В основу скульптурной композиции положена сохранившаяся до наших дней гравюра голландского художника Ван-Авраама Вестервельда, который в 1648–49 годах, будучи при ставке литовского гетмана Януша Радзивилла, побывал в наших краях. По описанию историков, в те времена замок-крепость располагался на площади около одного гектара. Пять замковых башен и крепостные стены были сделаны из дерева. Со стороны Днепра замок был защищен высоким обрывистым берегом, со стороны города – глубоким рвом с подъемным мостом. Речицкий замок-крепость вместе с деревянными замками в Дубровно, Орше, Копысе, Староселье, Шклове, Могилёве, Быхове, Рогачёве, Стрешине и Горвале составлял днепровскую линию обороны, защищавшую с востока Великое княжество Литовское.
В истории Речицы период, во время которого придворный художник рисовал эту гравюру, был весьма сложный и драматический. Город оказался в зоне действия казацкого восстания под руководством Богдана Хмельницкого. С середины 1648 года по май 1654-го город вместе с крепостью несколько раз переходил из рук польско-литовских войск под руководством Януша Радзивила в руки казаков и обратно, пока в ходе очередного захвата Речицы отрядами казачьего полковника Ивана Золотаренко замок-крепость не был окончательно разрушен. В конце XVIII века русские чиновники писали о том месте, где стояла крепость, следующее: «На берегу Днепра находится небольшое старинное укрепление, называемое замком, в коем кроме развалин и рва ничего не имеется».
То, чего не смогли увидеть чиновники Российской империи, в состав которой Речица вошла в 1793 году, мы, пусть и в уменьшенном и слегка стилизованном виде, можем увидеть воочию. Это стало возможным благодаря упорному труду и таланту Евгения Шетихина и поддержки со стороны председателя Речицкого райисполкома Виталия Панченко.
Влад Макаревич