Черный день календаря
Но это в мире, а что же у нас, в Беларуси? Статистика свидетельствует об уменьшении числа самоубийств в нашей стране. За 2000-2008 годы их количество сократилось с 3491 до 2662 случаев, то есть, с 34,9 до 27,5 случая на 100 тысяч населения (для сравнения: в развитых европейских странах этот показатель колеблется в пределах 17-18 случаев). С жизнью чаще всего по собственной воле прощаются достаточно молодые люди – 75% или 2014 человек, совершивших суицид в 2008 году, были в трудоспособном возрасте, 630 – старше его, и 18 человек – моложе трудоспособного возраста. К сожалению, в открытых источниках информации не удалось найти данных по 2009 году, но, как сказала на одном их брифингов для журналистов главный психиатр Министерства здравоохранения РБ Светлана Делендик, «при экономических взлетах и падениях изменяется психическое состояние человека». Учитывая, что прошлый год и для нашей страны в экономическом плане выдался достаточно тяжелым, вряд ли количество суицидов уменьшилось. Впрочем, хоть и основанное на мнении специалиста, это всего лишь предположение, не подкрепленное цифрами.
А вот по Речицкому району такие цифры есть. По информации заведующего психо-наркологическим диспансером Речицкой ЦРБ Александра Кузьминского, за пять лет количество суицидов уменьшилось с 37 (2005 год) до 26 (2009 год). Как видим, статистика более-менее благоприятная, но настораживает тот факт, что за 6 месяцев года нынешнего зарегистрировано уже 19 суицидальных случаев.
Что же необходимо предпринять специалистам-медикам, властным структурам, общественности для снижения числа самоубийств? Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Для самоубийцы он служит выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. Чтобы понять причину самоубийства, нужно узнать, какие проблемы оно должно было решить. А кто должен знать о проблемах конкретного человека? Конечно, его близкие. Любое упоминание о самоубийстве, слова «надоело жить» и т.п. следует серьезно воспринимать как призыв о помощи. Они свидетельствуют о том, что человек испытывает непреодолимые переживания, но еще не хочет совершить роковой шаг. В этой ситуации родственникам ни в коем случае нельзя заниматься «психологическим самолечением», необходимо немедленно обратиться к психиатру (психотерапевту), весьма действенной в этом случае будет и помощь священника.
Работая над темой суицидов, ваш корреспондент вспомнил о другой статье, опубликованной в одном из майских номеров «Т-и», и также посвященной этой теме. В ней заместитель районного прокурора Ирина Макаревич призывала соответствующие службы психологической помощи чаще информировать население о том, где, собственно, эти службы находятся, какие виды помощи оказывают, регулярно публиковать статьи специалистов, посвященные профилактике суицидов. Человека с детства нужно учить умению преодолевать жизненные трудности, которые могут встретиться на его пути, а примеров людей, сумевших наперекор всему вернуться к нормальной жизни после преодоления каких-либо тяжелейших испытаний, более чем достаточно. Озаботиться духовно-нравственным воспитанием паствы и, в первую очередь, молодежи должны и священнослужители Речицкого благочиния.
Такие профилактические меры должны быть достаточно действенны при условии, что они будут проводиться постоянно. Но, не знаю, как у наших коллег из «Дняпроўца», а у нас, в КУП «ТРК «Телевид» ни в газете, ни на телевидении никто из специалистов по этой проблематике в течение трех последних месяцев так ни разу и не выступил. Похоже, что о проблеме суицидов мы вспоминаем лишь 10 сентября, а такой «регулярности» для ее решения будет явно недостаточно.
Влад Макаревич