Уметь слушать и слышать
Ускоряемся вместе
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

Уметь слушать и слышать

Пролетело уже боль­ше меся­ца, с тех пор как школь­ни­ки нача­ли учить­ся. Психологи отме­ча­ют, что дети любо­го воз­рас­та обя­за­тель­но про­хо­дят пери­од адап­та­ции к шко­ле. Причем этот пери­од длит­ся доста­точ­но дол­го: у пер­во­кла­шек – 1,5 меся­ца, у пяти­класс­ни­ков – месяц, уча­щи­е­ся осталь­ных клас­сов при­вы­ка­ют к шко­ле 2-​3 неде­ли. Как ска­зы­ва­ет­ся обу­че­ние в шко­ле на пси­хо­ло­ги­че­ском здо­ро­вье школь­ни­ков? Как вести себя роди­те­лям в слож­ных ситу­а­ци­ях? Наш раз­го­вор в пред­две­рии Всемирного дня пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья – с пси­хо­ло­гом отде­ла обще­ствен­но­го здо­ро­вья ГУ «РЗЦЭ» Дмитрием Анисимовым. 

– Дмитрий Иванович, вни­ма­ние к вопро­сам здо­ро­вья в послед­ние годы замет­но воз­рос­ло. Закономерно воз­рос­ло и вни­ма­ние к здо­ро­вью школь­ни­ков. Насколько это оправданно?
– Если мы жела­ем иметь здо­ро­вое, пол­но­цен­ное обще­ство, то начи­нать фор­ми­ро­вать его необ­хо­ди­мо с наше­го под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния. Именно поэто­му сего­дня наи­бо­лее ост­ро сто­ит вопрос о пси­хо­ло­ги­че­ском здо­ро­вье детей и школь­ни­ков. Ведь что такое здо­ро­вье? Это нали­чие иде­аль­ной гар­мо­нии физи­че­ских и пси­хо­ло­ги­че­ских про­цес­сов. Нарушение этих про­цес­сов неред­ко при­во­дит к неудо­вле­тво­ре­нию собой, окру­же­ни­ем и в конеч­ном ито­ге – к болез­ни. Специалистам уже дав­но извест­ны забо­ле­ва­ния, име­ну­е­мые пси­хо­со­ма­ти­че­ски­ми, когда дис­ба­ланс на пси­хо­ло­ги­че­ском уровне ска­зы­ва­ет­ся и на функ­ци­о­ни­ро­ва­нии внут­рен­них орга­нов. Многие роди­те­ли не обра­ща­ют вни­ма­ния на жало­бы детей на голов­ную боль, боль в живо­те, отказ от зав­тра­ка, а быва­ет, что и усу­губ­ля­ют ситу­а­цию и гово­рят: «У тебя живот все­гда болит, когда нуж­но идти в шко­лу, а вот зав­тра вос­кре­се­нье, и живот болеть не будет». На самом деле живот или голо­ва дей­стви­тель­но могут болеть из-​за силь­но­го напря­же­ния, из-​за тре­во­ги или про­сто ребен­ку неуют­но, что-​то труд­но дается.
– Современные дети вир­ту­оз­но ори­ен­ти­ру­ют­ся в дебрях Интернета, овла­де­ва­ют новы­ми элек­трон­ны­ми устрой­ства­ми. Как это ска­зы­ва­ет­ся на их здо­ро­вье и долж­ны ли роди­те­ли огра­ни­чи­вать детей?
– Сегодня поток инфор­ма­ции, полу­ча­е­мый школь­ни­ка­ми, очень велик и раз­но­об­ра­зен. Порой, не успе­вая пере­клю­чать­ся с одно­го вида дея­тель­но­сти на дру­гой, пси­хи­ка дает сбой. Компьютеры, план­ше­ты, мобиль­ные теле­фо­ны, смарт­фо­ны с кучей функ­ци­о­наль­ных воз­мож­но­стей пере­гру­жа­ют мозг ребен­ка и спо­соб­ству­ют нару­ше­нию балан­са его пси­хо­ло­ги­че­ских про­цес­сов. И вслед­ствие это­го дети ста­но­вят­ся раз­дра­жи­тель­ны­ми, вялы­ми, пада­ет успе­ва­е­мость в шко­ле, про­па­да­ет инте­рес к уче­бе. Понятно, что в разум­ных пре­де­лах мно­гие вещи про­сто необ­хо­ди­мы. Но как опре­де­лить грань доз­во­лен­но­го, где оста­но­вить­ся не в ущерб здо­ро­вью? Врачи-​офтальмологи и нев­ро­па­то­ло­ги во всех стра­нах мира счи­та­ют, что ком­пью­тер, теле­ви­зор и любые заня­тия, тре­бу­ю­щие боль­шой зри­тель­ной нагруз­ки, долж­ны про­дол­жать­ся не более часа в день. Наверное, все-​таки очень мно­гое зави­сит от нас, взрос­лых. Потакая жела­ни­ям наших детей, мы про­сто, сами того не осо­зна­вая, при­но­сим им вред.
– Часто роди­те­ли жалу­ют­ся на агрес­сив­ность, свое­во­лие детей. Как най­ти взаимопонимание?
– Мы порой очень удив­ля­ем­ся, поче­му дети не идут на кон­такт, непо­слуш­ны, свое­воль­ны и пси­хи­че­ски неурав­но­ве­шен­ны. А ведь ребе­нок во вре­мя уче­бы может испы­ты­вать так назы­ва­е­мую школь­ную тре­вож­ность, вклю­ча­ю­щую раз­лич­ные аспек­ты устой­чи­во­го школь­но­го эмо­ци­о­наль­но­го небла­го­по­лу­чия. Она выра­жа­ет­ся в вол­не­нии, повы­шен­ном бес­по­кой­стве в учеб­ных ситу­а­ци­ях, в клас­се, в ожи­да­нии пло­хо­го отно­ше­ния к себе, отри­ца­тель­ной оцен­ки со сто­ро­ны педа­го­гов, сверст­ни­ков. Ребенок посто­ян­но чув­ству­ет соб­ствен­ную неадек­ват­ность, непол­но­цен­ность, неуве­рен­ность в пра­виль­но­сти сво­е­го пове­де­ния. Некоторые взрос­лые не тер­пят в детях ни малей­шей сла­бо­сти и под­черк­ну­той кри­тич­но­стью силь­но вре­дят их само­ува­же­нию, хотя игно­ри­ро­ва­ние ребен­ка, его инте­ре­сов, про­яв­ле­ние невни­ма­ния к его лич­но­сти, отсут­ствие с нашей сто­ро­ны про­яв­ле­ния люб­ви к нему, дефи­цит поощ­ре­ний и похва­лы име­ет огром­ное вли­я­ние на его пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние. А излиш­няя кри­тич­ность к детям, нетер­пи­мость к их сла­бо­стям ведут к затяж­ной мик­ро­трав­ма­ти­за­ции ребят, к нев­ро­зам и к повре­жде­нию само­ува­же­ния, к поте­ре инте­ре­са к уче­бе. Такие вещи как недо­по­ни­ма­ние, отвер­же­ние, неспо­соб­ность к сопе­ре­жи­ва­нию с нашей сто­ро­ны трав­ми­ру­ют пси­хи­ку под­рас­та­ю­ще­го чело­ве­ка. Что в пове­де­нии ребен­ка долж­но насто­ро­жить роди­те­лей? Прежде все­го, это бес­по­кой­ный сон. Еще один при­знак – стра­хи само­го раз­но­го харак­те­ра. Третий при­знак – близ­кие сле­зы, когда ребе­нок без види­мой на то при­чи­ны начи­на­ет пла­кать, осо­бен­но если до это­го он нико­гда не был плак­си­вым. И вооб­ще любые рез­кие пере­па­ды настро­е­ния – тоже ненормально.
– И что же делать в подоб­ных ситуациях?
– Первая запо­ведь для роди­те­лей – уметь наблю­дать за ребен­ком. Но наблю­дать за ребен­ком надо не пол­ча­са, а неде­лю или две. Вторая – уметь гово­рить, слы­шать, слу­шать и пра­виль­но делать выво­ды из раз­го­во­ра. Давайте будем все­гда пом­нить, что наша непо­сред­ствен­ная зада­ча, как спе­ци­а­ли­стов, так и роди­те­лей, – все­ми сила­ми спо­соб­ство­вать укреп­ле­нию пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья наших детей и будем к ним внимательны. 

