Поющий шаман
Ускоряемся вместе
Телевид — объявление бегущей строкой на ТВ
Телевид — настоящее цифровое кабельное телевидение

Поющий шаман

Николай ОоржакОбращал ли кто-​нибудь из вас, ува­жа­е­мые чита­те­ли, вни­ма­ние на появив­ши­е­ся не так дав­но в нашем горо­де афи­ши, воз­ве­ща­ю­щие о при­ез­де в Речицу тувин­ско­го шама­на Николая Ооржака? Ознакомившись с тек­стом, сра­зу в памя­ти всплы­ла серия мате­ри­а­лов Ирины Дарьиной в газе­те «Дняпровец» о ее путе­ше­ствии в Туву. Интерес к подоб­ным вещам и зада­ние редак­ции не поз­во­ли­ли про­пу­стить пер­вый визит в Речицу насто­я­ще­го тувин­ско­го шамана.
Надо ска­зать, что тако­го коли­че­ства зри­те­лей на встре­че с Николаем Ооржаком в цен­траль­ной рай­он­ной биб­лио­те­ке я уви­деть никак не ожи­дал. Ее читаль­ный зал на такое коли­че­ство посе­ти­те­лей тоже рас­счи­тан не был, посе­му сотруд­ни­ки биб­лио­те­ки спеш­но сно­си­ли туда боль­шин­ство име­ю­щих­ся в зда­нии сту­льев. Второй раз за вечер я уди­вил­ся, когда в зал вошел Николай Ооржак, а сле­дом – упо­мя­ну­тая выше Ирина Дарьина. Как выяс­ни­лось поз­же, визит в наш город леген­дар­но­го пою­ще­го шама­на состо­ял­ся имен­но с ее подачи. 

Николай Мунзукович в тот вечер, к сожа­ле­нию, не был одет в тра­ди­ци­он­ные шаман­ские одеж­ды, в кото­рых я видел его на афи­ше, ско­рее, напо­ми­нал масте­ра восточ­ных бое­вых искусств, но как толь­ко он заго­во­рил – все ста­ло на свои места. В нача­ле рас­ска­зал немно­го о себе, о том, как начал­ся его шаман­ский путь, о том, как узнал о сво­их шаман­ских кор­нях, и о том, как начал­ся его осо­знан­ный путь позна­ния мира через звук.
О неве­ро­ят­ном вли­я­нии зву­ка на окру­жа­ю­щий мир извест­но дав­но. Многие духов­ные тра­ди­ции при­зна­ют это, совре­мен­ная нау­ка тоже не оста­ет­ся в сто­роне, да и каж­дый, думаю, не раз и не два ощу­щал силу зву­ка на себе. В зави­си­мо­сти от харак­те­ра и при­ро­ды про­ис­хож­де­ния зву­ка он может по-​разному вли­ять на про­стран­ство, на все, что в про­стран­стве нахо­дит­ся, и на тех, кто в про­стран­стве нахо­дит­ся тоже. Именно звук лежит в осно­ве духовно-​оздоровительной систе­мы «Ун-​Хун» (Звук Солнца), авто­ром кото­рой и явля­ет­ся Николай Ооржак. С помо­щью опре­де­лен­ных зву­ков, соглас­но «Ун-​Хуну», мож­но воз­дей­ство­вать на энер­гии выс­ших сил, кото­рые могут в свою оче­редь вли­ять на здо­ро­вье чело­ве­ка, его психо-​эмоциональное состо­я­ние и т.д.
Разговор о незри­мом шел не толь­ко в одно­сто­рон­нем поряд­ке. Николай Мунзукович при­гла­шал собрав­ших­ся зада­вать ему вопро­сы и, несмот­ря на то что боль­шая часть при­шла все же боль­ше послу­шать, несколь­ко раз его все-​таки оза­да­чи­ва­ли. Не все вопро­сы были по теме встре­чи, посе­му перед отве­том шаман делал пау­зу. Позже он объ­яс­нил: «Советовался…»
Ваш покор­ный слу­га при­над­ле­жал к той части ауди­то­рии, что при­шла послу­шать. Много дово­ди­лось видеть роли­ков, слы­шать ауди­о­за­пи­сей гор­ло­во­го пения масте­ров из Тувы, но вжи­вую – нико­гда. Настоящий шаман­ский бубен тоже ни разу не слы­шал, поэто­му ждал, когда Николай Мунзукович что-​нибудь испол­нит с осо­бым нетер­пе­ни­ем. Наконец раз­го­вор плав­но пере­шел к при­ме­рам гор­ло­во­го пения – что-​то шама­ну было слож­но объ­яс­нить, и тогда он это демон­стри­ро­вал. Очевидно, уви­дев в гла­зах зри­те­лей инте­рес, Великий Шаман от Темных Небес взял в руки игиль (народ­ный двух­струн­ный смыч­ко­вый инстру­мент), и поли­лась про­тяж­ная тувин­ская пес­ня. Сорвав таким обра­зом апло­дис­мен­ты зала, Николай Мунзукович решил как сле­ду­ет поша­ма­нить. Он взял в руки боль­шой бубен, досе­ле лежав­ший без дела, и под его акком­па­не­мент запел что-​то очень кра­си­вое. Под необыч­ные, но очень заво­ра­жи­ва­ю­щие зву­ки вре­мя лете­ло стре­ми­тель­но и незаметно.
Встреча подо­шла к кон­цу, и мно­гие зри­те­ли, перед тем как напра­вить­ся к выхо­ду, под­хо­ди­ли к Николаю Ооржаку, зада­ва­ли вопро­сы, улы­ба­лись, жали руку, бла­го­да­ри­ли. А у гар­де­роба, полу­чая одеж­ду, ожив­лен­но дели­лись впе­чат­ле­ни­я­ми о необыч­ной встрече.
Евгений Лукин

Справка «Т-​и»
Николай Ооржак родил­ся в 1949 г. в неболь­шой деревне Корум-​Даг в запад­ной Туве. После служ­бы в армии Николай посту­па­ет в инсти­тут куль­ту­ры в Улан-​Уде, где после его окон­ча­ния рабо­та­ет дирек­то­ром народ­но­го теат­ра. Участвуя в поста­нов­ках сцен из народ­но­го фольк­ло­ра, ему часто при­хо­ди­лось играть роль шама­на. Периодически после таких спек­так­лей Николай чув­ство­вал голов­ные боли и недо­мо­га­ние. Он обра­тил­ся за помо­щью к извест­но­му тувин­ско­му шама­ну и цели­те­лю Олегу Тойдуку, кото­рый при­шел к заклю­че­нию, что Николай стра­да­ет от избыт­ка энер­гии и его при­зва­ние – стать шама­ном и нести помощь людям. После это­го роди­те­ли Николая откры­ли ему тай­ну (скры­ва­е­мую в совет­ские вре­ме­на), что по мате­рин­ской линии в их роду были извест­ные шама­ны. Так начал­ся его путь пою­ще­го шамана.
В апре­ле 1993-​го года Николай Ооржак был при­гла­шен Монгуш Бораховичем Кенин-​Лопсан (про­фес­сор, док­тор исто­ри­че­ских наук, вид­ней­ший иссле­до­ва­тель шама­низ­ма в мире) участ­во­вать в шаман­ском обще­стве «Дунгур». Там Кенин-​Лопсан при­сво­ил Николаю титул Кара Дээлер Уктуг Хам – Великий Шаман от Темных Небес.