«Цветные сны» Александра Салтавца
Речицкий РЭС информирует
Ускоряемся вместе
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ

«Цветные сны» Александра Салтавца

Салтавец С откры­ти­ем в Речице кар­тин­ной гале­реи в наш город со сво­и­ми выстав­ка­ми зача­сти­ли бело­рус­ские живо­пис­цы. Разные худож­ни­ки, раз­ные жан­ры, раз­ные кар­ти­ны – каж­дая из них, уве­рен, нашла сво­е­го почи­та­те­ля из чис­ла речиц­ких люби­те­лей живо­пи­си. Выскажу сугу­бо лич­ное мне­ние: рабо­тая в газе­те, при­шлось побы­вать почти на каж­дой из выста­вок, но того эмо­ци­о­наль­но­го заря­да, потря­се­ния, если хоти­те – шока от выстав­ки Александра Исачева, про­хо­див­шей в ДКиТ «Нефтяник» в дале­ком 1987 году, испы­тать боль­ше не дово­ди­лось. И вот новая выстав­ка, и под­за­бы­тые за дав­но­стью лет ощу­ще­ния от появив­шей­ся воз­мож­но­сти про­ник­нуть во внут­рен­ний мир худож­ни­ка, посмот­реть его гла­за­ми на окру­жа­ю­щих, узнать его тре­во­ги и меч­ты уда­лось пере­жить вновь.