Советы роди­те­лям
* Уделите вни­ма­ние сво­е­му ребен­ку. Выслушивайте его рас­ска­зы о шко­ле, зада­вай­те уточ­ня­ю­щие вопро­сы. Если ребе­нок уви­дит ваш инте­рес к его делам и забо­там, у вас обя­за­тель­но сло­жат­ся дове­ри­тель­ные отношения.
* Если вы хоти­те, что­бы из ребен­ка вырос спо­кой­ный и уве­рен­ный в себе чело­век, обя­за­тель­но хва­ли­те его.
* Никогда не высме­и­вай­те ребен­ка и не исполь­зуй­те его про­блем про­тив него, ина­че он ста­нет замкнутым.
* Не читай­те нота­ций перед шко­лой. Ребенку при­ят­нее услы­шать дове­ри­тель­ную фра­зу: «Увидимся в два часа», чем «После шко­лы нигде не шляй­ся, сра­зу домой».
* Не кри­ти­куй­те ребен­ка – от бес­ко­неч­ных упре­ков и нака­за­ний ваш ребе­нок может поте­рять веру в себя.
* Если ребе­нок рас­тёт в упрё­ках – он учит­ся жить с чув­ством вины.
* Если ребё­нок живёт во враж­де – он ста­но­вит­ся агрессивным.
* Помогайте ребен­ку, если он про­сит в чем-​то помочь.
* И не помо­гай­те, когда он об этом не просил.
* Не под­чи­няй­те всю свою жизнь обслу­жи­ва­нию ребен­ка, не забы­вай­те о соб­ствен­ных интересах.
* Чем чаще сме­ют­ся дети, тем счаст­ли­вее дом. Создайте в нем доб­ро­же­ла­тель­ную обстановку.
Светлана Труневская