В Беларуси растет число киберкраж с карточек, данные воруют также через соцсети. Как защититься
Речицкий РЭС информирует
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

В Беларуси растет число киберкраж с карточек, данные воруют также через соцсети. Как защититься

В Беларуси про­дол­жа­ет уве­ли­чи­вать­ся чис­ло кибер­пре­ступ­ле­ний с исполь­зо­ва­ни­ем бан­ков­ских кар­то­чек, в том чис­ле с помо­щью взло­ма учет­ных запи­сей поль­зо­ва­те­лей в соц­се­тях. Это сле­ду­ет из дан­ных бан­ков­ско­го про­цес­син­го­во­го цен­тра, кото­рые были разо­сла­ны бан­кам. При этом подав­ля­ю­щее боль­шин­ство несанк­ци­о­ни­ро­ван­ных опе­ра­ций с исполь­зо­ва­ни­ем рек­ви­зи­тов кар­то­чек (в отли­чие от 2016 и 2017 годов) при­хо­дит­ся на интернет-​торговцев, заре­ги­стри­ро­ван­ных на тер­ри­то­рии Беларуси.

При этом рас­тет не толь­ко чис­ло мошен­ни­че­ских опе­ра­ций по кар­точ­кам бан­ков, но общая и сред­няя сум­мы, кото­рые были укра­де­ны злоумышленниками.

— В 1-​м квар­та­ле 2018 года коли­че­ство таких опе­ра­ций уве­ли­чи­лось на 14% по срав­не­нию с 4 квар­та­лом 2017 года, при этом незна­чи­тель­но умень­ши­лось по срав­не­нию с 1 квар­та­лом 2017 (на 13%), гово­рит­ся в пись­ме, направ­лен­ном в бан­ки. — Общая сум­ма мошен­ни­че­ских опе­ра­ций с исполь­зо­ва­ни­ем рек­ви­зи­тов кар­то­чек уве­ли­чи­лась более чем в два раза по срав­не­нию с 4-​м квар­та­лом 2017 года и на 87% по срав­не­нию с 1-​м квар­та­лом 2017 года.

В пер­вом квар­та­ле это­го года сред­няя сум­ма одной мошен­ни­че­ской опе­ра­ции без при­сут­ствия кар­точ­ки соста­ви­ла 47 дол­ла­ров (для срав­не­ния: в 4-​м квар­та­ле 2017-​го она состав­ля­ла 25 дол­ла­ров, а в пер­вом квар­та­ле 2017-​го — 22 доллара).

— Такая тен­ден­ция объ­яс­ня­ет­ся обще­ми­ро­вым ростом кибер­пре­ступ­ле­ний, посто­ян­ным ростом сфе­ры интернет-​коммерции, а так­же зна­чи­тель­ным уве­ли­че­ни­ем слу­ча­ев ком­про­ме­та­ции дан­ных дер­жа­те­лей посред­ством фишин­га с при­ме­не­ни­ем соци­аль­ной инже­не­рии и взло­ма учет­ных запи­сей поль­зо­ва­те­лей в соци­аль­ных сетях с после­ду­ю­щим про­ве­де­ни­ем мошен­ни­че­ских опе­ра­ций на сай­тах, — отме­ча­ет­ся в пись­ме бан­ков­ско­го про­цес­син­го­во­го центра.

Большинство краж — 94,7% в пер­вом квар­та­ле это­го года — было совер­ше­но без при­сут­ствия кар­точ­ки, то есть уда­лен­но. Еще 4,7% неза­кон­ных опе­ра­ций с бан­ков­ски­ми пла­теж­ны­ми кар­точ­ка­ми при­хо­дят­ся на опе­ра­ции с исполь­зо­ва­ни­ем под­дель­ных карточек.

К при­ме­ру, в пер­вом квар­та­ле это­го года по срав­не­нию с октябрем-​декабрем 2017-​го чис­ло мошен­ни­че­ских опе­ра­ций с исполь­зо­ва­ни­ем под­дель­ных кар­то­чек вырос­ло на 56%, общая укра­ден­ная сум­ма — на 72%, а сред­няя сум­ма «чека» — на 10%.

