«Я начал заниматься бонсай 15 лет назад, – говорит Дмитрий, – когда нашел книжку на немецком языке с интересными иллюстрациями необычных деревьев. Перевести было сложно, поэтому, глядя на картинки, пытался понять смысл этого искусства, которое меня буквально заворожило. Первый опыт самостоятельного выращивания бонсай был, к сожалению, неудачным, и дерево, а это была робиния новомексиканская, или ложная акация, погибло». Однако Дмитрий не оставил идею вырастить «деревце в подносе», как буквально переводится с японского бонсай, и через некоторое время его попытки увенчались успехом.
Сегодня в коллекции Д. Вихарева, уникальной не только на Гомельщине, но и во всей Беларуси, более 250 карликовых деревьев. Это и упомянутые уже вязы, клены, фикусы, и другие деревца, которые гомельчанин обещал привезти в свой следующий приезд в Речицу: груши, вишни, можжевельники, райские яблони, грабы и т.д. Со своими растениями Дмитрий не спешит в столицу: «В районных городах тоже живут люди. А в Минске и так есть на что посмотреть. Поэтому я выставляюсь в Гомеле, Бресте, Жлобине, Речице, других подобных городах». Чтобы вырастить бонсай, Дмитрий высевает семена или укореняет черенки подходящих растений, а иногда находит такие мини-деревья в природе, часто в удручающем состоянии. Например, сломанный саженец липы был найден в старом пионерском лагере, росток граба – на строящейся стоянке для машин, по которой прошелся бульдозер, циссус, самое старое растение в коллекции Дмитрия, – умирающим в одном из учреждений. Такие деревья, «найденные на горе», называют йамадори. И к сожалению, найти такие будущие бонсаи у нас не составляет труда.
Из множества стилей, существующих в бонсай, на выставке были представлены гохон-ёсэ (роща из пяти деревьев), такодзукури (спрут), неджикан (изогнутое дерево), моёги (веселый художник), комоти (раздвоенный ствол), неагари (дерево, стоящее на корнях) и другие. «Я стараюсь не навязывать дереву своего стиля, – признается Дмитрий, – оно чаще всего само подскажет, что хочет, нужно просто уметь его прочитать и довершить это движение. Это лучше всего, это проще всего, и это правильнее всего. По сути, дереву нужно не мешать, а просто подтолкнуть. Это как принцип дзюдо: поддайся и победи». Само искусство бонсай в Японии приравнивали к боевому, так же, как и икебану.
Японский самурай должен был уметь сочинять стихи, выращивать бонсай и владеть мечом. «Твердость руки, твердость глаза, уравновешенность композиции, терпение, усилия, переданные в растении, или расслабленное состояние, показанное в нем, – всем этим должен был обладать настоящий воин, настоящий боец», – отмечает гомельчанин.
Много лет Дмитрий ведет рубрику «Природа в миниатюре» в российском журнале «Планета цветов», по материалам многочисленных статей он планирует издать книгу. На открытии выставки Дмитрий поделился некоторыми секретами мастерства. По его словам, дерево искусственно уменьшается с помощью безжалостной обрезки ветвей, ствола и корней, которая идет только на пользу дереву, определенной пересадки, способа изгибания ветвей, цикла выращивания и других тонкостей. Если бонсай не обрезать и не трогать, через несколько лет он превратится в большое дерево и подопрет потолок. «Бонсай приучает к ответственности. Один раз не политое дерево – это загубленные десятилетия труда. Если вы поленились полить его вечером, утром вы найдете его уже умирающим, и сколько ни будете поливать, оно не оживет. Вы должны каждый день, а летом и два раза в день, живой или мертвый, ухаживать за растениями, иначе они погибнут», – говорит коллекционер-практик.
В отличие от Японии, в Беларуси искусство «выращивания деревьев в подносе» известно только узкому кругу японистов и цветоводов-любителей, но благодаря таким выставкам у людей проявляется интерес, становится все больше заинтересованных, желающих приобрести или самостоятельно вырастить бонсай.
О своих питомцах Дмитрий готов говорить бесконечно, и они, чувствуя его большую любовь, отвечают ему благодарностью. «Нужно учиться у природы и любить ее, потому что именно мы гости на этой Земле», – отмечает бонсаист.
Добавим, что выставка карликовых деревьев проходит в картинной галерее с 10.00 до 17.00 по 7 июля. Выходной – понедельник.
Светлана Труневская