата А4.
Неужели с ними пустят на стадион? Вновь звонок в офис компании. Девушка-консультант пояснила, что на стадион пропустят, т.к. на каждом из таких билетов есть оригинальный штрих-код, который на входе стадиона специальным прибором будет сканироваться. Но это в теории. А как на практике? Вечером 11 июня узнаю…
Влад Макаревич