— Абсолютное боль­шин­ство кар­то­чек, по кото­рым про­шли мошен­ни­че­ские опе­ра­ции с исполь­зо­ва­ни­ем под­дель­ных кар­то­чек в 1-​м квар­та­ле 2018 года, как и в преды­ду­щем году, под­верг­лись ски­мин­гу на тер­ри­то­рии Украины — 37% от обще­го коли­че­ства ском­про­ме­ти­ро­ван­ных кар­то­чек, при этом все мошен­ни­че­ские опе­ра­ции после ком­про­ме­та­ции в Украине (пре­иму­ще­ствен­но в бан­ко­ма­тах горо­да Киева и Одесской обла­сти) про­во­ди­лись в Индонезии; 28% кар­то­чек были ском­про­ме­ти­ро­ва­ны на тер­ри­то­рии Российской Федерации (все слу­чаи мошен­ни­че­ства по под­дель­ным кар­точ­кам, после ком­про­ме­та­ции в РФ, были совер­ше­ны в бан­ко­ма­тах Индии); по 6% при­хо­дят­ся на Малайзию, Мексику, Великобританию и США; остав­ши­е­ся 11% при­хо­дят­ся на Индию, Индонезию, Перу и Грецию, — гово­рит­ся в письме.

Лидирующую пози­цию по исполь­зо­ва­нию под­дель­ных кар­то­чек в 1-​м квар­та­ле 2018 года зани­ма­ет Индонезия — 54,3% от обще­го объ­е­ма мошен­ни­че­ских опе­ра­ций с исполь­зо­ва­ни­ем под­дель­ных кар­то­чек; 31,4% от обще­го объ­е­ма при­хо­дит­ся на долю Индии; 11,4% — на долю США и 2,9% на Перу.

Основной при­чи­ной роста мошен­ни­че­ства по типу соци­аль­ная инже­не­рия явля­ет­ся недо­ста­ток инфор­ма­ции и пло­хая осве­дом­лен­ность дер­жа­те­лей бан­ков­ских пла­теж­ных кар­то­чек о дан­ном виде мошен­ни­че­ства, суще­ству­ю­щих мошен­ни­че­ских схе­мах и при­е­мах. Поэтому обу­че­ние дер­жа­те­лей осно­вам без­опас­но­сти при про­ве­де­нии рас­че­тов по кар­точ­кам явля­ет­ся самым эффек­тив­ным мето­дом борь­бы с соци­аль­ной инженерией.

— Лучшим спо­со­бом борь­бы с кар­точ­ны­ми мошен­ни­ка­ми оста­ет­ся лич­ная осто­рож­ность каж­до­го участ­ни­ка без­на­лич­ных рас­че­тов. Держатели бан­ков­ских пла­теж­ных кар­то­чек долж­ны быть осве­дом­ле­ны, что бан­ки нико­гда не направ­ля­ют запро­сы, не осу­ществ­ля­ют теле­фон­ные звон­ки и не отправ­ля­ют SMS-​сообщения о бло­ки­ров­ке кар­то­чек на номе­ра мобиль­ных теле­фо­нов дер­жа­те­лей для уточ­не­ния рек­ви­зи­тов кар­точ­ки или пер­со­наль­ных дан­ных. Также напо­ми­на­ем, что дер­жа­те­ли долж­ны быть про­ин­фор­ми­ро­ва­ны о недо­пу­ще­нии раз­гла­ше­ния рек­ви­зи­тов кар­точ­ки посто­рон­ним лицам, в том чис­ле род­ствен­ни­кам, зна­ко­мым, сотруд­ни­кам бан­ка и лицам, кото­рые пыта­ют­ся помочь при исполь­зо­ва­нии карточки.

В бан­ков­ском про­цес­син­го­вом цен­тре сове­ту­ют бан­кам, что, учи­ты­вая зна­чи­тель­ный рост мошен­ни­че­ства по типу соци­аль­ная инже­не­рия в Беларуси, необ­хо­ди­мо уде­лять вни­ма­ние рабо­те с дер­жа­те­ля­ми по пово­ду воз­мож­но­стей под­клю­ча­е­мых услуг, настрой­ки лими­тов, исполь­зо­ва­ния либо бло­ки­ров­ки неис­поль­зу­е­мых сер­ви­сов, что­бы огра­ни­чить воз­мож­ное исполь­зо­ва­ние мошенниками.

Источник: finance.tut.by