Александр Салтавец. Имя это­го худож­ни­ка, как ино­гда гово­рят, «широ­ко извест­но в узких кру­гах». В жиз­ни Александр сто­ро­нит­ся бомон­да и салон­ной атмо­сфе­ры. Хотя и родил­ся в Минске, но мно­го лет живет в деревне Греск Слуцкого рай­о­на, где рабо­та­ет пре­по­да­ва­те­лем в мест­ной дет­ской шко­ле искусств. Днем рабо­та в шко­ле, а ночью… Ночь он про­во­дит воз­ле моль­бер­та с кистью в руках. Именно ночью при­хо­дят виде­ния, вспы­хи­ва­ют новые сюже­ты, кото­рые и ложат­ся на холст. Сюжеты раз­ные, но всех их объ­еди­ня­ет одно – мир кра­со­ты и добра, кото­рый хочет создать мастер, в глу­бине души, навер­ное, пре­крас­но пони­мая, что в реаль­ной жиз­ни он не будет создан никогда.
выставка в Речице
Последнее утвер­жде­ние сугу­бо лич­ное, осно­ван­ное не в резуль­та­те обще­ния с худож­ни­ком, а после озна­ком­ле­ния с его рабо­та­ми. Красочные, прак­ти­че­ски ска­зоч­ные пер­со­на­жи на мно­гих рабо­тах почему-​то изоб­ра­же­ны на мрач­ном, угне­та­ю­щем фоне. Этот фон застав­ля­ет при­сталь­нее вгля­ды­вать­ся в геро­ев кар­тин, а так­же зада­вать вопро­сы, на кото­рые не нахо­дишь отве­та. Почему так гру­стен «Продавец сча­стья»? Куда с таки­ми поник­ши­ми голо­ва­ми идут «Влюбленные»? Карнавальные мас­ки не могут скрыть напря­же­ния во взгля­де пер­со­на­жей кар­ти­ны «Карнавал». Вообще у всех геро­ев кар­тин Салтавца груст­ные задум­чи­вые гла­за, и грусть эта прон­за­ет до глу­би­ны души. На выстав­ке так­же пред­став­ле­но несколь­ко пей­за­жей, но и в них нет буй­ства кра­сок, нет ярко­го сол­неч­но­го све­та. Белорусская при­ро­да (а созда­ва­лись рабо­ты в окрест­но­стях Греска) либо еще не очну­лась от дол­гой зимы, либо уже к ней под­го­то­ви­лась: голые сучья дере­вьев тоск­ли­во устрем­ле­ны в серо-​белесое небо, тра­ва пожух­ла, вода в речуш­ке ста­ла холод­ной и уже при­об­ре­ла молоч­но­ва­тый отте­нок. «Я не люб­лю пест­рых тонов в пей­за­же, – при­зна­ет­ся мастер. – Мне боль­ше по душе холод­ный весен­ний вечер или утрен­ний осен­ний туман».
Но не все так печаль­но, в кар­ти­нах Салтавца все же есть «свет в кон­це тон­не­ля». Он не каж­до­му виден, он зашиф­ро­ван в каких-​то дета­лях, но, если не сколь­зить по кар­тине лишь поверх­ност­ным взгля­дом, а посто­ять всмат­ри­ва­ясь, пози­тив обя­за­тель­но най­дешь. К при­ме­ру, кар­ти­на «Ледяное цар­ство». Представьте вла­де­ния Снежной коро­ле­вы из одно­имен­ной сказки
Г.Х. Андерсена, но не при сол­неч­ном све­те, где снег и лед, пере­ли­ва­ясь, игра­ют раз­ны­ми крас­ка­ми, а в ноч­ной мгле. Дома, мост, веду­щий в нику­да, – все обли­то льдом, вез­де сви­са­ют огром­ные сосуль­ки, не све­тит даже луна, поэто­му с полот­на веет про­ни­ка­ю­щим до костей холо­дом. Одинокий пут­ник, обла­чен­ный в мона­ше­ское оде­я­ние, с посо­хом в виде кре­ста идет к устрем­лен­но­му в тем­ное зим­нее небо дому. Ждут ли его там? Дадут ли при­ют? Тусклый, едва замет­ный свет в одном из окон остав­ля­ет надеж­ду на это. Надо идти, невзи­рая на мрак и холод, спа­се­ние есть, оно уже близко…
Достоверность в дета­лях, тон­чай­шая про­ри­сов­ка каж­дой, даже самой малень­кой из них, – этот нюанс в рабо­тах Салтавца вновь отно­сит память к твор­че­ству Александра Исачева. Вспомните, в кар­ти­нах наше­го вели­ко­го зем­ля­ка не было вто­ро­сте­пен­ных момен­тов, мело­чей, кото­рые мож­но отоб­ра­зить небреж­ным маз­ком кисти. И в кар­ти­нах Александра Салтавца все про­ри­со­ва­но до мело­чей, и часто эти мело­чи и дают ответ на вопрос, что же так тре­во­жит автора.
Возможно, выска­жу спор­ную мысль, но, зна­ко­мясь с твор­че­ством Салтавца, обна­ру­жил еще одну чер­ту, род­ня­щую его рабо­ты с кар­ти­на­ми А. Исачева. Это эле­мен­ты сюр­ре­а­лиз­ма, кото­ры­ми про­пи­та­ны рабо­ты обо­их Александров.
В заклю­че­ние оста­нов­люсь на мате­ри­аль­ной сто­роне про­цес­са, вен­ча­ю­ще­го дея­тель­ность любо­го худож­ни­ка. Каждая кар­ти­на, в кон­це кон­цов, нахо­дит сво­е­го хозя­и­на. За 16 лет актив­но­го твор­че­ства Александром Салтавцом напи­са­но око­ло 700 кар­тин. Сколько же сто­ят рабо­ты масте­ра? За отве­том на этот вопрос худож­ник посо­ве­то­вал обра­тить­ся к супру­ге Наталье, доба­вив, что он не инте­ре­су­ет­ся ценой на свои рабо­ты. Да что там ценой! По сло­вам Александра, он даже не зна­ет, сколь­ко сто­ит тюбик крас­ки или хлеб в мага­зине – всем этим зани­ма­ет­ся жена. Но, увы, даже при­бли­зи­тель­ные цены на рабо­ты узнать и у Натальи Салтавец не уда­лось. «Все реша­ет­ся по каж­дой кон­крет­ной кар­тине с каж­дым кон­крет­ным поку­па­те­лем, – отве­ти­ла Наталья, – а кон­такт­ные теле­фо­ны есть у орга­ни­за­то­ров выставки».
Персональная выстав­ка кар­тин Александра Салтавца «Цветные сны» будет про­хо­дить в кар­тин­ной гале­рее до 31 авгу­ста. На ней пред­став­ле­ны 48 работ масте­ра. Рекомендую, схо­ди­те, не пожалеете!
Влад Макаревич